Баку дезавуирует Россию, США и Францию в составе МГ ОБСЕ: интервью Гайка Котанджяна

Баку, 20 марта 2008, 18:11 — REGNUM  

Интервью начальника Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, доктора политических наук, генерал-майора Гайка Котанджяна

Какие цели преследуются в заявлении замминистра иностранных дел Азербайджана о том, что "статус Нагорного Карабаха не является целью Минской группы ОБСЕ и не может быть предметом обсуждений с Арменией"?

Гайк Котанджян: Власти Баку взялись за решение задачи, со всей очевидностью выходящей за пределы исключительно их компетенции. Своими действиями азербайджанские власти пытаются убедить мировое сообщество в том, что применение к армянам Карабаха принципа всеобщего уважения прав и свобод человека, закрепленного в Уставе ООН как универсальная норма, является исключительно внутренним делом Азербайджана. Их целями являются дезавуирование Минской группы ОБСЕ и устранение России, США и Франции из ее состава в связи с системным подходом этих государств к применению принципов и норм международного права при разрешении Карабахской проблемы.

Что лежит в основе подобной позиции Азербайджана?

Гайк Котанджян: Суть в том, что бакинские политики пытаются навязать мировой общественности свое конъюнктурно-местное толкование международного права в применении к урегулированию и разрешению Карабахского конфликта. И делают это с апломбом "законодателей и непререкаемых толкователей" международного права не только у себя дома, но и в международных аудиториях. Глава соседнего государства, чиновники МИД в заявлениях о приверженности бакинских властей к разрешению конфликта "в строгом соответствии с международным правом" упорно сводят данное соответствие лишь к одной из общеизвестных норм международного права - принципу территориальной целостности и игнорированию других норм, применяемых при рассмотрении проблем, подобных Карабахской. В этом контексте игнорирование принципа равноправия народов и права народов на самоопределение носит сугубо манипулятивный характер. Данный однобокий подход Баку к нормам международного права не может оказать серьезного воздействия на профессионально обусловленные позиции Сопредседательства МГ ОБСЕ.

Вернемся к правовому аспекту проблемы. Каковы обязательства государств, на примере Азербайджана, по соблюдению норм и стандартов международного права в системе национального права?

Гайк Котанджян: Официальные лица Азербайджана заявляют, что "вопрос статуса Карабаха может быть решен только на основе внутреннего законодательства Азербайджана" и деятельность Минской группы по консультациям со сторонами конфликта о статусе якобы представляет собой вторжение во внутренние дела Азербайджана. Симптоматической иллюстрацией является несоответствие Конституции Азербайджанской Республики сути международно-правовой нормы о принципе и праве народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой путем волеизъявления в условиях полной свободы, сформулированной Уставом ООН и Международными пактами о правах человека 1966 года. Как известно, эти документы в системе международных отношений являются договорами, закрепляющими обязанность государств соблюдать и уважать общепризнанные основные принципы и нормы международного права, в первую очередь - права и свободы человека. Речь идет о тех принципах международного права, которые составляют его наиболее устойчивое ядро и являются универсальным критерием оценки международной законности поведения государств.

Применяя принятые в международном сообществе критерии законности, как бы вы оценили соответствие поведения Азербайджана в отношении Карабахского урегулирования его международным обязательствам?

Гайк Котанджян: Норма Конституции Азербайджана "об изменении территории путем референдума среди всего населения Азербайджана" противоречит другой норме того же документа, сформулированной в статье "Высшая цель государства". Согласно данному определению "права и свободы человека и гражданина, перечисленные в настоящей Конституции, применяются в соответствии с международными договорами, стороной которых является Азербайджанская Республика". В данном случае речь должна идти о вышеупомянутых международных договорах.

Таким образом, утверждения азербайджанских властей о своей приверженности в разрешении Карабахского конфликта международному праву не соответствуют действительности. Поведение Азербайджана с точки зрения целостного отражения общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции, а также в практике урегулирования Карабахского конфликта не соответствует критерию международной законности.

