Динамика цен и инвестиционная политика в сфере недвижимости

"Москва самый выгодный, но в то же время самый рискованный город для вложений в коммерческую недвижимость. К такому выводу пришли эксперты аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers, составившие рейтинг самых перспективных, с точки зрения вложения денег, городов в Европе", - сообщает "Труд" в номере от 17 марта. "Как поясняют эксперты, стремительное восхождение в рейтинге Москвы (с 18-го места на 1-е) связано с тем, что Россия оказалась в наименьшей степени затронута мировым финансовым кризисом, из-за которого многие корпорации были вынуждены отказаться от высоких затрат на коммерческую недвижимость. В Москве бизнес продолжает расти, а следовательно, ему требуются все новые и новые офисные площади (в прошлом году 1 кв. м в бизнес-центре класса "А" стоил минимум 700 долларов в год, а в некоторых случаях его стоимость доходила до 10 тысяч долларов). Эксперты также отметили, что при столь высокой привлекательности отечественного рынка коммерческая недвижимость в стране остается весьма рискованным вложением. По этому критерию столица России также стала лидером рейтинга", пишет газета.

"Однако стоит заметить, что годом ранее доходность столичной офисной недвижимости была выше - около 9%. Налицо снижение инвестиционной доходности", - добавляет "Газета" в номере от 17 марта. "Эксперты считают такой показатель положительным явлением, поскольку он означает рост надежности инвестиций. "Московская доходность в офисах уже не столь сильно отличается от европейской", - радуется директор по инвестициям компании Knight Frank Russia and CIS Евгений Семенов... "С точки зрения соотношения рисков и доходности, рынки коммерческой недвижимости в Москве и других крупных городах России остаются весьма привлекательными для инвесторов", - поясняет эксперт. В интервью корреспонденту "Газеты" Семенов высказал мнение, распространенное сегодня среди его коллег на московском рынке. Эксперт подчеркнул, что кризис ликвидности на международных рынках, начавшийся с переоценки американской ипотеки, а также нестабильная ситуация на фондовых биржах скорректировали стратегии институциональных инвесторов в пользу российской недвижимости. Следовательно, делает вывод Семенов, в ближайший год поток инвестиций на рынок коммерческой недвижимости Москвы и городов-миллионников России будет расти".

А вот на столичном рынке вторичного жилья всплесков активности не отмечается. "Во второй половине февраля рынок вторичного жилья Москвы стабилизировался. Спрос вернулся на доажиотажный уровень, предложение увеличилось. Первые недели марта подтверждают умеренное развитие рынка", - сообщает еженедельник Smart Money в номере от 17 марта. "В последние недели февраля ситуация стабилизировалась, произошел спад спроса на 15-30%... Стабилизация спроса сказалась на ценовой динамике. Если средние цены на вторичном рынке менялись со второй декады января до первой декады марта с недельным приростом от 1,3 до 1,9% (в долларах), то уже за вторую мартовскую неделю прирост составил всего 0,5%. На этой же неделе впервые за два месяца была показана отрицательная ценовая динамика, выраженная в рублях, - минус 0,4%... Сейчас востребовано наименее дорогое жилье. В первую неделю марта цены в типовых панельных домах выросли на 1,7%, в кирпичных экономкласса - на 1,4%. По элитным объектам прирост - всего 1% за неделю, а монолит и вовсе оказался с отрицательной динамикой: минус 0,2%. Снизился рейтинг хрущевок - их удорожание составило только 1%. В качестве кратковременного тренда можно отметить переход среднестатистического покупателя из категории предельно дешевых квартир в экономсегмент улучшенного качества", - пишет газета.

