В случае утверждения находкинской территории в Приморском крае под создание особой экономической зоны портового типа заработать в полную мощность она сможет к 2020 году. Необходимые инвестиции в проект оцениваются в 180 млрд рублей, из которых 30 млрд составят государственные средства. Как 24 марта сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе администрации Находки, перспективы создания в Находке особой экономической зоны портового типа обсудили на совещании в администрации города. Концепцию развития территории вблизи Восточного порта озвучили представители краевой администрации и Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота (ДНИИМФ).

На совещание в администрацию Находки были приглашены руководители предприятий и организаций, которые сегодня территориально расположены в предполагаемых границах особой экономической зоны портового типа. Среди них такие крупные, как Восточный и Малый порты, Восточная стивидорная компания, Восточно-Уральский терминал, железнодорожная станция Находка-Восточная и другие, а также государственные структуры в лице таможни, филиала Росморпорта и администрации морского порта.

Первый заместитель главы города Борис Гладких напомнил, что о возможности создания портовой ОЭЗ на базе Восточного было заявлено в сентябре 2007 года на Морской коллегии, которую проводил в Находке первый вице-премьер Сергей Иванов>.

Как сообщил начальник отдела развития транспортного комплекса администрации Приморского края Сергей Кривец, до 31 марта в Министерство экономического развития должна быть подана заявка на участие территории в конкурсе по созданию портовой зоны. Находящимся в ее границах юридическим лицам необходимо письменно подтвердить согласие или отказ от вхождения в ОЭЗ. По словам представителя краевой администрации, отказ не несет никаких последствий и на дальнейшей деятельности не отразится. Между тем получение статуса участника ОЭЗ позволит предприятиям стать более конкурентоспособными, поскольку в пределах зоны будет установлен специальный экономический режим.

Концепцию развития территории вблизи порта Восточного как особой экономической зоны представил на совещании заместитель генерального директора ДНИИМФ Евгений Новосельцев. По его словам, под размещение объектов ОЭЗ предварительно выделена территория Находкинского городского округа и частично близлежащего Партизанского района общей площадью 45 кв. км. Она охватывает морскую бухту и прилегающие портовые мощности, но не включает жилые постройки данного района.

Как отметил Евгений Новосельцев, зону обнесут забором, для проезда на территорию введут специальный пропускной режим. В общем виде ОЭЗ будет представлять из себя небольшой город с полностью автономной инфраструктурой и числом занятых специалистов до 20 тыс. человек. Общий грузооборот территории может возрасти до 90 млн тонн в год за счет развития новых портовых комплексов. В частности, контейнерного - мощностью 4,2 млн TEU, угольного - на 10 млн тонн, а также комплексов для перегрузки 3,5 млн тонн зерна и рефрежираторных грузов на 250 тыс. тонн. Среди других объектов - мультимодальный транспортно-логистический терминал, центр импорта средств транспорта, центры оптовой торговли по различным группам товаров, рыбокомбинат, склады.

Как подчеркнул первый заместитель главы Находки Борис Гладких, создание портовой ОЭЗ - крупный проект в масштабах всего Дальнего Востока. Его главная идея заключается в том, чтобы переориентировать грузопоток из стран Азиатско-Тихоокеанского региона с западного направления на восточное, на порты Приморья, сделать край одним из центров международной торговли. Сегодня наряду с Находкой свои заявки на создание особой экономической зоны готовят еще два дальневосточных порта - Петропавловск-Камчатский и Ванино.