Приднестровское урегулирование: "в Молдавии могут открыто отказаться от нейтрального статуса в пользу врагов России". Косовский прецедент: "Москва может сделать опыт Косово универсальным". Политика: по вопросам непризнанных государств Госдума РФ выработала "робкие рекомендации".

Приднестровское урегулирование: "в Молдавии могут открыто отказаться от нейтрального статуса в пользу врагов России".

"Сегодня всем должно быть очевидно, что никакой "особый правовой статус Левобережья Днестра" (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению". - прим. ИА REGNUM), навязанный в одностороннем порядке не решит проблему урегулирования молдавско-приднестровских отношений, а лишь усугубит её, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Но именно отказываться от своих амбиций правительство Молдавии и не собирается. Впрочем, хорошо, что, хоть этого Кишинев не скрывает. По крайней мере, приднестровцы знают, какие перспективы их ждут в случае, если они на этот "особый статус" согласятся. Эти самые перспективы хорошо видны, если обратиться к истории молдавско-приднестровского урегулирования".

"Одиннадцатого марта 1996 года между президентом ПМР Игорем Смирновым и президентом Молдавии Мирчей Снегуром был подписан "Протокол согласованных вопросов", определяющий правовые гарантии для Приднестровья, - отмечает информагентство. - Согласно документу Приднестровью предоставлялось право иметь свою конституцию, государственную символику, издавать законы и нормативные акты, использовать в качестве официального русский, молдавский и украинский языки. А также самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической, культурной и других областях". "Но, несмотря на достижение компромисса по указанным направлениям, Молдавия и ПМР, все же, по-разному трактовали понятие "общее государство", - подчеркивает ИА "Ольвия-пресс". "Молдавская сторона настаивала на автономном статусе для Приднестровья (как у Гагаузии), а приднестровские политики в свою очередь предлагали создать конфедерацию на основе двух самостоятельных государств. Так и не достигнув понимания в решении этого ключевого вопроса, обе стороны, в очередной раз прервали диалог. Однако, уже в мае 1997 года в Москве в присутствии стран гарантов: России, Украины и действующего председателя ОБСЕ был подписан Меморандум "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем". Это был первый международный документ, подписанный на таком высоком уровне. Составленный в полном соответствии с нормами международного права, он не давал преимущества ни одной из сторон, причем последние не только подтвердили приверженность принципам ООН, ОБСЕ и ранее достигнутым соглашениям, но договорились, что будут продолжать процесс становления государственно-правовых отношений на принципах взаимно согласованных решений", - пишет информационное агентство.

"Несмотря на явный дипломатический успех 1997 года, после смены руководства Молдавии в переговорном процессе вновь наступил затяжной кризис, - отмечает информагентство. - В августе 2001 года президент Республики Молдова Владимир Воронин прервал все контакты с руководством ПМР. А уже с 1 сентября 2001 года, нарушив достигнутые в 1996 и 1997 годах договоренности, Молдавия в одностороннем порядке ввела новые таможенные правила для Приднестровья". "Нежелание видеть в ПМР равноправного участника переговорного процесса весьма красноречиво свидетельствует об отношении правительства Молдавии ко всему приднестровскому народу, с правами которого официальный Кишинев и сегодня не спешит считаться. Иначе, как можно объяснить то, что, говоря об уступках, на которые могла бы пойти Молдавия ради решения приднестровского конфликта, Владимир Воронин заявил "ни о каком торге не может быть и речи". Не эта ли позиция и приводит к бесперспективности диалога между Тирасполем и Кишиневом...", - резюмирует информационное агентство.

Газета "Приднестровье" пишет: "Накануне парламентских слушаний в Госдуме России по вопросу возможного признания Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии в российском издании "Коммерсант" появилось обширное интервью президента Молдавии Владимира Воронина. Для молдавского лидера это уже традиция - подавать себя медиа-публике накануне важных для Кишинева событий. Так, например, было в 2007 году накануне встречи с Владимиром Путиным, когда президент Молдавии выступил в прессе с целой программной речью, в которой поведал о своих новых инициативах по Приднестровью. Тогда молдавский лидер самоуверенно утверждал, что данные инициативы способны сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс между Тирасполем и Кишиневом. Правда, просуществовали эти "газетные инициативы" ровно столько, сколько понадобилось Воронину для того, чтобы продемонстрировать России свой якобы конструктивный подход. Сейчас о них не вспоминает даже сам молдавский президент - в своем интервью "Коммерсанту", посвященном опять Приднестровью, он замахнулся на более фундаментальные вещи".

