Виктор Якубян: США-Армения: прецедент Косово против прецедента Карабаха

Гагра, 19 марта 2008, 15:38 — REGNUM  

Новый президент - новая реальность

Взрыв внутриполитической ситуации в Армении 1 марта сменился краткосрочной прострацией, когда общество пребывало в глубоком нокдауне от неожиданно жестких действий властей, а власть, осознающую, что общество рано или поздно оправится от удара и начнет анализировать новую реальность, лихорадило от мысли о необходимости планировать свои дальнейшие шаги. О том, что из Армении исходят крайне неприятные сигналы, нами говорилось и писалось много. Возвращаться к причинам произошедшего не имеет смысла, поскольку мы сегодня действительно наблюдаем совершенно новую картину, которая будет развиваться по новой логике. Стоит только подвести текущий итог президентских выборов 2008 года и поствыборных баталий, который одновременно становится основным вводным параметром дальнейших процессов: новый президент Армении Серж Саркисян, инаугурация которого состоится 9 апреля, начнет свое правление в условиях жесточайшего внутреннего и внешнего давления.

Субъектом, осуществляющим внутреннее давление, является огромный по армянским меркам пласт населения, утерявший всяческую надежду на решение своих социальных проблем. В качестве же субъекта внешнего давления выступает западная группа игроков, ведомая США и лично сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Мэтью Брайзой, который позволяет себе спокойно и систематически комментировать внутриполитические процессы в Армении. В отличие от России и Франции, которые являются партнерами США в деле урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха, США с присущей им практичностью совместили в Брайзе роль посредника и чиновника, отвечающего за отношения со странами региона в целом, что и позволяет ему в довольно свободном режиме влиять на ситуацию. Российский сопредседатель Юрий Мерзляков, к примеру, еще ни разу не говорил о внутриполитических процессах в Армении и Азербайджане, не имеющих отношения к проблеме Карабаха. Момент это крайне важный, позволяющий США, по сути дела, шантажировать стороны в случае своей заинтересованности. Стоит изучить последние заявления г-на Брайзы, чтобы понять, что уважающее себя государство уже давно бы высказало этому неуравновешенному молодому человеку все, что о нем думает, и потребовало бы от США делегировать нового посредника. Но, к сожалению, современная Армения таковым государством не является, что, безусловно, никак нельзя поставить в заслугу правящему режиму. Ну, это так, как говорится, к слову.

Итак, срок объявленного в Армении режима чрезвычайного положения скоро истекает. Власть применила весь комплекс мер, нацеленный на разрушение дестабилизирующего элемента. В частности, задержаны многие оппозиционные функционеры, а также лица, причастные к финансированию оппозиции. Организационные возможности экс-президента Левона Тер-Петросяна оскудели, что вряд ли остановит его от продолжения борьбы в дальнейшем и уж тем более - в ближайшем будущем. Дело в том, что Тер-Петросян и сам стоит на волоске от ареста и практически не вызывает сомнений, что в случае продолжения агрессивной линии, он все-таки присоединится к своим сторонникам в местах не столь отдаленных. С другой стороны, этот вариант развития событий не является решением проблемы. Арест Тер-Петросяна ни на йоту не убавит проблем властям в лице Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна. Хотя первый и сделал все возможное, чтобы максимально оградить своего преемника от причастности к жестким действиям в отношении оппозиционной массы, Серж Саркисян в полной мере разделяет ответственность за произошедшие события. В народном сознании он вот уже десять лет выступает в качестве ближайшего соратника действующего президента. Что касается внешних игроков, то они и не станут разбираться во всех ухищрениях армянской элиты и, что называется "тупо", призовут к ответу именно ту фигуру, которая и будет следовать в фарватере их интересов.

Внешние условия

Даже неискушенный наблюдатель, интересующийся Арменией, мог бы заметить, что наиболее активно комментировали армянские события грузинские комментаторы. Через день после трагического разгона демонстрации в Ереване, целый ряд грузинских политиков и экспертов кинулись активно рассуждать о моральном облике армянской власти, призывая ее не глумиться над собственным народом. В сжатые сроки появились даже специальные общественные организации, в режиме реального времени комментирующие последние события в "дружественной" Армении. Создавалось впечатление, что это вовсе не в Тбилиси совсем незадолго до этого разогнали стотысячный митинг оппозиции с применением дубинок, слезоточивого газа, звуковых пушек, резиновых пуль и прочих спецсредств. О том, что эти события в Грузии окажут воздействие на ситуацию в Армении, нами также прогнозировалось.

