19 марта 2008 года Болгария одновременно с Венгрией и Хорватией официально признала суверенитет Косова, провозглашенный за месяц до того, 17 февраля, правительством этнических албанцев в Приштине. Прошедшие между этими двумя событиями недели были заполнены оживленными дискуссиями в болгарском обществе и властных структурах, что широко отразилось и на страницах периодической печати. Шло обсуждение перспектив новорожденного государственного младенца на Балканах и последствий его появления для всего региона. Вчера стало окончательно ясно, что одновременно велась подготовка населения Болгарии к ранее предрешенному признанию нового соседа по Балканскому полуострову.

Как известно, Болгария не граничит с Косово, однако этот край находится всего в 50 км по прямой линии от сербско-болгарской границы. Кроме того, в самом Косове в общинах Гора и Жупа проживает болгарское, по убеждению Софии, меньшинство - примерно 8-10 тыс. человек, славян по происхождению, говорящих на западноболгарском диалекте, но исповедующих ислам. Правительство Приштины официально признает "горан" самостоятельным меньшинством, но "жупцев" причисляет к "боснякам", т.е. боснийским мусульманам. О необходимости защиты прав обоих меньшинств постоянно говорят политики в Болгарии. Изменения ситуации в Косове традиционно откликаются и в Македонии, находящейся ныне на пороге нового крупномасштабного кризиса из-за противоречий между болгароязычным славянским большинством и агрессивным албанским меньшинством. Все это объясняет глубокий и кровный интерес руководства и общества Болгарии к проблемам этой части западных Балкан.

Большинство болгарских СМИ отмечает, что позиция официальной Софии по вопросу признания Косова в первые дни и недели была неопределенной и расплывчатой. Сторонники действующего правительства называли ее прагматичной и осторожно-выжидательной, противники - пассивной и нерешительной. Согласно данным опроса общественного мнения, двум третям населения Болгарии была не ясна позиция правительства Сергея Станишева по косовскому вопросу (Bulgarian Post. 26.2.2008; Дума. 27.2.2008). 29,4% опрошенных граждан Болгарии одобрили независимость Косова; 54,1% высказались против. (Капитал. 29.2.2008).

Первые лица государства сделали заявления о том, что признание Болгарией независимости Косова возможно лишь при условии принятия в новом государстве демократической конституции и строгого выполнения "плана Ахтисаари", прежде всего в отношении соблюдения прав национальных меньшинств. 18 февраля президент Георги Пырванов сказал, что характер отношений Болгарии с Косовым будет зависеть от того, насколько процессы, развивающиеся в крае, будут способствовать стабилизации в балканском регионе. Некоторыми СМИ эти слова были истолкованы, как знак нежелания болгарского президента признавать суверенитет Косова (Bulgarian Post. 18.2.2008).

Однако министр иностранных дел и вице-премьер Болгарии Ивайло Калфин недвусмысленно заявил о том, что Болгария признает Косово спустя несколько недель после установления дипломатических отношений с ним. По словам министра, это соответствовало бы интересам Болгарии и ее стремлению к миру на Балканах (Bulgarian Post. 20.2.2008). Некоторые однопартийцы Калфина по Болгарской социалистической партии (БСП) осудили его заявление как чрезмерно поспешное (Дума. 21.2.2008). Влиятельный правый еженедельник "Капитал" отметил диссонанс в первых откликах высших лиц Болгарии на провозглашение косовской независимости. Заявления президента Пырванова и министра Калфина были охарактеризованы "Капиталом" как "дипломатия на два голоса". (Капитал. 19.2.2008). Двумя неделями позже Калфин заявил, что ожидаемое расширение НАТО за счет принятия в ряды альянса новых членов (Хорватии, Македонии и Албании) - "стратегически важно для безопасности на Балканах"; это очередное подтверждение прозападной ориентации главы болгарского дипломатического ведомства не осталось незамеченным прессой. (Дневник. 6.3.2008).