"В этот раз Воронин заявил о том, что приднестровский конфликт всего в нескольких шагах от своего окончательного разрешения - на Днестре начался "обратный отсчет", но речь не идет о влиянии "косовского прецедента", - отмечает издание. - Российская газета называет сценарий, который предложил Воронин, "антикосовским". "Он заключается в том, чтобы в ближайшем будущем окончательно разрешить приднестровский конфликт, присоединив Приднестровье к Молдавии", - подчеркивает газета "Приднестровье".

"Если верить молдавскому президенту, для этого созрели все условия. Ради урегулирования Воронин готов лично встретиться с Президентом Приднестровья Игорем Смирновым и дать России гарантии, что Молдавия не вступит в НАТО. Кишиневский лидер считает, что взамен на его готовность закрепить молдавский нейтралитет Москва согласится помочь Кишиневу включить Приднестровье в состав унитарного Молдавского государства. Для России, которую шаг за шагом окружают члены Североатлантического альянса, действительно важен нейтральный статус Молдавии. Но позиция, которую в этом вопросе занял молдавский лидер, похожа на откровенный шантаж. Воронин не уточняет, что будет в том случае, если Москва не согласится на кишиневские условия по Приднестровью. Если учесть, что в Молдавии уже идет процесс интеграции в инфраструктуру НАТО, интервью молдавского лидера выглядит как угроза Кремлю. Или в Москве соглашаются с "приднестровским подходом" Воронина, или в Молдавии могут открыто отказаться от своего нейтрального статуса в пользу врагов России - фактически именно это условие ставит молдавский лидер Москве. Вряд ли такой шантаж может быть прочной основой для молдавско-российского партнерства и уж тем более - для долгосрочного урегулирования в регионе", - пишет газета.

"Воронин раскрыл детали сценария, который должен принести Кишиневу успех", - отмечает издание. "По словам молдавского лидера, в его основе лежит пакет документов, подготовленный руководством Молдавии. Это, прежде всего, молдавский закон 2005 года - об основных положениях статуса Приднестровья. Он предусматривает практически полную ликвидацию приднестровской государственности. В развитие этого документа, как утверждает Воронин, разработаны механизм гарантий и дорожная карта к нему - другими словами, график "реинтеграции" Приднестровья в Молдавию. В результате Молдавия останется унитарным государством, в которой будут два автономных образования - Гагаузия и Приднестровье", - пишет газета.

"Это интервью действительно впечатляет, но историю делают не громкие политические заявления, а реальные действия", - подчеркивает издание. "Долгое время слухи о том, что Кишинев и Москва готовят решение по Приднестровью, было действительно политической интригой - во многом из-за того, что не было более или менее внятных подробностей этой работы. Даже эксперты, весьма искушенные в приднестровской тематике, были заинтригованы - мало ли, вдруг действительно изобретут что-то новое? Здесь Воронин, наконец, приоткрыл подробности. И, безусловно, зря. Теперь окончательно стало ясно, что никакого нового плана и никакой работы по Приднестровью не было. Все, на что оказались способны политики в Кишиневе, - это вытащить на белый свет документы, которые давно уже, казалось бы, заняли свое место на свалке истории", - пишет газета "Приднестровье".

