Обзор СМИ Камчатского края за 17-21 марта

"Корабли, самолёты, поезда...". С таким заголовком 19 марта вышла газета "Камчатское время". Издание сообщает, что к лету возобновится регулярное авиасообщение с Пенжинским районом. "Проблеме транспортной доступности для жителей отдаленных северных поселков был посвящен долгий разговор губернатора с журналистами, который состоялся на днях в его кабинете. Руководители края справедливо считают, что именно отсутствие развитой транспортной инфраструктуры сдерживает экономическое развитие Камчатки. Поэтому решению именно этой проблемы губернатор Алексей Кузьмицкий уделяет особое внимание. "Та работа, которая была намечена в конце прошлого года, уже даёт свои результаты. На стадии завершения находятся восстановительные работы в аэропорту села Манилы. Технически он готов принимать самолеты Ан-28: осталось только завершить оформление разрешительных документов. В ближайшее время будет совершен первый технический рейс, а к лету планируется обеспечить регулярное авиасообщение с самым удаленным районом Камчатского края. Вследствие высоких цен на авиатопливо и отсутствия загруженности рейсов в Корякском округе слишком высокие авиатарифы на перевозку пассажиров. Так, стоимость билета от Петропавловска-Камчатского до Тиличик - 13,5 тысячи рублей, до Оссоры- 9,5 тысячи рублей. Поэтому мы прорабатываем вопрос по субсидированию авиаперевозчиков с целью снижения пассажирских тарифов. Опыт такой системы у нас уже есть. Например, себестоимость полёта одного человека в одну сторону до села Никольское составляет более 19 тысяч рублей. Пассажиры же платят чуть больше 6 тысяч рублей за билет. Таким образом, повышение транспортной доступности отдаленных районов планируется за счет дальнейшего развития и относительного удешевления внутрирегиональных авиационных перевозок. Наряду с оптимизацией парка воздушных судов необходимо в дальнейшем часть затрат по содержанию и развитию местных аэропортов осуществлять за счет бюджетных средств", - сказал глава региона.

Газета так же сообщает, что в селе Никольское Алеутского района в рамках реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья" готовится проектно-сметная документация для работ по удлинению взлётно-посадочной полосы. Это обеспечит возможность приема на Командорах самолетов типа Як-40. Пока в этот район летают самолёты Л-410, которые требуют дозаправки. Это влияет и на время в пути, и на стоимость перелета. "Если будет приспособлена взлётно-посадочная полоса, то до Никольского можно будет летать дешевле и без пересадок", - отметил губернатор.

"Наряду с опережающим развитием инфраструктуры авиационного транспорта ставится задача планомерного расширения сети автомобильных дорог. Задача первого этапа вывода полуострова из транспортного кризиса - строительство дороги Анавгай-Палана. На первом этапе будет только зимник. В перспективе - автомобильная дорога четвёртой категории. Финансирование этого проекта должно начаться в 2009 году. В среднесрочной перспективе развитие сети автомобильных дорог будет способствовать подкреплению маршрутной сети морских каботажных перевозок и может стать основой для открытия паромной линии Усть-Камчатск - Никольское. Такая перспектива рассматривается и может быть осуществлена в ближайшие годы. Данный проект предлагается финансировать из федерального бюджета. Всего в развитие Командорских островов планируется вложить 1,4 млрд. рублей. В плане - строительство 15 объектов. Их финансирование начнется уже в 2008 году. Основной проект первого этапа - автомобильная дорога от Петропавловска до Усть-Камчатска. В целом губернатор отметил первые позитивные моменты в решении транспортных проблем полуострова, которые копились годами", - пишет газета.

"Госкомрыболовство ценит не репутацию, а деловые качества Александра Чистякова". Газета "Рыбак Камчатки" 19 марта пишет о том, что бывший вице-губернатор Александр Чистяков стал пусть и внештатным, но советником руководителя Госкомрыболовства, так теперь еще и назначен ответственным за распределение лососевых квот на Камчатке. "Появись эти новости 1 апреля, все восприняли бы их как подобает - удачной шуткой. Однако на это надеяться не приходится. И можно только гадать, как оказанное Москвой доверие повлияет на результаты распределения лимитов ценного водного биоресурса. Пожалуй, полномочия у делегированного комитетом ответственного лица поболее, чем было у региональных властей. Надо думать, как и рычагов воздействия. Рыбацкая общественность в растерянности. Если Москва доверила проведение главного мероприятия подготовки к путине человеку, который ежегодно делал все, чтобы ее сорвать - то что бы это значило? Впрочем, это как раз не трудно понять, только очень уж не хочется в это верить. Потому что кто в этом случае будет добывать камчатского лосося и получать тем самым колоссальные прибыли? Неизвестно, но явно не те, кто имеет на это законное право", - пишет газета.