В интервью "Капиталу" посол США в Софии Джон Байерли высказал одобрение позиции правительства Станишева по отношению независимости Косова. Не соглашаясь с упреками в адрес болгарского кабинета в отсутствии у него четкого мнения по косовской проблеме, американский дипломат заявил, что недавние выступления членов кабинета не оставляют сомнения в том, что Болгария намерена признать суверенитет Косова, вопрос лишь в сроках осуществления этого шага. (Капитал. 29.2.2008) Вопрос об отношении к независимому Косову вызвал дискуссию не только внутри правящей коалиции, но даже в руководстве БСП, составляющей ядро правительства. Болгарские газеты, включая официозную социалистическую "Думу", сообщают, что вопрос о Косове стал предметом ожесточенных споров на Высшем совете БСП в субботу 22 февраля. Значительная часть функционеров БСП выступала против признания Косова. (Bulgarian Post. 20.2.2008) В итоге был принят компромиссный план из десяти пунктов, увязывавших признание Болгарией независимости Косова со строгим выполнением "плана Ахтисаари" и принятием Приштиной демократической конституции. Лишь один из членов ВС БСП Илия Божинов проголосовал категорически против признания независимости Косова. (Дума. 25.2.2008).

О достаточно серьезных разногласиях по косовскому вопросу в лагере левых сил Болгарии свидетельствует ряд опубликованных на страницах "Думы" комментариев авторитетных политиков и экспертов, выступающих против признания Косова. К примеру, доктор права Иван Генов отмечает, что свое Косово есть у каждого государства на Балканах и что признание независимости этого края наносит удар по основам международно-правовой системы и ставит на очередь вопрос о Македонии, и не только о ней одной. (Дума. 12.3.2008). О необходимости неукоснительно следовать нормам международного права в косовском вопросе говорит и бывший заместитель министра иностранных дел Иван Ганев (Дума. 01.3.2008). Профессор Велко Вылканов делает акцент на моральной стороне вопроса, утверждая, что признание Болгарией Косова станет "ударом в душу" братской славянской Сербии. Вылканов призвал болгарские власти руководствоваться мыслью о том, что "мы партнеры, а не вассалы западных держав". (Дума. 27.2.2008). Оппозиционные праволиберальные и европофильские партии и СМИ Болгарии встретили провозглашение независимости Косова сочувственно. Прозападная правая оппозиция, традиционно разыгрывающая карту своей нацеленности на глубокую интеграцию с Европой, попыталась перехватить у правительства Станишева инициативу в деле признания Косова. С первых же дней провозглашенной независимости края болгарские правые выступали с призывами немедленно признать суверенитет Косова и тем самым доказать приверженность Болгарии западным ценностям и общим интересам объединенной Европы.

Именно в этом духе был выдержан целый ряд новостных и аналитических материалов в правых газетах, в том числе в наиболее влиятельных в Болгарии прозападных периодических изданиях "Дневник" и "Капитал". 22 февраля "Капитал" опубликовал статью Цветелины Маноловой под заглавием "Шесть причин, чтобы нам признать Косово". Перечисляемые автором эти причины имеют характер не логически обоснованных тезисов, а, скорее, благих пожеланий и надежд. В общем виде они сводятся к следующему: признание Косова будет способствовать окончательному умиротворению Балкан после 20 лет войн и конфликтов в бывшей Югославии, привлечет инвестиции и оживит экономику; это продвинет весь регион по пути вхождения в единую Европу, поможет преодолеть тяжелое наследие режима Милошевича и обуздать преступность. Автор считает, что "план Ахтисаари" является лучшим из предлагаемых способов решения косовской проблемы, который прочно гарантирует права национальных меньшинств в крае. Один из доводов Маноловой заслуживает особого внимания: она пишет, что признание независимости Косова (подразумевается - поддержка амбиций албанской этнократии) побудит власти республики Македония пойти на удовлетворение требований ее албанского меньшинства и тем самым уменьшит угрозу сепаратизма и распада македонского государства. Эту парадоксальную мысль следует признать нетипичной для болгарских СМИ, которые достаточно единодушно солидарны со славянским большинством в Македонии. И все же появление подобного тезиса в респектабельном "Капитале" заставляет задуматься о мере глубины и природе примиренчески-капитулянтских настроений отдельных болгарских публицистов, рекомендующих единокровным македонским соседям отступать перед постоянно возрастающими требованиями албанцев. (Капитал. 22.2.2008)

Соломон Паси, бывший министр иностранных дел в правительстве экс-царя Симеона Сакс-Кобург-Готского (2001-2005), также заявил, что Болгария не должна медлить с признанием Косова. Эти слова Паси сопроводил утверждением, что он и его единомышленники стояли прежде на "просербской" позиции и хотели помочь соседям "выбраться из того болота, в которое их посадил режим Милошевича". "Это была обоснованная позиция, но она исчерпала себя", полагает Паси, и теперь больше нельзя закрывать глаза на существование косовского государства. (Bulgarian Post. 25.2.2008)