"Унитарная Молдавия и автономный статус для Приднестровья, который Воронин считает основой успеха, - это, по сути, возврат к началу 90-х годов прошлого века. Но даже в те времена посредникам было ясно, что это - тупиковый подход. Сегодня основа внешнеполитического вектора Тирасполя - итоги референдума 2006 года, на котором 97% населения сказали "да" независимости ПМР и свободному присоединению к России. На этом фоне попытка молдавского лидера вернуться даже не к федеративной, а к унитарной концепции - безусловный анахронизм. Увидеть, какой сценарий готовит для Приднестровья Воронин, в Тирасполе могут на вечно живом гагаузском примере. Лишенная всяческих прав, оказавшаяся в ущербном правовом положении даже в сравнении с другими молдавскими регионами, Гагаузская автономия подвергается постоянным блокадам со стороны кишиневского центра. Нужно быть сумасшедшим, чтобы считать, что Тирасполь покорно подпишет бумаги, которые предвещают для Приднестровья точно такое же будущее", - подводит итог газета. В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В последнее время Воронин с уверенностью заявляет о том, что молдавско-приднестровский конфликт в ближайшем будущем будет урегулирован. Насчет планов быстрого урегулирования говорить сложно - 18 лет никак разобраться не можем. А вот то, что усилия к возобновлению переговоров прилагают все и огромные усилия после признания Косово - это факт. В начале прошлой недели спецпредставитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей встретился в Москве с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным и заместителем секретаря Совбеза РФ Юрием Зубаковым. Собеседники рассмотрели нынешнюю ситуацию в Молдавии и Приднестровье, обсудили возможности и перспективы возобновления переговорного процесса по политическому урегулированию приднестровского конфликта. В тот же день специальный представитель президента Украины Андрей Веселовский встретился в Кишиневе с президентом Владимиром Ворониным. При этом Андрей Веселовский подтвердил позицию Украины по решению приднестровского вопроса с соблюдением территориальной целостности и суверенитета Молдавии, а также относительно необходимости скорейшего возобновления переговоров по урегулированию конфликта. На встрече с министром иностранных дел и европейской интеграции РМ Андреем Стратаном украинский дипломат отметил, что разрешение приднестровской проблемы является одним из приоритетов внешней политики Киева. После всего состоялся визит Андрея Веселовского в Дубоссары, где он встретился с вице-президентом ПМР Александром Королевым. Обсуждалась также возможность возобновления переговоров. Приднестровская сторона подтвердила свою готовность к равноправному диалогу с Молдавией, но только при условии выполнения ранее подписанных соглашений. В свою очередь президент Молдавии лишь раздавал интервью, рассказывая о том, что Приднестровье вернется в состав Молдавии даже раньше, чем завершится нынешний год. Аргумент - это якобы его слово, данное Владимиру Путину о том, что Молдавия на веки останется нейтральной, что означает и вывод российских войск из региона, и отказ от участия в ГУАМ. И за все за это Москва должна помочь вернуть Тирасполь в лоно Кишинева. Но аналитики расценивают это лишь как пиар-ход перед выборами 2009 года - Воронин во что бы то ни стало стремится сохранить власть в стране за коммунистами".

"Молдавский президент пытается имитировать успешный ход переговорного процесса, так как в последнее время подвергается резкой критике со стороны оппозиции и немалой части молдавского общества за отсутствие подвижек в приднестровском вопросе, что обещал сделать еще во время предвыборной кампании. Во-первых, вступление в НАТО государств, имеющих нерешенные территориальные вопросы, не приветствуется, и уже одно это обстоятельство с большой долей вероятности станет непреодолимым препятствием на пути Кишинева в Альянс. Но даже если представить, что НАТО сделает для Кишинева исключение и вопреки сложившейся традиции пригласит Молдавию в свои ряды, на обороноспособности России это обстоятельство скажется несильно. Во-вторых, совершенно эфемерными представляются и обещания Воронина объявить Молдавию нейтральным государством. Так что вопрос объединения еще абсолютно не решен, тем более что Приднестровье на протяжении двух лет заявляло о том, что не собирается вести переговоры и строить какие-либо отношения с Кишиневом на основе закона Молдавии "О статусе восточных районов". А именно на его основе Воронин и предлагает вести переговоры", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.

Косовский прецедент: "Москва может сделать опыт Косово универсальным"

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Россия заведомо предупреждала, что демонстративное признание Косово будет рассматривать как повод для переоценки ценностей в ближнем для себя зарубежье. И действительно, разве не видна разница между, абхазами, осетинами и приднестровцами, выстоявшими в неравной борьбе с попытками их унизить или уничтожить на исторической родине, и косоварами, приехавшими в обозе оккупационных сил НАТО, чтобы с помощью освещенного резолюцией ООН обмана свить себе благополучие на чужой земле? Разве право и законы, пусть советские, не на стороне автономий, чье волеизъявление не было учтено в процессе распада Советского Союза?".

"Смешно, когда несостоятельные политики пытаются убедить самих себя и весь мир в адских кознях России как главной подоплеке конфликтов, разразившихся из-за их собственного национального высокомерия, ошибок или преступлений, - отмечает информагентство. - Погруженная в борьбу властей и безропотно смирившаяся с утратой огромных территорий, с фактическим распадом Большой России, Российская Федерация в 90-е годы ХХ века никому не мешала себя проявить. Кто и как этим воспользовался - повод для сегодняшнего разговора. Как и то, чем чужой выбор обернулся не только для Абхазии, Осетии или Приднестровья, но и для российских граждан, соотечественников и их интересов". "Последнее особенно любопытно в контексте упреков, обрушивающихся на сторонников признания Россией независимости непризнанных государств в СНГ", - подчеркивает ИА "Ольвия-пресс".