Строительство жилья и жилищная политика в Москве

На своем заседании 19 марта Мосгордума обсудила вопрос переселения жителей квартала "Камушки", попадающего в зону строительства делового комплекса "Москва-Сити". "Столичный квартал "Камушки" рядом с деловым центром "Москва-Сити" через пять лет может стать самым дорогим и респектабельным районом города, считает председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов", - сообщает "Газета" в номере от 17 марта. "Сейчас в квартале расположены 32 здания, из которых 24 - жилые дома. Проживают в "Камушках" около 3 тысяч человек в 1,399 тысячи квартирах. Их-то и будут расселять. Причем столичным властям и будущим инвесторам реконструкции повезло: лишь 542 квартиры приватизированы. А это значит, что большинство нынешних жителей квартала не смогут оказать существенного сопротивления выселению с земли, которая скоро без преувеличения станет золотой. Впрочем, мало аргументов останется и у собственников жилья: реконструкция будет проводиться на основании недавно принятых норм Градостроительного кодекса, облегчающих процедуру так называемого развития застроенной территории... Во-первых, большинство зданий в квартале было построено в 1950-1960-е годы и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к жилым строениям, отмечают авторы проекта развития. Во-вторых, из-за строительства "Москва-Сити" ухудшатся условия жизни обитателей прилегающих к комплексу районов: появятся автомобильные пробки, снизится уровень инсоляции (освещения) жилых домов. Так что без реконструкции вроде как и не обойтись", - пишет газета. "Но улучшать жизнь будут не нынешним жителям, а богатым москвичам: никто не скрывает, что проект реконструкции - в основном коммерческий. В "Камушках" планируют построить 200 тысяч кв. м комфортабельного жилья и 300 тысяч кв. м нежилых помещений. Для этого планируется привлечь от инвесторов порядка 30 млрд рублей... До сих пор непонятно, куда выселят жителей квартала. В Мосгордуме обещают, что новые квартиры им предоставят в ЦАО, как того требует городское законодательство. Однако ЦАО - большой округ, и некоторые его окраины (в районе Таганки, например) по уровню развития инфраструктуры и другим составляющим комфортной жизни ничем не лучше спальных районов", - констатирует газета. В материале также приведен перечень адресов жилых домов и строений района, подлежащих сносу или реконструкции.

"Лишая Мосгордуму права голоса при утверждении высокобюджетных целевых программ, мэрия постаралась подсластить пилюлю для депутатов и дала им возможность высказаться по одному из весьма важных инвестиционных проектов города", - в свою очередь, отмечает "Время новостей" в номере от 20 марта. "Судя по всему, заручиться подписями депутатов разрабатывавшие инвестпроект чиновники из Москомархитектуры решили потому, что его реализация потребует переселения почти 3 тыс. жителей района. И перед тем как выставить проект на торги, в мэрии решили разделить ответственность за снос 24 жилых домов, одного детского сада и еще десятка хозяйственных построек с законодателями. Мосгордума этот шаг в принципе санкционировала, но сам проект был удостоен критики не только традиционными противниками градостроительной политики мэрии из числа оппозиционеров, но и вполне лояльными единороссами... Впрочем, критика единороссов была довольно общей и поверхностной, поскольку представленный вниманию депутатов проект закона... вовсе не содержал подробной информации о том, что и как будет строиться вблизи "Москва-Сити". Этот документ является лишь обещанием того, что обитателям нынешних "Камушков" предоставят жилье в не менее престижном районе столицы", - отмечает газета. "Сейчас в районе отселения в 1399 квартирах, больше половины которых не приватизированы, проживает почти 3000 человек. Документ обещает им, что переселение будет осуществляться в "благоустроенные жилые дома в границах Центрального административного округа"... На месте же пусть и старых, но вполне пригодных для проживания домов появятся элитные новостройки... Городские оппозиционеры обратили внимание на то, что ни одного метра из них не зарезервировано для тех, кто сейчас считается жителем микрорайона "Камушки"... Однако единороссов это нимало не смутило - они обеспечили принятие законопроекта, позаботившись лишь о том, чтобы он прошел доработку в ходе еще двух чтений".

"На месте выставочного комплекса "Экспоцентр" рядом с метро "Фрунзенская" может появиться крупный жилой комплекс. Инвестором проекта выступают структуры Газпромбанка", - сообщают "Ведомости" в номере от 19 марта. "Как стало известно "Ведомостям", "дочка" Газпромбанка - инвестиционная компания "Газпромбанк-инвест" приобрела 100% ОАО "Росстройэкспо", владеющего выставочным центром и имеющего участок площадью 3,5 га на Фрунзенской набережной... "Газпромбанк-инвест" будет сотрудничать с венгерским девелопером TriGranit Development Corporation... По их словам, на месте выставочного центра планируется построить жилой комплекс площадью до 200 000 кв. м. На данный момент компания проходит согласование проекта", - пишет газета. При этом, отмечается в материале, "в самом "Газпромбанк-инвесте" и "Росстройэкспо" проект пока не комментируют. Связаться с чиновниками мэрии Москвы вчера не удалось".

