Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации по Чеченской Республике Гудермесского района возбуждено уголовное дело по факту незаконного лишения свободы в отношении гражданского лица - Махмадсалахага Масаева. Как сообщил ИА REGNUM московский адвокат Станислав Маркелов, представляющий интересы потерпевшего, дело возбуждено по ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы с отягчающими обстоятельствам), хотя в дальнейшем возможна и переквалификация с расширением состава обвинения.

По словам адвоката, 28 сентября 2006 года 40-летний Масаев был задержан посреди дня в центральной мечети г. Гудермес неизвестными лицами в форме работников правоохранительных органов и увезен в одну из незаконно существующих на территории республики тюрем. На следующий день после того, как он не вернулся домой, его мать подала заявление о пропаже сына. В местах незаконного лишения свободы Махмадсалахаг Масаев пробыл четыре месяца, после чего был отпущен со словами, что "он был задержан по ошибке".

"Сотрудники правоохранительных органов после подачи заявления о возбуждении уголовного дела заявили, что Масаев не был задержан, а совершал... паломничество по святым местам, выключив мобильный телефон и ничего не сообщив родственникам, - рассказал Станислав Маркелов. - Сам потерпевший, естественно, называет версию "паломничества по местам незаконного лишения свободы" абсолютной глупостью". По словам потерпевшего, задержавшие его сотрудники силовых органов Чеченской Республики подозревали его в связях с боевиками. Между тем, характеризуя своего подзащитного, Станислав Маркелов подчеркнул, что тот отличается глубокой религиозностью и по характеру своих убеждений ни в коем случае не мог быть причастен к вооруженному подполью.

"Это первое уголовное дело, которое возбуждено в Чечне в связи с применением практики так называемых "частных тюрем", когда людей задерживают представители силовых или квазисиловых структур и длительное время держат в местах лишения свободы, вообще не имеющих никакого официального статуса. Разумеется, пребывание потерпевших в таких местах сопряжено с неимоверными лишениями, практикуются пытки, избиения, условия содержания носят подчас откровенно пыточной характер, о доступе адвокатов, родственников, медицинской помощи говорить не приходится, - отметил защитник. - До возбуждения данного дела, несмотря на массовый характер применения незаконных тюрем, все заявления такого рода оставались без движения. Кроме того, абсолютное большинство прошедших через подобные казематы и выживших отказываются подавать заявления в следственные органы, опасаясь повторения репрессий".

По словам Станислава Маркелова, его подзащитный опознал задержавших его людей, которые, впрочем, особенно и не скрывались, однако официальное обвинение подозреваемым по этому делу еще не предъявлено. "Я прекрасно понимаю, что даже если это дело удастся довести до суда, у обвиняемых будет возможность уйти от ответственности по амнистии, которая в прошлом году была объявлена в Чечне, - заявил адвокат. - Но я добиваюсь того, чтобы преступление было названо преступлением, и хочу показать тем, кто использует практику незаконных тюрем независимо от того, кто бы это ни был, что будут получать за это преступление реальные сроки. Это необходимо для того, чтобы прекратить развитую, к сожалению, практику незаконного лишения свободы".