"Устав от своей же высокой принципиальности и неразделенной любви к международному праву, противники вспоминают о выгоде, потерях и убытках. "Все или ничего", - говорят эти идальго, отказываясь усмотреть российский интерес в независимой Абхазии, Осетии или Приднестровье. Россию хотят заставить поверить в то, что признание непризнанных государств, многократно на референдумах подтверждавших желание войти в состав России или иметь с ней особые отношения, - худший аргумент для укрепления своей территориальной целостности, чем выдача этих территорий на суд и расправу политической элите стран-членов ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), стоящих в натовской очереди. Неужели тем самым Россия заслужит их вечную любовь? Что ж, тогда это будет уникальный в истории случай предательства впрок, своего и чужого", - пишет информационное агентство.

"Если бы творцы независимости Косово хотя бы на минуту, особенно после Чечни, сомневались в способности России отстоять свою целостность, они вряд ли удержались бы от попыток, смущенные своей принципиальностью. Тем более сомнительно, что в мире, в котором сегодня ощущается недостаток нефти и газа, а завтра обострится дефицит воды, кто-либо провозгласит Россию страной-изгоем", - подводит итог информагентство.

Газета "Сведения" пишет: "Проблема непризнанных республик на постсоветском пространстве обсуждается уже не в контексте межгосударственных разногласий, а с точки зрения косовского прецедента и тезиса Путина об "универсальном характере" права народов на самоопределение. Все заявления абхазских, югоосетинских и приднестровских лидеров воспринимаются только в контексте развития событий в Косово. В мире создается впечатление, что непризнанные республики готовы провозгласить свой суверенитет так же, как Приштина смогла провозгласить свою независимость от Сербии. Но истина в том, что они сделали это гораздо раньше, чем Косово превратилось в центр международной политики".

"Так Приднестровье объявило свою независимость от Молдавии в 1990 году, почти одновременно это сделала и Южная Осетия, - отмечает газета. - Нагорный Карабах провел референдум по своему суверенитету 2 сентября 1992 года (на самом деле Нагорный Карабах провозгласила независимость ровно на год раньше, а референдум там прошел 10 декабря 1991 года)". "Таким образом, три из четырех непризнанных республик объявили свой национальный суверенитет еще во время существования СССР, когда Россия еще не была независимым государством", - подчеркивает издание.

"В то время Косово никаким образом не могло повлиять на самоопределение этих регионов. За все минувшие годы эти образования прошли через циклы выборов и укрепление своих государственных структур. Кроме того, надо помнить, что эти республики не всегда были "марионетками" Москвы. Что же касается самого Кремля, то ему выгодно сохранить "статус-кво", так как приоритетом российских властей является стабильность как внутри, так и за границами страны", - пишет газета "Сведения". "Несмотря на то, что косовский случай логически даёт возможность признать Абхазию, Южную Осетию, Нагорный Карабах и Приднестровье, Москва боится, что независимость косоваров может "разморозить" некоторые "замороженные" конфликты", - отмечает издание.

"Москва может сейчас сделать опыт Косово универсальным, или может от этого воздержаться. Но пока элиты непризнанных республик не будут уверены в возможности мирного разрешения конфликтов, они не придут к какому-либо соглашению. Между тем, уже несколько лет подряд США и Европа твердят об уникальности косовской независимости. Сейчас настала очередь говорить, что случаи непризнанных постсоветских республик также являются уникальными", - резюмирует газета.

Политика: по вопросам непризнанных государств Госдума РФ выработала "робкие рекомендации"

"От зоны стратегических интересов - к робким рекомендациям. Именно такой путь прошли российские парламентарии, обсуждая проблематику приднестровского урегулирования, - пишет газета "Приднестровье". - В 1995 году Госдума объявила Приднестровье зоной стратегических интересов России. А сегодня, вместо того чтобы поставить ребром вопрос о необходимости выполнения, наконец, своего Постановления тринадцатилетней давности, думцы отважились на очередные рекомендации. 13 марта 2008 года в Малом зале заседаний Государственной думы состоялись слушания на тему "О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики". В ходе слушаний говорили о том, что признание Косово ломает установившийся в мире порядок, что в мире существует около двухсот проблемных территорий, стремящихся к отделению, и это признание может вызвать "эффект домино". Отмечалось, что как раз Косово в наименьшей степени соответствует критериям, предъявляемым к суверенному государству, в то время как за полтора десятка лет своей самостоятельности "непризнанные" республики продемонстрировали свою состоятельность".

"Абхазия, Осетия и Приднестровье смогли самостоятельно отразить внешнюю агрессию, построить демократические органы власти, регулярно проводить выборы на многопартийной и конкурентной основе, референдумы по наиболее важным вопросам, - продолжило издание. - Несмотря на экономическую блокаду и постоянную военную угрозу эти государства смогли построить экономику, наладить систему здравоохранения и социальной защиты". "Была высказана полная поддержка решению исполнительной власти России отказаться от блокады Абхазии - как средства неэффективного и антигуманного, не приносящего ничего, кроме страданий людям, - отмечает газета. - Было отмечено, что именно позиция России, выступающей против признания Косово, давала шанс Кишиневу и Тбилиси на поиск мирного разрешения проблемы путем переговоров и компромиссов".