"Мэр Москвы Юрий Лужков сделал весьма примечательное заявление во время традиционного субботнего объезда города. Выступая на церемонии открытия административно-делового комплекса "Соколиная гора" - 33-этажной высотки, возведенной в районе метро "Семеновская", столичный градоначальник пообещал, что скоро аналогичные здания появятся во всех периферийных районах Москвы", - сообщает "Время новостей" в номере от 17 марта. "Если упомянутая Лужковым программа будет воплощена в жизнь, то в обозримом будущем на московских окраинах возведут 60 офисно-жилых комплексов высотой не менее чем в 30 этажей каждый. Высотные здания появятся в районе Алтуфьевского, Можайского и Щелковского шоссе, на Люблинской и Профсоюзной улицах и на Кутузовском проспекте. Высотки решено построить и на въездах в столицу - на пересечении МКАД с Можайским, Ярославским, Варшавским шоссе, Рязанским проспектом и Профсоюзной улицей... Показательно, что г-н Лужков помимо прочего пообещал: в центре города (точнее, в пределах Третьего транспортного кольца) высотное строительство больше вестись не будет", - констатирует газета. "Заметим, что отношение мэра Москвы к программе "Новое кольцо" претерпело серьезные изменения - в ноябре прошлого года на встрече с руководством столичного стройкомплекса Лужков раскритиковал предложенный архитекторами проект в пух и прах... Мэру, в частности, не понравилось то, что возведение всех 60 многоэтажных зданий было отдано на откуп частным инвесторам", - напоминает "Время новостей".

"Какие еще объекты по программе "Новое кольцо Москвы" будут сданы в ближайшее время?" - в продолжение темы задает вопрос "Российская газета" в номере от 19 марта. На него газете ответил генеральный директор ОАО с одноименным названием Валерий Жилов. "В стадии проектирования и строительства сейчас находятся восемь высоток. Одной из первых должна быть сдана 40-этажная "Вертикаль", жилой комплекс на пересечении Ленинского проспекта и улицы Обручева. У него сейчас новый инвестор. Прежнего, недобросовестного... от продолжения работ отстранили. Завершить их поручили хорошо известной в городе строительной компании. И теперь нет сомнений, что в 2008-м "Вертикаль" на Ленинском, 111/2, будет достроена. В этом же году будет сдана 35-этажка на Алтуфьевском шоссе, 54, на северо-востоке столицы. В Восточном округе будут построены сразу 7 высотных зданий, три из которых тоже считаются первоочередными... Полным ходом идет строительство также 38-этажной "Континентали" в Северо-Западном округе на берегу Москвы-реки рядом с Живописным мостом... Началось сооружение и трехкорпусного высотного комплекса, в проектировании которого приняли участие американские архитекторы, на проезде Серебрякова, 11/13, в районе Свиблова. Кроме того, в ближайшие годы будут построены высотки на Минской улице, 17, в районах Фили - Давыдково и Можайский Западного округа... В 2008 году на торги будет вынесено еще 9 объектов", - приводит газета слова Жилова.

"В Москве незаконно занято около 400 квартир городского фонда", - такие данные приводят "Новые Известия" в номере от 19 марта, комментируя историю с выселением дворника Хусаина Исхакова вместе с двумя детьми и беременной женой из квартиры на Балаклавском проспекте. "Оказывается, у семьи Исхаковых два адреса постоянной прописки. Жена и дети прописаны в селе Тукай Нижегородской области. А сам глава семейства зарегистрирован в Москве, на Кантемировской улице. Здесь он вместе со своей первой женой получил квартиру по программе переселения из ветхого жилья. Правда, первый брак Исхакова длился недолго: с 2003 по 2004 год. Получив уведомление суда о выселении, Исхаковы подали встречный иск, но не добились желаемого результата. Даже после того, как апелляция не удалась, они тянули с выселением до последнего, пока в дело не вступили судебные приставы", - сообщает газета, напоминая, что семье Исхаковых решено выделить временную квартиру сроком на год, в течение которого они должны решить свой жилищный вопрос или в крайнем случае переехать по одному из своих постоянных адресов. "По оценке жилищного департамента, в настоящее время в Москве незаконно заняты около 400 квартир городского фонда. По искам городских властей по многим квартирам сегодня идут судебные разбирательства. И цена "доброты" властей по каждому из этих случаев была бы, видимо, слишком велика. Сейчас в очереди на жилье стоит более 166 тыс. московских семей, из которых 6203 - многодетные, 17535 - семьи инвалидов, 2024 - семьи с детьми-инвалидами, 548 - семьи ветеранов Великой Отечественной войны. Получается, в общей сложности больше 500 тыс. человек. В настоящее время максимальный срок ожидания в очереди составляет 20 лет. В ближайшие годы, по плану правительства Москвы, этот срок должен сократиться вдвое. Участием в нацпроекте "Доступное жилье" столица взяла на себя обязательства по строительству социального жилья до 50% от общего объема строительства: 2,5 млн. кв. метров из 5 млн. отдается под социальные нужды. На поддержку социальных программ ежегодно тратится 40% бюджета Москвы. Но, как бы много ни строили социального жилья в Москве, очередников пока еще больше", - констатируют "Новые Известия".