В обоих случаях ситуация развивалась по похожему сценарию: изматывающие многотысячные митинги оппозиции, переходящие в принципиальное противостояние властям, в результате - использование силовых методов, жесткий разгон, введение ЧП. Только вот жертв, к счастью, в Тбилиси не было. Каким образом погибли люди в Ереване, еще предстоит уточнить. Тем не менее, все, что произошло после разгона митинга в Ереване и в Тбилиси, ни в какие аналогии не укладывается. Имея на руках горький, но успешный опыт Саакашвили по выходу из внутриполитического кризиса, Кочарян не стал ему следовать, по сути дела, решив продавить свои планы до победного конца. Напомню, Саакашвили после консультаций в посольстве США объявил о досрочных президентских выборах, тем самым остудив накал страстей и выиграв драгоценное время для укрепления своих позиций. Армянское же политическое поле, вопреки грузино-американской логике, занято сегодня не предвыборными хлопотами, а в напряжении ожидает окончания срока ЧП и испытывает все "прелести информационного вакуума". Вместо того, чтобы выступить гарантом защиты интересов всех слоев населения, в некотором роде подсластить "пулю" и объявить хотя бы досрочные парламентские выборы, Кочарян обвинил значительный общественный пласт в бескультурье, как будто задача насаждать эту самую культуру посредством различных гражданских институтов и общественных организаций не имеет к действующей власти никакого отношения. Если итогом десяти лет правления Роберта Кочаряна стало повальное бескультурье, читай - неспособность смириться с итогами прозрачных и честных выборов (допустим, что это так), то тут впору приносить свои извинения, а не выступать с позиций обвинителя. Тем не менее, досрочные выборы в Армении объявлены не были, а правящая верхушка, по существующей информации, продолжает безуспешный поиск мер по выходу из кризиса.

Между тем, пока власти Армении убеждают общество в том, что оно лишено всяческой культуры, на международной арене происходят знаковые события, имеющие к Армении самое непосредственное отношение. Вице-президент организации Crisis Group Ален Делетроз выступил на днях со статьей "Независимость Косово: в чем проблема?", в которой достаточно спокойно попытался разъяснить читателю, что все тревожные сигналы российского аналитического сообщества относительно пагубности косовского прецедента есть ничто иное как "истерика" на пустом месте. По его мнению, независимость Косово не приведет ни к каким негативным последствиям ни на Балканах, ни на европейском континенте в целом, поскольку данная перспектива была предопределена преступной политикой Милошевича, притеснявшего албанское меньшинство в годы своего правления. Более того, эксперт утверждает, что проблема будет закрыта со вступлением Сербии и Косово в ЕС. Единственное, чего опасается Делетроз, так это возможности неосторожных действий со стороны косоваров, которые могут ненароком поджечь какой-нибудь еще уцелевший православный храм. Эксперт категорически не советует им этого делать, поскольку последствия могут сказаться на исторической судьбе второго независимого албанского государства и ее европейской перспективе. Но вот вопрос, если Делетроз специально акцентирует, что не видит проблемы, то почему это он так разволновался?

