Москомнаследия убедил метрополитен в необходимости соблюдать закон

Москва, 21 марта 2008, 18:06 — REGNUM  Инспекция Комитета по культурному наследию Москвы (Москомнаследия) выдаст предписание в адрес Московского метрополитена о приостановке работ на станции "Охотный ряд". Кроме того, на метрополитен будет наложен административный штраф в соответствии со Ст. 7.14 КоАП РФ (Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия). Об этом ИА REGNUM сообщил заместитель начальника инспекции Андрей Варламов по окончании проверки, проведенной специалистами Москомнаследия на станции "Охотный ряд" 20 марта.

По его словам, перронный зал станции "Охотный ряд" с 1992 года является выявленным объектом культурного наследия, однако до сих пор Московским метрополитеном не подписаны охранные обязательства по этому объекту как и по ряду других станций. "Тем не менее, - подчеркнул Андрей Варламов, - перронный зал станции "Охотный ряд" подлежит государственной охране, и ведение там каких-либо работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия является нарушением закона".

Поводом для данной проверки стало обращение ИА REGNUM с просьбой дать оценку ведущимся на станции работам по замене облицовки стен и светильников. В ходе проверки было установлено, что на части стен вдоль путей произведена замена светло-желтой кафельной плитки на мраморную облицовку светло-серого цвета. Замена материала облицовки и изменение колористического решения станции не были согласованы в установленном порядке с Москомнаследия. Также без согласования с Москомнаследия произведена замена ряда светильников на аналогичные по форме, но большего диаметра. Все это привело к изменению облика объекта культурного наследия.

Как пояснил в ходе проверки начальник службы тоннельных сооружений Московского метрополитена Андрей Жуков, замена плитки на стенах на мрамор связана с тем, что плитка плохо удерживается на криволинейной поверхности стен и под воздействием вибрации периодически осыпается на пути, создавая проблемы при движении поездов, тогда как мраморная облицовка выполняется по отработанной технологии, исключающей подобные явления. Между тем главный архитектор Московского метрополитена Николай Шумаков в интервью газете "Известия" от 17 января 2008 года, приводил другое объяснение. По его словам, замена кафельной плитки на мрамор планируется не только на станции "Охотный ряд", но и ряде других старейших станций московского метро, и связано это с желанием реализовать первоначальный авторский замысел, который в свое время не был воплощен в надлежащем материале.

Как пояснила ИА REGNUM советник сектора советской архитектуры Москомнаследия Анна Леванова, столкнувшись с проблемами безопасности, связанными с разрушением кафельной облицовки стен, метрополитен должен был привлечь к их решению специалистов Москомнаследия с тем, чтобы объединенными усилиями найти решение проблемы, которое позволило бы в максимальной степени сохранить облик объекта культурного наследия.

Что касается изменения материальной структуры памятника под предлогом реализации авторского замысла, то это является недопустимым - такое мнение высказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заведующий кафедрой реставрации Московского архитектурного института Алексей Щенков. "Мы реставрируем памятники, а не замыслы", - подчеркнул он. Напомним, что ИА REGNUM неоднократно обращалось к проблеме сохранности станций московского метро как уникальных объектов культурного наследия и, в частности, касалось вопроса о закрытости метрополитена и нежелании его руководства сотрудничать со специалистами и даже с уполномоченным государственным органом охраны памятников.

"Мы удовлетворены тем, что удалось установить контакт с руководством метрополитена, - отметил Андрей Варламов, комментируя результаты проверки 20 марта. - Надеюсь, что теперь между нами начнется конструктивный диалог и совместная работа, направленная на сохранение этих памятников. Прежде всего, мы рассчитываем на скорейшее подписание со стороны метрополитена охранных обязательств. Сегодня нас заверили в том, что это станет возможно как только закончится инвентаризация станций, проводимая сейчас по требованию Ростехнадзора".

Справка ИА REGNUM:

Станция "Охотный ряд" Московского метрополитена Сокольнической (Кировско-Фрунзенской) линии построена в 1935 г. по проекту архитектора Юрия Ревковского при участии художников Николая Борова и Григория Замского. В 1950-1965 гг. носила имя Лазаря Кагановича, в 1965-1990 гг. называлась "Проспект Маркса".

Пилоны станции облицованы серебристо-серым итальянским мрамором - единственный случай применения импортных материалов на станциях метро первой очереди. Путевые стены были облицованы белой глазурованной кафельной плиткой. Общая площадь поверхности, выложенной плиткой, составила несколько тысяч квадратных метров. Все работы по облицовке станции были выполнены в двухнедельный срок. Существующая светло-желтая плитка появилась на станции позднее. Изначально станция освещалась торшерами, стоявшими посередине центрального нефа. Шарообразные потолочные светильники появились в 1944 году, когда в связи с сооружением перехода на соседнюю станцию "Театральная" потребовалось увеличить пропускную способность перронного зала, а в 2004 г. они были заменены на аналогичные.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.