Строительство и реконструкция нежилых объектов

"Столичные власти хотят построить на территории Московского шинного завода (МШЗ) центр технического дизайна за $500 млн", - сообщают "Ведомости" в номере от 17 марта. "О проекте "Ведомостям" рассказал гендиректор МШЗ Алексей Гурин. По его словам, сейчас концепция согласуется с Департаментом науки и промышленной политики Москвы. Это подтвердил руководитель пресс-службы департамента Владимир Мироненко. Застраиваться будет участок в 8,43 га на Шарикоподшипниковской улице (станция метро "Дубровка"), - уточнил Гурин. Сейчас на территории МШЗ находятся только старые заводские корпуса и склады. Производственный комплекс МШЗ был еще в 2006 г. продан Amtel-Vredestein, которую тогда возглавлял Гурин, и выведен на соседний участок на Дубровской улице. Идея создания дизайн-центра принадлежит основному акционеру МШЗ - правительству Москвы", - пишет газета. "В ближайшее время концепцию центра должна рассмотреть коллегия департамента науки и промышленной политики столицы", - рассказывает Мироненко. Совет директоров МШЗ, по словам Гурина, ее уже одобрил; проект разрабатывает международная ассоциация "Союз дизайнеров". Как сообщил президент Союза дизайнеров Андрей Бобыкин, общая площадь центра составит около 300 000 кв. м. Помимо выставочных площадей предусмотрены парковка, офисы, конференц-залы и гостиница".

А на месте Московского комбината хлебопродуктов появится новый жилой массив. "Амбиции зерновой компании "Настюша", как оказалось, простираются гораздо дальше зернового бизнеса. Согласно аналитическому отчету Промсвязьбанка, компания намерена до 2010 года по­тратить порядка 600 млн долл. на приобретение новых активов. Кроме того, в 2009 году должен быть сдан в эксплуатацию девелоперский проект, предусматривающий застройку жильем части неиспользуемой территории Московского комбината хлебопродуктов площадью 420 тыс. кв. м. Инвестиции в этот проект эксперты оценивают в 1 млрд долл.", - сообщает "РБК daily" в номере от 17 марта. "О намерениях "Настюши" к 2009 году закончить строительство на территории Московского комбината хлебопродуктов жилого комплекса сообщается в аналитическом обзоре Промсвязьбанка. По плану, на месте ныне не используемых территорий, принадлежащих МКХ, будет построено около 420 тыс. кв. м жилых площадей, 43,9 тыс. кв. м коммерческих помещений, парковка примерно на 9 тыс. машино-мест и 15,2 тыс. кв. м социальной инфраструктуры. Согласно документу, застраиваемая территория является частью земельного участка площадью 26 га, находящегося в 49-летней аренде МКХ. С учетом того, что застраиваемая территория располагается в Бирюлеве, эксперты считают, что комплекс, скорее всего, будет принадлежать к бизнес-классу и цена жилья составит примерно 5-5,5 тыс. долл. за кв. м", - пишет газета.

Рядом с площадью Трех вокзалов в Москве появится четвертый вокзал.

