Бывший главный редактор оппозиционной газеты "Вести гор" (газета закрылась в ноябре 2007 года), депутат парламента Карачаево-Черкесии Ахмат Эбзеев может оказаться под судом за национальный экстремизм.

21 февраля Главное следственное управление по Южном федеральному округу направило представление в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики (ВС КЧР) о даче заключения о наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды, унижающего достоинства человека и группы лиц по признакам национальности с использованием средств массовой информации).

17 марта коллегия ВС КЧР приступила к рассмотрению представления. В случае если коллегия сочтет доводы следственного управления обоснованными, в отношении депутата Эбзеева будет возбуждено уголовное дело.

Сам Эбзеев в интервью корреспонденту ИА REGNUM категорически отрицает предъявленные обвинения. "Ничего не разжигал и никого не унижал, - заявил собеседник агентства Ахмат Эбзеев. - Являясь единственным оппозиционным изданием на территории республики, мы на протяжении трех лет нервировали республиканскую власть. Досталось от нас и прокуратуре. Поэтому попытки преследовать меня в уголовном порядке считаю местью со стороны органов республиканской власти".

По мнению ответчика, власти нашли наиболее удобный момент для расправы, когда газета уже закрыта и он не может защищаться публично - на страницах своего издания. "До этого все активные члены оппозиции, кроме меня, подвергались давлению. Против одного из нас - депутата республиканского парламента и бывшего главы района, следственное управление возбудило более десятка уголовных дел, но все они были закрыты в судебном порядке как необоснованные, еще одного - бизнесмена - затравили проверками. Теперь дошла очередь и до меня".

Поводом для судебных разбирательств стала небольшая статья "Кадровый апартеид по-прокурорски?", напечатанная 25 сентября 2007 года, в которой автор, карачаевец по национальности, упрекнул республиканские прокуратуру и следственное управление в том, что в их руководящем составе из 12 старших помощников и начальников отделов лишь один карачаевец и еще один находится на правах исполняющего обязанности. Автор счел это обстоятельство недопустимым национальным перекосом в кадровой политике ведомства.

В самом факте появления статьи не было ничего неординарного - в многонациональной Карачаево-Черкесии традиционно состав по этническому признаку всех государственных структур был предметом пристального внимания общества и обсуждения в местных СМИ. В местной печати неоднократно появлялись и другие публикации, где ущемленной стороной, будь то в кадровых вопросах или распределении бюджетных средств, выступали русские, черкесы, абазины.

Подобные упреки, причем в несоизмеримо жесткой форме, звучали и продолжают звучать с трибун съездов национальных движений и прочих публичных мероприятий. Однако в республике до сих пор не было случая преследований СМИ или общественной организации за разжигании межнациональной розни.

Между тем, 5 октября 2007 года прокуратура Карачаево-Черкесии вынесла главному редактору российской общественно-политической газеты "Вести гор" предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов.

В предупреждении было указано, что статья содержит "элементы разжигания национальной нетерпимости и призывы к изменению целостности государства, декларирующая нетерпимость и призывы к изменению целостности государства, а также нетерпимость по признаку национальной принадлежности".

"Это тем более странно, что статья была официальным запросом редакции, который я разослал генеральному прокурору России Юрию Чайке, его заместителю в ЮФО Ивану Сыдоруку и руководителю Главного следственного управления по ЮФО Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, - сообщил Ахмат Эбзеев. - Кстати, все ответили. Сообщили, что в прокуратуре работает 27% карачаевцев, т. е. в целом кадровый национальный баланс соблюден и мои упреки напрасны, но никто из них не усмотрел в статье "разжигания" и уж тем более "призывов к свержению государственного строя"".

По федеральному закону, если после предупреждения в издание повторно публикует "призывающий" материал, то надзирающий орган вправе обратиться в суд с требованием закрыть газету. Повторных предупреждений в адрес газеты больше не было, а в ноябре 2007 года, "Вести гор" и вовсе закрылась "по собственному желанию".

Тем не менее, в феврале 2008 года, т. е. спустя три месяца после закрытия газеты, в Верховный суд КЧР поступило сразу два заявления: от следственного управления по ЮФО с представлением определить признаки преступления и от прокуратуры КЧР с требованием закрыть "Вести гор" за статью "Кадровый апартеид по-прокурорски?".

"Содержание статьи несет в завуалированной форме отрицательные эмоциональные оттенки и негативные установки в форме социально-политического дискурса с национальным оттенком", - говорится в заявлении.

В обоих случаях в качестве аргумента, подтверждающего экстремизм Эбзеева, было приложено экспертное заключение сотрудницы Пятигорского лингвистического университета на 16 листах. "Качество экспертизы сбивает с ног, - говорит Ахмат Эбзеев. - Например, вопросительный знак в заголовке там трактуется как демонстрация "сарказма и иронии"".

Суд тогда отклонил иск о закрытии газеты, т. к. прокуратура не представила доказательства того, что газета выходит лишь в одном регионе (в случае если издание распространяется в двух и более субъектах России, вопрос ее закрытия подпадает под юрисдикцию ВС России). На рассмотрении коллегии Верховного суда КЧР осталось лишь представление следственного управления.

Между тем, судебные разбирательства уже вышли в публичную плоскость и обрели черты набирающего обороты скандала. За Ахмата Эбзеева заступились карачаевские национальные движения "Тере" и Конгресс карачаевского народа. Они потребовали от прокурора республики прекратить преследование журналиста и депутата.

"Сейчас не самый лучший момент для скандалов в плоскости национальных вопросов, - считает заместитель председателя комитета по законодательству республиканского парламента Казим Хубиев. - Республика ждет решения Центра по вакансии председателя Верховного суда КЧР и президента субъекта, срок полномочий которого подходит к концу. Эти решения затронут много аспектов жизни республики, в том числе и этнический, - согласитесь не лучшее время гнать национальную волну".