Итак, какие проблемы? На этот вопрос г-на Делетроза можно задать встречный вопрос - смотря у кого? У сербов проблемы вполне очевидные, им "ампутировали" часть "тела", вне всякого сомнения, проблемную часть, доставляющую боль и неприятности - но, тем не менее, ампутация была осуществлена, причем довольно грубо и бесцеремонно. Делетроз понимает, что Сербии больно, но советует потерпеть. Эксперт ничего не советует сербам, которые продолжают населять северные регионы отделившегося края, хотя последние также испытывают совершенно очевидные проблемы и угрозы. Пока Сербия предпринимает поистине болезненные усилия "пришить" себе обратно свою бывшую провинцию хотя бы "железнодорожными" нитями, сербы, отрезанные от своей матери-родины, идут на более решительные шаги, они захватывают здание окружного суда, контролируемого международными инспекторами, и становятся жертвами подоспевших украинских миротворцев. Пока еще не столь острые, но тревожные тенденции начинают проявляться в Македонии и Черногории. Албанцы вполне осознали мощь поддерживающего их фактора и заявляют вполне очевидные претензии. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что все эти проблемы могут быть решены также решительно со стороны контролирующего органа. Кто бы мог подумать, что миссионеры из ООН будут в жестком режиме требовать разорвать (!) грузовое и пассажирское железнодорожное сообщение между какими-либо субъектами с тем, чтобы фактически констатировать разрыв между ними. То, что при этом остается без медикаментозного обеспечения крупная районная больница мало кого интересует.

Какие проблемы у ЕС и ООН? Пока только операционные и имиджевые. Пока что они стараются "незаметно" взаимоподменить друг друга. Еще одна проблема международных структур, как распределить между собой функции "нарушителей" своих же ранее принятых резолюций и провозглашенных принципов. Ситуация крайне неприятная, хотя выход уже найден - миссия ЕС будет нарушать решения СБ ООН, а миссия ООН плавно ретируется, до этого растоптав все возможные европейские принципы по части защиты прав человека. Критиковать друг друга стороны явно не будут. Да и Делетроз промолчит. Неприятно, конечно, но тоже не проблема. Итак, в целом ситуация неприятная, но не остро проблематичная, как это и отмечает Делетроз. Если исходить из логики профессионального регулировщика конфликтов, каковым он и является, все это издержки. Генеральная же цель - окончательно урегулировать некогда кровавый конфликт, который привел к невозможности дальнейшего проживания албанского меньшинства в составе сербского государства по вине самих сербов. Опять-таки, как нам преподносит западная экспертиза, это практически уникальный случай, который невозможно проецировать на другие конфликты, ОСОБЕННО (!) на постсоветском пространстве - здесь принцип территориальной целостности государств незыблем, а пролитая некогда кровь, по всей видимости, не столь "въедлива" в народную память и гордость.

Сегодня половина мира, признавшая независимость Косово и живущая в некомфортной близости с "косовским прецедентом", жаждет загасить эту тему. Сделать это можно только рождением нового прецедента - обратного и балансирующего. Здесь мы возвращаемся к Армении, которая, как уже описывалось, терпит перекрестные удары американского функционера Мэтью Брайзы, чередующего заявления по внутриполитической ситуации с комментариями по перспективам урегулирования карабахского конфликта. Важно осознавать, что если на севере Косово и продолжают компактно проживать сербы, то в Нагорном Карабахе нет ни одного азербайджанца, что является фактом в пользу того, что добиться суверенизации Карабаха было бы гораздо легче, чем оторвать от Сербии Косово. Тем не менее, вот что вещает американский дипломат-посредник: "комплекс принципиальных предложений Минской группы ОБСЕ должен привести к возврату территорий Азербайджану, возвращению беженцев, это включает и коридор, соединяющий Карабах и Армению, и присутствие международных миротворцев". Как видим, о будущем статусе Нагорного Карабаха здесь нет ни слова. Если об участии украинских миротворцев в составе будущего миротворческого контингента в зоне нагорно-карабахского конфликта (благо они уже прошли тест на вполне конкретную "пригодность" к Карабаху) можно догадываться, то о методах, позволяющих заселить в Шуши, Степанакерт, Лачин и другие населенные пункты азербайджанцами, которые тут же примутся там строить мечети и чайханы, остается только гадать. Не заставила себя ожидать и азербайджанская сторона. Она крайне ловко и быстро провела в ГА ООН заготовленную несколько лет назад резолюцию по ситуации в зоне конфликта с максимально выгодными для себя тезисами и, что самое примечательное, этот документ, несколько раз проваленный в Ассамблее, на этот раз был принят.