РЖД и "Трансгрупп" проект обойдется более чем в $1 млрд. С вокзала пассажиры смогут попасть в три крупнейших аэропорта столицы: "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково" в рамках генеральной схемы развития московского железнодорожного узла. Проект уже одобрен правлением "Российских железных дорог". "Идея проекта состоит в том, чтобы на базе станции Каланчевская в районе площади Трех вокзалов построить новый транспортный узел, соединив его со всеми тремя аэропортами Москвы. Схема должна быть доработана в течение двух недель", - отмечают собеседники "Ведомостей". "Представитель РЖД сообщил, что реализовывать проект будет "Аэроэкспресс", по 50% акций которого принадлежит монополии и "Трансгрупп АС"... Представитель "Аэроэкспресса" говорит, что через два-три года на Каланчевской должен быть построен вокзальный комплекс. Оттуда пассажиры смогут отправиться на экспрессе в любой из трех аэропортов Москвы, а позже - в Санкт-Петербург по высокоскоростной ветке... Представителям аэропортов идея РЖД нравится... В большинстве европейских городов такие аэроэкспрессы давно работают", - пишет газета. "Компания планирует приступить к проектированию через два-три месяца", - добавляет "Вечерняя Москва" в номере от 20 марта. "Площадь застройки вокзального комплекса составит от 200 тысяч до 300 тыс. кв. метров. На этой территории должны быть построены пересадочный центр, аэровокзальный комплекс и вокзал для высокоскоростных магистралей. Также комплекс будет включать гостиницу, бизнес-центр, паркинг и торговые площади".

Днем ранее, 19 марта, "Вечерка" сообщает о планах строительства детских садов в столице. "Проблема эта обозначилась еще несколько лет назад. В Москве стала расти рождаемость, а вот материальной базы - детских садов - в нужном количестве не было... Вопрос возвращения детсадов детям стоит по-прежнему остро. Сегодня, когда экономический кризис преодолен и растущее благосостояние общества позволило рожать детей, оказывается, что малышей некуда пристроить. Правительство Москвы и мэр Юрий Лужков делают максимум возможного для решения этой проблемы. Но строительство новых детских садов необходимо сочетать и с модернизацией старых. Ведь вводимые сегодня в строй детские сады и старые, зачастую мало чем отличные от детсадов советских времен, - это две "очень большие разницы". Конечно, вводить в строй по сто детских садов ежегодно - занятие не из легких. Московский мэр охарактеризовал эту ситуацию как "грандиозное напряжение". Но дело стоит того", - пишет газета. "Московские власти полагают, что дошкольные учреждения города, как и школы, не могут быть ведомственными. Это же положение содержит и известный 122-й закон. Однако на деле он не выполняется. С целью его исполнения городские власти намерены обратиться в Счетную палату для привлечения внимания к проблеме... Согласно планам городских властей в систему дошкольного воспитания планируется включить и некоторые частные детские сады. Таких в городе насчитывается около 80".

Дорожное и транспортное строительство

В номере от 17 марта "Российская газета" публикует материал, посвященный одному из важнейших аспектов городского хозяйства - дорожному строительству. "До 2025 года в столице планируется построить три тоннеля", - сообщает газета. "Пока в городе самым длинным является Лефортовский тоннель протяженностью 2,15 километра. С диаметром 14 метров, он еще и самый широкий в Европе. Однако в самое ближайшее время у Лефортовского появятся конкуренты: все три новых тоннеля будут гораздо длиннее его... Первый тоннель длиной 3207 метров планируется проложить от Краснобогатырской улицы до проспекта Буденного. Он пройдет под Преображенской и Семеновской площадями и станет частью строящейся Северной рокады... Второй тоннель связан со строительством Южной рокады. Он будет еще более гигантским - протяженностью уже 4,85 километра. Его собираются провести под музеем-заповедником "Коломенское" через район Нагатинский затон к станции метро "Печатники". По нижнему ярусу этого тоннеля проложат линию метрополитена... а на верхнем уровне "трубы" разместится четырехполосная автотрасса, где каждая полоса будет иметь ширину 3,75 метра... Третий тоннель, который хотят построить в российской столице, планируется таким же по протяженности. Он пройдет под Борисовскими прудами и станет еще одной составной частью Южной рокады, которая берет свое начало от улицы Обручева, далее выходит на Варшавское шоссе через железнодорожные пути Павелецкого направления и заканчивается в районе Марьино", - пишет "РГ".