9 марта "Дневник" опубликовал интервью с одним из наиболее влиятельных политологов Болгарии Огняном Минчевым, заведующим кафедрой политологии Софийского университета и директором "Европейского совета по внешней политике". Минчев полагает, что признание независимости Косова, несмотря на определенные риски ухудшения болгаро-сербских отношений, все же наиболее отвечает видам Софии: "Болгария заинтересована в том, чтобы независимое Косово окончательно оформило государственно-политическую карту региона, т.е. положило, насколько возможно, конец политическим претензиям албанского фактора на Балканах, включая те страны, к которым, как к Македонии, Болгария имеет особое отношение". Потерю Косова Сербией Минчев называет исторически закономерной и во многом обусловленной репрессивной политикой Белграда по отношению к населению его "мини-империи" в XX веке. Поддержка Россией сербской стороны интерпретируется болгарским политологом как средство великодержавной внутриполитической пропаганды Кремля, а также как один из путей распространения стратегического влияния России на балканский регион, "мягкую периферию Европы" (Дневник. 9.3.2008)

Несмотря на преобладание материалов в поддержку независимости Косова, в отдельных публикациях болгарские СМИ затрагивают проблемы экономической отсталости и криминализированности этого края, эфемерности его правовых и социальных институтов. К примеру, "Капитал" опубликовал обширный и эмоциональный репортаж своего корреспондента в Приштине Ирины Новаковой "Семь евро в час", посвященный болгарским женщинам - жертвам торговли живым товаром в Косове. В этой статье привлекает внимание определение автором современного Косова как "новой балканской Газы" (Капитал. 7.3.2008). В другой своей статье Новакова рассказывает, среди прочего, что любой желающий может купить в Приштине новый автомат Калашникова менее чем за 200 евро. На руках у жителей Косова находится около 400 тыс. нелегальных стволов огнестрельного оружия. (Капитал. 15.2.2008). Bulgarian Post в статье "Темная сторона косовской независимости" напоминает, со ссылкой на данные Госдепа США и сербской полиции, что Косово остается крупнейшим коридором наркотрафика и что косовские албанские преступные группировки контролируют около 80% контрабанды героина в Европу. (Bulgarian Post. 8.3.2008).

"Капиталом" было опубликовано интервью с Жустом Лагендайком, докладчиком по Косову в Европарламенте. Тот высказал свои сильные сомнения в способности местных властей и европейских миссий обуздать коррупцию в Косове. По мнению Лагендайка, если европейские структуры будут сами решать все сложные вопросы - местные органы власти никогда сами этому не научатся. Ситуация осложнена тем, что коррупция в Косове, будучи устранена в одном месте, тут же возникает в другом: "ЕС будет уделять много времени и энергии этому, но гарантий успеха нет". Также Лагендайк поделился с "Капиталом" опасениями того, что косовское государство может превратиться в европейский протекторат, повторив путь Боснии и Герцеговины, где местные власти стали зависимы от внешних управляющих. (Капитал. 7.3.2008).

Единственной весомой политической силой Болгарии, консолидировано и резко выступившей против признания независимости Косова, стало оппозиционное радикальное националистическое объединение АТАКА во главе с харизматичным Воленом Сидеровым. На последних парламентских выборах 2005 года АТАКА набрала почти 9% голосов и получила 21 депутатский мандат в Народном Собрании. Используя привычную для себя риторику, АТАКА объявила позицию правительства Станишева по косовскому вопросу "антиболгарской". Признание независимости Косова АТАКА называет прецедентом недопустимой легализации военных и государственных преступников. Лозунги борьбы с исламской и турецкой угрозами являются краеугольными камнями политической платформы партии АТАКА, поэтому неудивительно, что в косовском вопросе болгарские националисты предпочли забыть давние исторические счеты с сербским соседом и целиком встали на позиции славянской и православной солидарности.