Последовавшие оптимистические стенания армянских чиновников, в том числе министра иностранных дел Вардана Осканяна о том, что эта резолюция несет лишь рекомендательный характер, а конфликт решается на площадке МГ ОБСЕ, сопредседатели которой не поддержали азербайджанскую инициативу в ГА ООН, вызывает лишь улыбку. Сопредседатели-то МГ ОБСЕ, по сути дела, вещают те же тезисы, которые заключены в ооновской резолюции - сдача районов, возврат беженцев, миротворцы и т.д.! Ну формулировки другие, язык дипломатичен, но решения те же. При этом Осканян и другие ответственные армянские политики не говорят о самом главном - почему вопрос статуса Нагорного Карабаха не рассматривается в едином пакете со сдачей занятых территорий? Ведь в свое время тот же Серж Саркисян говорил, что армянская сторона для того и брала территории, чтобы иметь предмет для обмена. Итак, вопрос, на что обменивают территории армянские власти, также становится центральным. На всем протяжении переговорного процесса между Ереваном и Баку стороны говорили о необходимости взаимных уступок. Между тем, было изначально ясно, что азербайджанской стороне, и лично президенту Ильхаму Алиеву уступать нечего - он мог только публично отречься от Карабаха и мгновенно понести лютую кару от рук собственного окружения. Данная "не комфортная" ситуация была специально и очень предусмотрительно создана самим же Алиевым, который ежедневно твердил, что не уступит Карабах, хотя его отец - Гейдар Алиев был очень близок к этому и сам в одном из своих интервью разъяснял журналистам, что Карабах безвозвратно потерян. Этого не делали армянские политики, насаждающие в обществе идеи толерантности и необходимости уступок. Решение назрело само собой: говорили об уступках - уступайте. Целые делегации из Азербайджана спокойно посещали Ереван, унося с собой в Баку приятные воспоминания об армянском гостеприимстве, но ровно через день изливающие в своей прессе потоки лжи и злобы. Напротив, армян в Баку не пускали за версту, а заблудших борцов и шахматистов армянской национальности, но не граждан Армении, даже не подозревающих о степени накала страстей, просто выдворяли из страны. Таким образом, власти Армении планомерно готовили общественное сознание своей страны к неизбежности сдачи позиций, в чем им от всей души и с максимальным рвением помогали западные специалисты, типа Алена Делетроза. Последний с таким же удовольствием сегодня рассуждает о величии политического гения Сержа Саркисяна, говорящего о вероятности признания Арменией независимости Косово, но исключающего возможность признания Ереваном Нагорного Карабаха.

Все, что сегодня имеет армянская сторона на переговорном столе - логический итог политической податливости армянских переговорщиков, более всего заботящихся о крепости собственных позиций, а не о принципиальной позиции своей страны. Зачем Армении признавать Косово, если она открыто отвергает косовский прецедент? Что это дает? Исходя из этой логики, тогда и собственно позиция Еревана по Косово не должна ни кого волновать, поскольку является сугубо актом поддержки косовской независимости. Не правильнее ли было заявить, что признание Косово со стороны США дает Армении моральное право признать ничем не уступающий, и даже превосходящий по степени состоятельности Карабах? Правильнее, но опаснее. Армянская власть сегодня не обладает той степенью уверенности в крепости своих позиций, чтобы преподнести такой афронт, и здесь тоже постарались западные партнеры.

Итак, США готовят новый - карабахский прецедент, который позволит им спокойно отводить риторические укусы России. Стратегический партнер России, член ОДКБ - Армения попалась под руку в самый подходящий момент и особо на помощь российской стороны не рассчитывает, поскольку сама в свое время максимально дистанцировала Нагорный Карабах от Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, слушания по которым недавно провела российская Госдума. А что же Россия? Похоже на то, что в Москве начали потихоньку отходить от убаюкивающих прогнозов некоторых российских экспертов и технологов на тему "в Багдаде все спокойно". Тем не менее, время безвозвратно утеряно, выстроена односторонняя линия поведения, все интересы и гарантии сложены в одну корзину. Да и русского Брайзы не хватает...

А чего добились господа оппозиционеры?