В том же номере "Российская газета" сообщает о планах столичного метростроя. "Проектировщики "Метрогипротранса" подготовили "бросок" на юг. В этом направлении за один 2009 год планируется построить сразу три станции. Произойдет это на Люблинско-Дмитровской линии. Но сначала эта ветка должна дойти уже в этом году до станции "Марьино". Отсюда линия пройдет под Москвой-рекой в Южный административный округ столицы. Все три станции строятся в многонаселенных микрорайонах и идут друг за другом через сравнительно небольшие перегоны: "Борисово" - возле улицы Борисовские Пруды, "Шипиловская" встанет на одноименной улице, а "Зябликово" - у Орехового бульвара", - пишет газета, цитируя главного архитектора "Метрогипротранса" Николая Шумакова: "Чтобы ускорить проектирование и строительство этого участка, мы решили сделать все станции в едином ключе... Все они односводчатые и одинаковые в поперечном сечении и по габаритам. Унифицированы даже подземные вестибюли. Но особенность московского метро, у которого все станции разные и каждая имеет свое лицо, все-таки сохранена. В итоге получились словно три непохожих друг на друга близнеца. Добиться этого удалось за счет разного рисунка кессонных потолков. В "Борисове" на потолке господствуют круги или опиленные цилиндры, в "Шипиловской" - квадраты, а в "Зябликове" - треугольники". "Впервые почти на самой окраине столицы в метро будет также устроена пересадка с Люблинской линии на Замоскворецкую - со станции "Зябликово" на "Красногвардейскую". Мало того, Замоскворецкую удлинят еще на одну станцию - "Братеево", рядом с которой построят электродепо. В результате уже к концу будущего года весь Южный округ будет охвачен линиями метро и, как оценивают специалисты, его жители приблизятся к центру города на целых полчаса", - отмечает газета.

Реставрация и реконструкция памятников архитектуры

На этой неделе сразу несколько газет опубликовали статьи, посвященные дому Наркомфина на Новинском бульваре. Интерес к одному из самых известных памятников русского конструктивизма связан с открытием выставки в Музее архитектуры им. Щусева, посвященной этому зданию по проекту архитектора Моисея Гинзбурга. "Эпоху великих поисков и заблуждений, родившую на излете 1920-х этот удивительный дом-коммуну, населенный поначалу сотрудниками Народного комиссариата финансов - отсюда и название "дом Наркомфина", - никто из его редких нынешних обитателей не застал. Но для выставки в МУАРе удалось раздобыть кинохронику прежней "наркомфиновской" жизни - как уверяют авторы музейного проекта, зрелище это забавное и трогательное", - сообщают "Известия" в номере от 14 марта. "Нынче от министерского жилья остались только живописные руины. А сам дом - и внутри, и снаружи - напоминает не избранника судьбы, попавшего во все архитектурные энциклопедии ХХ века, а бомжеватую хрущобу-переростка, невесть как затесавшегося между соседними респектабельными зданиями американского посольства и сталинской высотки на Кудринской площади", - пишет газета. Отмечая, что на выставке "покажут москвичам не только новенький, с иголочки, дом Наркомфина, каким его можно увидеть исключительно на пожелтевших фотографиях. Но и то, каким прекрасным он может стать после реставрации". "Заняться будущим дома намерена Группа компаний "МИАН", основной учредитель фонда "Дом Наркомфина". В декабре 2006 года "Известия" писали о том, как представители "МИАНа" скупали квартиры в здании-памятнике. При этом было абсолютно неясно, как именно агентство недвижимости предполагает возвращать к жизни умирающий шедевр. Теперь ситуация прояснилась: ГК "МИАН" готова начать проект его научной реставрации. После чего в нем планируется устроить бутик-отель... Уже ясно, что восстанавливать дом придется с помощью бетонных инъекций - именно так поступали немцы, блестяще отреставрировавшие свои памятники конструктивизма 1920-х годов, построенные по тем же технологиям и из тех же материалов. Не исключено, кстати, что именно немецким специалистам в итоге и предложат заняться восстановлением", - пишет газета. "Впрочем, радоваться рано. Как известно, все прошлые попытки реанимировать дом Наркомфина - и на отечественные, и на западные деньги - неизменно разбивались о вопросы собственности, золотой столичной земли и согласований в городских инстанциях. К тому же реставрацию нельзя начать, не переселив полтора десятка семей, застрявших в обветшавшем доме и спасших его от окончательной разрухи, и бомжей... Ничего оптимистического на этот счет жильцы дома корреспонденту "Известий" не сообщили: переговоры о переселении в более пригодные для жизни квартиры идут, по их словам, так же вяло и безрезультатно, как и два года назад". Кроме того, в материале рассказывается о "побратиме" дома Наркомфина - доме-коммуне на Гоголевском бульваре: он был создан в тот же период той же группой архитекторов, что и "дом-корабль", но судьба его сложилась не в пример более благополучно. "Капитальный ремонт коммуне и не нужен. Даже коммуникации хоть и старые, но проблем с ними нет никаких. Дом в идеальном состоянии. Каким-то чудом его удалось сохранить, - говорят жители".