18 февраля, на следующий день после провозглашения независимости Косова, глава партии Волен Сидеров на страницах партийного ежедневника "Атака" выступил со своим комментарием. Лидер болгарских националистов убежден, что создание независимого государства косовских албанцев является частью организованного процесса образования геополитической дуги - "исламского полумесяца" - от Боснии и Герцеговины через Великую Албанию, включающую Косово и западную Македонию, затем через болгарские Родопские горы и Западную Фракию, населенные этническими турками и помаками (болгарами-мусульманами), и до Турции. "Косово - это исламский кинжал США, который вонзается в тело Европы", - утверждает Волен Сидеров. Говоря о реальности материализации призрака Великой Албании, он напоминает о "геополитической инженерии" времен Второй мировой войны, когда великоалбанское государство на территории Албании, Косова, Эпира, части Черногории и западной Македонии создавалось под протекторатом фашистской Италии.

Любопытно и другое высказывание Сидерова. Отвечая тем болгарским политикам и радикальным публицистам, кто считает возможным в будущем раздел Македонии по этнотерриториальному принципу между Великой Албанией и Болгарией, лидер АТАКИ говорит о пагубности и опасности такого решения. Он напоминает, что именно борьба за раздел македонских земель привела к Балканским войнам 1912-1913 гг., закончившимся катастрофически для Болгарии (Атака. 18.2.2008).

Согласно официальной позиции АТАКИ, признание независимости Косова способно вызвать бурный рост сепаратистских настроений в разных частях света, в том числе и на Балканах. Газета "Атака" обращает внимание читателей на угрозу "косовизации Болгарии" со стороны турецкого меньшинства, компактно проживающего в Родопских горах и в болгарской части Западной Фракии. Поводом для тревожного прогноза послужило обращение градоначальника г. Кырджали во Фракии о введении в употребление школьных учебников на турецком языке. По мнению "Атаки", подобные устремления могут однажды привести к сецессии областей Болгарии с преобладающим турецким населением (Атака. 23.2.2008). Евродепутат от АТАКИ Димитр Стоянов в радиодебатах высказал те же самые опасения образным языком, предположив, что "Ода к радости", которую недавно исполняли на улицах Приштины, скоро может зазвучать и в Кырджали. Стоянов также считает, что декларируемый светский характер государства в Косове будет лишь фикцией (Атака. 20.2.2008).

Трое депутатов Европарламента от АТАКИ на заседании в Страсбурге потребовали проводить голосование по вопросу признания Косова поднятием рук; депутаты заявили, что опасаются фальсификации результатов в случае традиционного нажатия кнопок. (Атака. 21.2.2008).

Магдалена Ташева на страницах "Атаки" обращает внимание на религиозный характер противостояния в Косове: "Налицо факт, что кабинет Станишева присоединился к силам, которые 18 лет разрывают христианские земли и создают на них мусульманские государства, открыто и жестоко уничтожающие православную культуру на полуострове". Ташева отмечает, что Евросоюз не настаивал на выработке единой позиции своих членов по вопросу Косова и предоставил каждому из них самостоятельно принимать решение, однако правительство Станишева не воспользовалось этой возможностью. В качестве примера для подражания Ташева приводит реакцию Испании, Румынии, и ряда других полноправных членов ЕС, которые проявили принципиальность и не побоялись выступить с резким осуждением провозглашения Приштиной независимости. Кабинет Станишева названый автор обвиняет в угодливости перед США и в отказе от проведения суверенной политики Болгарии в отношении Косова. (Атака. 20.2.2008).

***

Характер и содержание дискуссии последнего месяца в болгарских СМИ по вопросу Косова оставляли мало сомнений в том, что признание официальной Софией суверенитета этого края является вопросом самого близкого будущего. Используя косовскую тему во внутриполитической борьбе, правящая коалиция и праволиберальная оппозиция конкурировали между собой за право выглядеть более последовательными приверженцами идеалов европейской интеграции и ревностными неофитами объединенной Европы. Судя по заявлениям ведущих партий и публикациям СМИ Болгарии, политический класс этой страны убежден в том, что образование независимого государства косовских албанцев является свершившимся и необратимым фактом и что процесс интеграции Сербии, Косова и других государств западных Балкан в европейские структуры безальтернативен. Складывается впечатление, что ни одна из влиятельных сил болгарского общества не считает Болгарию способной оказывать самостоятельное и суверенно-мотивированное воздействие на ход урегулирования в западной части Балканского полуострова. А это равносильно признанию того, что в процессе перекройки политического пространства Балкан Болгария не имеет другого выбора, кроме как следовать в кильватере ведущих держав Евросоюза и США.