Экс-президент Армении Левон Тер-Петросян, прямо заявивший, что выбрал тактику прихода к власти через разрушение государственных институтов республики, не мог ожидать нежного отношения к своей персоне и к своим соратникам со стороны действующих властей. Он выбрал радикальную линию борьбы и получил жесткий радикальный ответ. Печально, что Тер-Петросян реализовывал свою линию посредством широких народных масс, и потому удар властей пришелся по собственному народу. Показательно, что Тер-Петросян в своих последних выступлениях взывал к вмешательству запада, в том числе выражал удивление их позицией. Стоит допустить, что удивление это было совершенно искренним, поскольку экс-президент очень рассчитывал на такую поддержку. Возможно, такая поддержка и была обещана. Сегодня, когда его действия привели к тотальному силовому разгрому оппозиционного лагеря, к тюремному заключению его близких соратников и просто поддерживающих сторонников, к гибели людей и ослаблению международных позиций государства, стоит задуматься, а стоила ли игра свеч? Ведь сегодня никто из западных коллег, к помощи которых взывает Тер-Петросян, не говорит о необходимости проведения повторных выборов. Оценки международных наблюдателей после разгона стали жестче, но факт состоявшихся выборов под сомнение не ставится. Первым иностранным лидером, поздравившим Саркисяна, был Николя Саркози - президент Франции - страны, особенно близкой Тер-Петросяну. Итоги второго пришествия этого армянского политика оказались плачевными. Оппозиционная команда сумела с помощью выверенной технологии и в кратчайшие сроки поднять мощную по силе волну общественного протеста, которая разбилась о стену негибкой и неумолимой в своей жесткости власти.

Повторной волны быть не должно, общественность не может допустить анархии на улицах армянской столицы. Тем не менее, властям Армении придется замаливать грехи и заново строить международное реноме либералов, а сделать это им предложат на ниве карабахского конфликта. Не случайно, пока новоизбранный президент Серж Саркисян убеждает население своей страны в своей преданности идеалам демократии, Ереван и Баку дружно анонсируют его встречу с Ильхамом Алиевым на саммите НАТО в Бухаресте. Что касается Тер-Петросяна, то "мавр сделал свое дело", следующий выход этого политического тяжеловеса возможен либо под соусом защиты Карабаха, если власть все-таки пойдет на подписание документа, регламентирующего односторонние уступки армянской стороны, либо же защиты демократии в Армении и борьбы с коррупцией, если она этого не сделает. России же остается наблюдать за новой технологией, в результате которой прозападный оппозиционный лидер к власти не приходит, но зато сама власть начинает действовать в необходимом для Запада режиме.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.03.17
Президент Литвы: Россия представляет угрозу для всей Европы
NB!
25.03.17
Румыния: «Кажется, только мы в ЕС воспринимаем санкции против РФ всерьез»
NB!
25.03.17
Румыния: «Надежды, которые мы лелеяли 25 или 10 лет назад, не оправдались»
NB!
25.03.17
Нагорный Карабах: Париж вновь предложил посредничество
NB!
25.03.17
Энергетика Японии без атома: угольное рабство и экономика на грани
NB!
25.03.17
Лукашенко начал «информационную войну» – в кого летят осколки?
NB!
25.03.17
Политика правительства: «Никому — ничего»
NB!
25.03.17
Рений на Курилах: почему правительство РФ «бессильно»? Ждёт японцев?
NB!
25.03.17
ГДР: «Мы хотим не только хлеба, но и убить всех русских!»
NB!
25.03.17
Мария Максакова впервые дала интервью после убийства Вороненкова
NB!
25.03.17
Меркель признала: Евросоюз совершает ошибки
NB!
25.03.17
В Белоруссии задержан оппозиционный лидер Владимир Некляев
NB!
25.03.17
Поможет ли Эрдоган Ле Пен — проиграть?
NB!
25.03.17
Курдский гамбит США
NB!
25.03.17
Где взять денег? Экономическая воронка Украины
NB!
25.03.17
Блокада Донбасса: хунта теряет последние рычаги управления
NB!
25.03.17
Минск: Макей провалил операцию «Трест»
NB!
25.03.17
Стариков думает, что знает, как спастись от Голливуда
NB!
25.03.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Павелецкая Радиальная»
NB!
25.03.17
Де Росси принес Италии победу в матче с Албанией
NB!
25.03.17
Кризис в Македонии: Битва за будущее Балкан
NB!
25.03.17
Болгары могут стать меньшинством в своей стране через несколько десятилетий