"Но больше всего поражает, насколько столичные чиновники высшего звена самоуверенны и как откровенно игнорируют общепринятые общественные нормы. Комитет - сегодня практически отраслевое министерство. И советником, по сути, министра приглашают чудом избежавшего тюрьмы бывшего вице-губернатора! Что же, государственный комитет по рыболовству ценит такие кадры, как Чистяков, и такие качества, как у него? Решение Госкомрыболовства еще можно было бы понять, признай суд его невиновным в инкриминированном ему преступлении - халатности, которая повлекла огромные бюджетные потери для региона и страны. Однако уголовного наказания Александр Чистяков избежал лишь потому, что прокуратура после двух лет следствия вдруг обнаружила, что в 2005 году вице-губернатор хоть и плохо себя вел, но на статью это не тянет. Отлично подпадает под статью УК РФ его деятельность в 2004 году, только вот досада - пока тянулся суд, срок давности по ней истек. С такой репутацией в приличное учреждение обычно не берут. А в министерские стены почему-то милости просим?..", - заключает издание.

Тему в своем номере за 21 поддерживает и газета "Вести", вышедшая с заголовком "Чистяков заряжает". "Первоисточником этой информации считается министр рыбного хозяйства Камчатского края Иршат Шайхов. Г-н Шайхов действительно заявил, что Чистяков назначен "внештатным советником руководителя Госкомрыболовства". Но он не сказал, что Чистяков будет что-то делить. Краевой министр сформулировал мысль несколько иначе: "Порядок проведения конкурса, определенный ранее приказом министра сельского хозяйства, будет изменен и утвержден Правительством Российской Федерации... Определены и ответственные лица от Государственного комитета по рыболовству в регионах, которые будут руководить этим процессом. На Камчатке - это Александр Чистяков". Как видите, здесь все сложнее и непонятнее. Каким процессом будет руководить Чистяков? - этот вопрос пока висит в воздухе. Конечно, многочисленные камчатские "друзья" Александра Борисовича, которые уже имеют печальный опыт "распределения от Чистякова", поняли все буквально и сразу встали на дыбы, невольно сделав ему "рекламу", - пишет газета.

"Но стоит ли им беспокоиться? Так ли уж важна должность, которую занял Александр Чистяков? Уж слишком неопределенно звучит - "внештатный советник". Допустим, что такому человеку разрешат присутствовать на каком-нибудь совещании и даже высказать свое мнение, но не более того. Закон о госслужбе "внештатников" и "общественников" не предусматривает. Должность эта не может быть номенклатурной. Приказы главы Госкомрыболовства являются ведомственными и распространяются только на сотрудников комитета. А если ты "внештатный", то ты не госслужащий, тебе никто ничего не может ни приказать, ни поручить, никому ты ничего не должен, ни за что не несешь ответа. И ни в одну комиссию, на которой решается федеральный вопрос и судьба федерального ресурса, ты, по идее, войти не можешь. Если Андрей Крайний действительно поручил Александру Чистякову такое важное дело, как распределение ресурсов, то выглядит это очень странно и нелогично. Ведь у Госкомрыболовства на Камчатке есть целое территориальное управление. Там есть опытные специалисты. Зачем еще понадобилось откапывать отставника, который успел побывать под судом, и делать из него для этого внештатного сотрудника? Впрочем, приходится признать: когда речь заходит о миллионах, логика становится бессильной и можно ждать чего угодно", - заключает издание.

В своей следующей статье "Что будет с прибрежкой?" газета "Вести" в номере за 21 марта продолжает рыбную тему. Издание сообщает, что депутаты Камчатского края обратились в Правительство РФ с просьбой принять срочные меры для внесения изменений в Федеральный закон "О рыболовстве". "Как рассказал заместитель председателя постоянного комитета по рыболовству, природным ресурсам и аграрной политике Законодательного Собрания Камчатского края Андрей Гермаш, в декабре 2007 года в Федеральный закон № 166 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", были внесены изменения, которые исключили понятие "прибрежное рыболовство" как отдельный вид промысла, а также условие об обязательной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прибрежное рыболовство на территории соответствующего прибрежного субъекта РФ", - сообщает издание.