"О "доме Наркомфина" написаны сотни книг, это - классика конструктивизма (революционного стиля в архитектуре), на него не могут надышаться западные эксперты и туристы-интеллектуалы, в обход Кремля и Василия Блаженного, отправляющиеся на Новинский бульвар. Слава этого места подпитывается даже не столько сногсшибательными видами, сколько довоенной историей и пролетарской легендой. Понятно, что для западных архитекторов здание на Новинском - невероятная экзотика", - отмечают "Новые Известия" в номере от 20 марта. "Когда музейное торжество только набирало обороты, было громогласно объявлено, что "дом Наркомфина" ожидает профессиональная реставрация и затем превращение... в бутик-отель. Решение действительно остроумное. И комнатенки при деле, и иностранцы рады - приезжай и живи в памятнике (тут же напомнили опыт исторических замков во Франции и дизайнерских отелей в Испании). Как раз ради этого откровения (возрождение советского дизайна на новом гламурном витке) люди давились, чтобы попасть в выставочный зал. Но тут ждало разочарование - никакого внятного проекта переделки представлено не было. Отель-бутик завис где-то между идеей и документами, отправленными в мэрию. На деле пока - слова, обещания и дружеские объятия с предполагаемыми инвесторами. Выйдет ли из этого коммунарского единения музейщиков и строителей реальное спасение памятника, покажет не выставка, а время", - пишет газета.

"Выставка "Дом Наркомфина и его значение" может показаться праздником", - отмечают "Ведомости" в номере от 19 марта. "Наконец у руинированного памятника русского конструктивизма появился инвестор - группа компаний "МИАН". Принят проект его документальной реставрации, сделанный внуком автора здания Алексеем Гинзбургом. Назначен срок - 2011 г., когда дом-корабль превратится в дорогой отель-бутик... Но все, кто следит за судьбой дома и кто в ней лично заинтересован (жильцы, автор проекта, инвестор), понимают, что выставка - только очередной повод привлечь общественное внимание к наследию русского архитектурного авангарда, к его теперешнему совершенно позорному для столицы состоянию. И что все в конечном счете будет зависеть от московского правительства, которое видит в доме Наркомфина не памятник мирового значения (официально - регионального), а развалюху, занимающую в центре Москвы очень доходное место. И тут культурные проблемы: как воссоздать утерянное, есть ли мастера для этого, насколько хорош проект реставрации - кажутся несущественными", - констатирует газета. "Возможно, блистательно реализованные в нем архитектурно-социальные идеи чужды властям. Им неинтересен данный Моисеем Гинзбургом ответ на вопрос, как быстро и дешево построить жилой дом, похожий на корабль... Долго это не интересовало и строительный бизнес. Но вот "МИАН" заинтересовался, теперь интересно, сможет ли он осуществить задуманное".

"В этом году совместно с ООО "Гинзбург-Архитектс", проектной мастерской Гинзбурга, "МИАН" планирует разработать градостроительную документацию по реставрации дома Наркомфина", - в свою очередь, сообщает о проекте "РБК daily" в номере от 19 марта. "Он будет превращен в гостиничный комплекс из двух блоков - коммунального и жилого. В основном, 8-этажном корпусе площадью 3,3 тыс. кв. м, планируется разместить 40 гостиничных номеров класса люкс, магазин, лобби-бар, а в 4-этажном коммунальном (800 кв. м) - бизнес-центр, конференц-зал, ресторан и служебные помещения. За бутик-отелем расположится парковка на 28-30 машино-мест. Завершить реставрационные работы планируется в 2011 году. Между тем столичные власти намерены провести тендер по выбору инвестора для реконструкции дома Наркомфина. В "МИАН" знают о предстоящем конкурсе, однако о других претендентах в компании ничего не слышали".

