Подытожьте, пожалуйста, работу областного парламента в 2002 году. Сколько принято "пилотных" законов?

На мой взгляд, именно в 2002 году не только калининградские политики, но и широкие общественные круги ощутили, что изменения на европейском континенте не просто происходят вокруг нас. Они самым непосредственным образом касаются каждого из нас, жителей заграничного субъекта Российской Федерации. Мы не вступаем в ЕС, но будем вынуждены перейти на европейские стандарты качества быстрее, чем предполагали раньше. Калининградцы должны за короткий срок научиться работать так же, как наши европейские соседи. А это, в свою очередь, должно привести к заметному росту уровня жизни. Как и каждое большое дело, модернизация социально-экономической системы региона, решение сложных проблем развития идет не гладко. Приходится биться о бетон европейской и российской бюрократии, для того, чтобы подвигнуть ее к уступкам здравому смыслу. Калининградцам предстоит преложить немало усилий, для того, чтобы движение по пути модернизации социально-экономической системы области не забуксовало из-за очередного параграфа какого-нибудь соглашения.

В 2002 году областная Дума приняла такие важные законы, как закон "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капиталовложений на территории Калининградской области". В этом нормативном акте использованы все возможности для привлечения капиталовложений, которые предоставляет региону федеральное законодательство. Приняты или находятся в стадии принятия такие важные с точки зрения обеспечения прозрачности деятельности власти законопроекты, как "О ежегодном послании главы администрации (губернатора) Калининградской области", "О депутатских расследованиях в Калининградской области", "О порядке предоставления информации органами государственной власти и местного самоуправления Калининградской области", "Об общественном обсуждении проектов законов Калининградской области и вопросов, требующих законодательного решения". Приятно, что уровень регионального законодательства высоко оценивают со стороны. Так журнал "Эксперт" опубликовал результаты 7-го ежегодного мониторинга инвестиционной привлекательности различных районов страны. Специалисты считают, что калининградские законы как инструмент привлечения финансовых средств в местную экономику находятся на 3-м месте в России.

В одном из своих прошлогодних интервью Вы заявили, что "Россия должна быть готова к самым жестким и нестандартным мерам для того, чтобы защитить интересы населения Калининградской области, которая может оказаться в изоляции после вступления в ЕС ее соседей - Литвы и Польши". Что Вы имели в виду, и наступил ли этот "нестандарт"?

Я имею в виду попытки явочным путем нарушить букву и дух соглашения между ЕС и РФ, заключенные по калининградскому вопросу в ноябре 2002 года. На мой взгляд, именно как ползучую ревизию можно оценить некоторые действия литовской стороны, которая уже шестой раз меняет свои предложения по злополучному транзитно-визовому вопросу. Причем чем дальше, тем больше "упрощенная модель" становится похожей на все те же Шенгенские соглашения. Что касается жестких мер, то здесь диапазон довольно широк. Необходимо просто проявить политическую волю и показать свою готовность адекватно реагировать на ущемление своих интересов. Лояльное сотрудничество - улица с двухсторонним движением, а пока же от нас ждут односторонних уступок.

Какие именно политические фигуры области сейчас должны быть больше задействованы в работе федерального центра по защите интересов области?

Хотелось бы, чтобы наши "депутаты Балтики" - господа Ледник и Никитин приняли более активное участие в сложной деятельности по лоббированию интересов регионального сообщества в коридорах власти. Пока основную тяжесть этой работы несут сотрудники областной администрации и регионального парламента. Я считаю, что забота о будущем области должна объединить всех нас, вне зависимости от того, в каких партиях мы состоим и как друг к другу относимся. С сожалением вижу, что ряд общественных деятелей, позиционирующих себя в качестве влиятельных личностей, предпочитают злорадно считать ошибки и проблемы. Очень просто ничего не делать, руководствуясь лозунгом "Чем хуже, тем лучше". Наверное, такие люди живут в другой, параллельной Вселенной.

Кто в области выступает за автономию или отделение Калининградской области от России?

При своем немалом политическом опыте, я почти не встречал людей, заявлявших о необходимости отделения региона от России. Социологические опросы, регулярно проводимые в нашем крае, демонстрируют, что сторонников сепаратизма у нас не более 4-5%. Причем, никто из региональной политической элиты не выступал с такими призывами. Чаще о сепаратизме мы слышим от московских экспертов и журналистов. Скажем прямо, нежелание считаться со спецификой нашего геополитического положения и воздействием этого фактора на жизнь региона, с которым приходится встречаться в федеральных ведомствах, раздражает. Всем должно быть понятно: не мы требуем каких-то особых прав или, тем более, привилегий. Учета особого положения области в соответствующих нормативных документах объективно требует ситуация. Если игнорировать эту необходимость, на развитии области можно будет просто поставить крест.

Владимир Анатольевич, до избрания депутатом областной Думы Вы работали председателем областной коллегии адвокатов. Скажите, Вы взялись бы защищать в суде интересы калининградцев, которых с Нового года ссаживают с транзитных поездов в Литве без объяснения причин?

Хотя у меня нет опыта работы с Европейским судом по правам человека в Страсбурге, думаю, что мог бы оказать посильную помощь группе адвокатов, представляющих интересы россиян.

По Вашему, будет ли ратифицирован к 1 июля 2003 Госдумой договор о российско-литовской границе?

Это вопрос не совсем по адресу. Федеральное руководство обладает мощным набором рычагов влияния на нижнюю палату Федерального собрания. Если на Боровицком холме будет принято политическое решение, то мы с вами увидим его успешную реализацию в здании на Охотном ряду.

Госдума отклонила законопроект, внесенный вашей думой, о дополнении к действующему Федеральному закону "О наименованиях географических объектов". А как Вы лично относитесь к возвращению Калининграду немецкого имени Кенигсберг? Какие другие варианты названий Калининграда, кроме Кенигсберга, могут быть предложены?

Я лично считаю, что у нас с вами гораздо больше других актуальных задач, которые несопоставимы по значимости с затасканной темой переименования. По-моему, рядовой избиратель будет рад переименовать город хоть в Нью-Усть-Закутайскбург, если от этого на улицах будет чисто, зарплата и пенсии достигнут уровня, многократно превышающий порог выживания. Но мы все прекрасно понимаем, что для реализации этих фантазий надо много и хорошо работать. А переименования этой работы не заменит.

Ваши политические симпатии на ближайших выборах в Госдуму?

Мои политические симпатии всегда были на стороне реформистских, демократических сил. Не буду изменять своим убеждениям и в этот раз, так что не стоит ждать от меня голосования за КПРФ или ЛДПР.

Биографическая справка. Никитин Владимир Анатольевич. Родился 27 октября 1961 года в городе Горьком. После окончания в 1978 году 32-й калининградской школы поступил на экономико-правовой факультет Калининградского государственный университет, который закончил в 1983 году. Отслужив срочную службу в Советской Армии, в 1985 году вступил в Калининградскую областную коллегию адвокатов, в 1989 году стал заместителем ее председателя, с 1992 по 1998 - ее председатель. В 1994 году избран депутатом областной думы, а в 1996 году избран во второй раз. С 2000 - председатель Калининградской областной Думы 3-го созыва. Женат, двое дочерей.