"Какую опасность это представляет для экономики Камчатского края - просчитать несложно. Рыбная промышленность - основа Камчатского края и, по сути, единственная отрасль, являющаяся основным источником доходов. В ней занято более 50% работающих в промышленности. Поэтому очевидным является то, что состояние дел в рыбной промышленности определяет социально-экономическую ситуацию края в целом. Развитие прибрежного рыболовства и создание условий для расширения береговой переработки является реальным резервом увеличения объемов производства, в том числе глубокой переработки водных биоресурсов, роста добавленной стоимости и, соответственно, социально-экономического развития края. Отмена же понятия "прибрежного рыболовства" повлечет за собой кардинальное изменение порядка распределения квот для пользователей. До отмены понятия доли промышленного рыболовства делились на экономзону и прибрежное рыболовство. Причем в экономзоне участвовали все регионы РФ, а в прибрежке - только те, чьи предприятия зарегистрированы на территории соответствующего субъекта Федерации", - пишет газета.

"По новому законодательству долевое распределение квот будет происходить без учета интересов прибрежных субъектов Федерации, и участвовать смогут все желающие, зарегистрированные в России. И, например, если сейчас в экономзоне Карагинской подзоны ведут промысел компании, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, то наверняка они будут претендовать и на прибрежку. А согласно новому порядку при пересчете долей крупные предприятия, зарегистрированные в Российской Федерации, имевшие доли в экономзоне, получат значительное преимущество, перед теми, у кого были доли только прибрежного рыболовства", - продолжает издание.

"С одной стороны, на всех уровнях говорится о важности развития прибрежного рыболовства и создания условий для расширения береговой переработки и вследствие этого - развития регионов. В частности, это отражено и в Концепции развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года, касающейся в том числе вопросов прибрежного рыболовства, а также в поручениях Президента России, - говорит Андрей Гермаш. - Но с другой стороны, демонстрируется полное игнорирование проблем прибрежного рыболовства, а принимаемые законы противоречат Концепции развития рыбного хозяйства, Конституции, поручениям президента, а также плану мероприятий по повышению эффективности рыбопромышленного комплекса России, утвержденному Правительством РФ в феврале 2008 года".

"Так, последние изменения в Федеральный закон "О животном мире" касаются передачи полномочий субъектам Российской Федерации. Сегодня согласно федеральному законодательству регион не имеет полномочий для распределения квот, кроме тех водных биологических ресурсов, которые водятся во внутренних водоемах. В связи со сложившейся ситуацией депутаты Законодательного Собрания Камчатского края подготовили законопроект "О внесении изменений в отдельные федеральные законы, касающиеся регулирования вопросов прибрежного рыболовства", а также обратились в Правительство РФ с просьбой в срочном порядке принять соответствующие меры", сообщает газета.

"Город будет развивать туризм", пишет 19 марта газета "Рыбак Камчатки". Издание сообщает, что первый заместитель главы Петропавловска-Камчатского Николай Пегин встретился с представителями увлеченной зимними видами спорта молодежи, чтобы обсудить перспективы развития туризма в краевом центре. "По словам Пегина, Петропавловск имеет большие возможности для привлечения туристов и становления туристической отрасли как одной из базовых в экономике камчатской столицы. Здесь можно развивать и экстремальный туризм, и экологический, организовать рыбалки и прогулки на снегоходах. Не менее важен и факт, что Петропавловск является историко-культурным центром края. Согласно разрабатываемой в горадминистрации программе развития туризма, к 2018 году Петропавловск должны ежегодно посещать около 340 тыс. туристов, а их обслуживать будут почти 28 тыс. горожан (сейчас эта цифра не превышает 5 тыс.)", - пишет газета.

"Чем же может привлечь путешественников Петропавловск? Программой определены 16 участков, где можно создать туристические объекты. К примеру, в Аваче планируется организовать парусный центр, в районе Моховой обустроить лежбище сивучей. Микрорайон "Сероглазка" может украсить статуя девушки, которая будет окружена аурой легенды о том, что она проводила любимого в море и дождалась его. Планируется, что благодаря такой романтичной истории она станет символом верности в любви, и со всего мира сюда потянутся влюбленные пары, чтобы прикоснуться к ее бронзовой руке и обрести супружескую верность. Центр Петропавловска должен остаться неприкосновенным с исторической и природной точек зрения. Но и он не останется без внимания властей. К примеру, на этой встрече родилось предложение разместить на "голой" подпорной стенке (по ул.Ленинская в центре города) барельефы, посвященные "кругосветкам", которые заходили в Петропавловск. Одной из изюминок города должен стать горнолыжный комплекс на Петровской сопке. Там планируется разместить подъемники, запустить фуникулеры, а летом использовать ее как парк для активного отдыха. Здесь же можно проводить спортивные соревнования даже мирового уровня. Проект комплекса будут разрабатывать компании, признанные в мире и уже имеющие в своем активе реализованные подобные проекты. Если удастся защитить проект в инвестиционном фонде российского правительства, то уже через два года начнется его строительство", - заключает газета.