Но не "домом-кораблем" единым. "Завершена реставрация известного памятника советского конструктивизма - клуба Дорхимзавода", - сообщает "Труд" в номере от 19 марта. "Здание архитектора Мельникова напоминает трактор (но видно это только сверху). Владельцы укрепили фундамент и фасад, проложила специальные гидроизоляционные материалы", - пишет газета, приводя слова заведующей сектором советской архитектуры Москомнаследия Натальи Голубковой: "Облик восстанавливали по чертежам автора... Убрали пристройки, воссоздали прежнюю планировку, вернули красно-бело-серую окраску. Теперь в здании находится банк. Клуб сохраняет статус памятника архитектуры, поэтому два раза в год здесь будут экскурсии".

Об основных проектах реставрации памятников архитектуры, которые могут быть реализованы в ближайшие годы, сообщают "Известия" в номере от 19 марта. "В минувшем году "Известия" насчитали в столице не менее 18 заброшенных зданий-памятников. В этом году на некоторые из них наконец пришли реставраторы... В номинации "древнейшие гражданские здания" число палат XVII века, ожидающих заселения, по нашим подсчетам, все еще равно восьми. Впрочем, палаты Киреевских (Остоженка, 19, во дворе) и Левашовых (Староваганьковский переулок, 15, во дворе) как будто приготовились к реставрации. Те и другие окружены заборами, ведутся предпроектные или проектные работы... В комплексе с офисным строительством задумывалась реставрация палат Зиновьевых - старейшего дома Арбата... Позади памятника раскинулась строительная площадка. Однако палаты, согласно проекту лишенные позднейшего третьего этажа и накрытые временной кровлей, продолжают пустовать. В номинации "пустующий XVIII век"... изменений больше. Возобновились реставрационные работы в многострадальном доме Веневитинова (Кривоколенный переулок, 4; см. "Известия" от 24.06.05). А главное - взяты в работу деревянные здания, пережившие пожар 1812 года: усадьба Разумовского и дом Всеволожских", - пишет газета, подробно рассказывая об обоих усадебных домах. "Но что будет на практике? Реставрация в наше время тревожит не меньше, чем ее отсутствие. Даже самые добросовестные, проверенные проектировщики могут не сладить с заказчиками без государственной и общественной поддержки, без поддержки прессы. Как выглядит картограмма аварийных частей в палатах Левашовых? Какой процент старого дерева вернется в дом Разумовского? Не станет ли дом Всеволожского новоделом?" - задают риторический вопрос "Известия".

Строительство может стать основанием для досрочного признания памятником, охраняемым государством, Соловецкого камня, привезенного из мест заключения жертв политических репрессий и установленного правозащитной организацией "Мемориал" в 1990 году в сквере недалеко от комплекса зданий ФСБ. "По словам сопредседателя московского общества "Мемориал" Яна Рачинского, идея придать камню из Соловецкого лагеря статус охраняемого государством памятника у правозащитников возникала и раньше, однако активно заняться этим вопросом заставила угроза его переноса. Монумент попал в "пятно" строительства подземной электроподстанции метрополитена, для которой компания ЗАО "Веста", выполняющая городской заказ по реставрации гостиничного комплекса на Никольской улице, не нашла другого подходящего места", - сообщает "Время новостей" в номере от 18 марта. ""К сожалению, в Москве так часто бывает, что перед строительством обещают одно, потом происходит совершенно другое. Например, техника безопасности работы подстанции может не позволить возвратить монумент на его место", -- рассказал "Времени новостей" г-н Рачинский... Впрочем, как заверила корреспондента "Времени новостей" пресс-секретарь Москомнаследия Наталья Логинова, уже самого факта подачи заявки достаточно, чтобы монумент стал неприкосновенным, а в случае получения Соловецким камнем статуса памятника истории и культуры любое его перемещение, пусть даже на временный срок, потребует длительных согласований. И, что главное, будет гарантией того, что даже в случае временного переноса монумента после завершения строительных работ его вернут на место. В том же, что Соловецкий камень статус охраняемого государством объекта культурного наследия получит, в Москомнаследии не сомневаются", - пишет газета. "Генеральный директор ЗАО "Веста" Алексей Горинов утверждает, что предвидел возникновение острых споров по поводу временного переноса монумента. И потому сам обратился за согласованием непосредственно в "Мемориал". По его словам, протокол соглашения с правозащитниками был подписан еще в начале года и строители обязуются вернуть камень на место".

Вероника Шарова