Каково Ваше мнение о голосовании членов Минской группы против резолюции Генассамблеи ООН по Карабаху, предложенной Азербайджаном?

Гайк Котанджян: Судя по официальным заявлениям России, США и Франции до и после Генассамблеи, они проголосовали против в связи с тем, что азербайджанский проект противоречил, во-первых, общепризнанным основополагающим принципам и нормам международного права, а также критерию международной законности их применения. Во-вторых, поведение Азербайджана не соответствует сбалансированному подходу Минской группы к применению в урегулировании и разрешении Карабахского конфликта системы принципов международного права. Сто воздержавшихся членов ООН фактически продемонстрировали понимание взвешенной позиции России, США и Франции.

Как бы вы объяснили мотивацию тех 39 членов ООН, которые проголосовали за резолюцию?

Гайк Котанджян: Данные государства, в основном представляющие Организацию Исламская Конференция и ГУАМ, выступили в поддержку Азербайджана с позиций, более характерных для времен холодной войны, - по принципу блоковой солидарности. Вместе с этим часть из стран, поддержавших одностороннюю инициативу Азербайджана, служит базой международного терроризма.

Азербайджан угрожает по итогам голосования пересмотреть свою политику в отношении России, США и Франции. Чем объяснить неуважение Азербайджана к вкладу Минской группы в процесс мирного урегулирования и агрессивность Баку в отношении России, Франции и США?

Гайк Котанджян: Азербайджан осознает предназначенную ему роль в европейской энергетической политике как "историческую" миссию геоэкономической и геостратегической конкуренции России. Баку, играя на стратегических интересах ЕС и США, России, Ирана, Турции и Центральной Азии, пытается максимально повысить свои ставки таким образом, чтобы применить этот ресурс для силового противоправного продавливания своих интересов в Карабахском урегулировании. В этих целях Азербайджан теперь уже позволяет себе шантажировать и Россию, и США, и Францию, и Минскую группу в целом. По мнению ряда международных экспертов Азербайджан теряет чувство реальности.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.04.17
Минск идет курсом на экономические рифы. Свистать всех наверх?
NB!
26.04.17
Заход жуликов на порт «Южный». Украинский эксперимент продолжается
NB!
26.04.17
Украина достигла совершенства. Теперь всё
NB!
26.04.17
Эстония в воронке ненависти
NB!
26.04.17
Грузия выбирает мирный путь. Но с великим трудом
NB!
26.04.17
В США вышел новый фильм о русских — со Шварценеггером в главной роли
NB!
26.04.17
Иначе – беда. Новая техника требует новой культуры управления
NB!
26.04.17
Энергоблокада ЛНР: в семью вернутся те, кто не вымрет, как динозавры?
NB!
26.04.17
Казахстан: тенденцию к исламизации нужно подавлять сразу
NB!
26.04.17
В Бразилии протестующие индейцы применили против полиции лук и стрелы
NB!
26.04.17
ПМР: «Приднестровские» инициативы Додона — «пыль в глаза и популизм»
NB!
26.04.17
США против КНДР: почему не применяется проверенная «мягкая сила»?
NB!
26.04.17
Куда заводит свобода, или Остепенившийся революционер
NB!
26.04.17
Фабрика законов: как строится новая Государственная дума — 2
NB!
26.04.17
Герника: трагедия, ставшая торговой маркой
NB!
26.04.17
«При цене ниже 100 долларов за баррель интереса к Арктике не будет»
NB!
26.04.17
«Русские хакеры рассказали, что Макрон изменил жене с мужчиной»
NB!
26.04.17
«Транзит газа через Украину могут оставить, чтобы ЕС не мешал «Газпрому»
NB!
26.04.17
Старт продаж «народных облигаций»: Станут ли ОФЗ альтернативой вкладам?
NB!
25.04.17
Курдский тупик: Почему Рабочая партия Курдистана укрепляет власть Эрдогана
NB!
25.04.17
Отставка председателя правительства Астраханской области была предсказуема
NB!
25.04.17
Путин присвоил звание Героя Труда пяти гражданам РФ