"Спикер приднестровского парламента Евгений Шевчук прямо и откровенно рассказал о ситуации в Приднестровье. Свое выступление он начал с благодарности за гуманитарную помощь, которую оказала Россия в связи с засухой и неурожаем, постигших Приднестровье в прошлом году. Рассказал о проблемах, которые возникают в Приднестровье в связи с его "непризнанным" статусом. Привел ясные и убедительные правовые аргументы для признания республики - а их куда больше, чем у Косово. Рассказал о мужестве, с которым народ переносит блокаду, и о его страданиях", - пишет газета "Приднестровье".

"Что дадут эти слушания "непризнанным"? Вряд ли стоит ожидать каких-то скорых и решительных шагов со стороны России, - отмечает издание. - Россия никак не заинтересована в военном конфликте, который сгоряча может затеять Саакашвили в ответ на признание. Время само расставит все по своим местам. Поэтому шаги, которые будет предпринимать Россия, будут неспешными и осторожными - и вместе с тем твердыми".

"Непризнанных" Россия не признает - это разрушило бы имидж страны, ставящей (в отличие от иных) на первое место право. Но связи с этими республиками будут укрепляться и развиваться. Будет оказываться политическая поддержка - в республиках будут открываться миссии и представительства, будет максимально упрощена процедура пересечения границ, Россия будет стремиться включать представителей "непризнанных" республик в международные организации и форумы, где обсуждается будущее этих республик. Да и сами слушания в Госдуме - тоже политическая поддержка. Будут развиваться и укрепляться экономические связи - будут поддерживаться компании и банки, работающие на территории "непризнанных", дальнейшее развитие получит практика заключения договоров с городами и регионами России, таможенный режим будет ослабляться. Будут вводиться единые стандарты образования, молодежь из "непризнанных" республик будет учиться в России", - пишет газета.

"Все это меры понятные, гуманные по своей сути, и подвергать их критике весьма сложно - речь идет о правах человека, общечеловеческих ценностях, помощи нуждающимся. А насчет признания - время покажет. Да и не признание на самом деле нужно сегодня "непризнанным". Признание для них - это не возможность поставить свой флаг перед зданием ООН, а просто какая-то гарантия безопасности, того, что не будет снова развязана война и геноцид. А это самое главное", - резюмирует издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Референдумы последних лет, состоявшиеся в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии недвусмысленно говорят о том, что подавляющая часть населения трех республик выступают за изменение правового статуса этих государств, признание их независимости. Основываясь на волеизъявлении народа парламенты республик, обратились к Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о признании их государственной независимости. Позиция России по отношению к этим конфликтам оставалась неизменной. Руководство страны считает, что решение всех спорных вопросов должно и впредь проходить путем мирных переговоров при соблюдении равенства сторон и всех ранее достигнутых договоренностей. Самопровозглашение Косово и создание так называемого "косовского прецедента" по мнению аналитиков, привело к созданию новой системы миропорядка. Россия в этих условиях приняла решение скорректировать свою политику по отношению к непризнанным государствам".

"Организаторы думских слушаний не ожидали такого колоссального интереса к слушаниям, - отмечает информагентство. - Для участия в них прибыли парламентские делегации трех самоопределившихся республик, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители Администрации президента России, Совета безопасности, ряда федеральных министерств и ведомств, ученые, эксперты, политологи. Такой состав давал возможность детальной проработки всех нюансов".

"Первыми возможность высказаться получили главы парламентских делегаций. Руководители парламентов Абхазии и Южной Осетии говорили об истории развития грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов и о тех предпосылках, которые ведут к признанию независимости их республик. Спикер приднестровского парламента Евгений Шевчук в своем выступлении заявил, что правовой анализ, проведенный различными экспертами, позволяет признать независимость Приднестровья уже сегодня. И высказал мнение, что Россия, как главный гарант в переговорном процессе, назвавшая Приднестровье "зоной стратегических интересов" должна быть более последовательна в своих действиях. Как отметил Евгений Шевчук, 18 лет в зоне стратегических интересов России, стране-правопреемнике СССР, в условиях непризнанности люди живут в ситуации нестабильности, под угрозой нищеты и войны. Это заслуживает того, чтобы действовать понятно и эффективно, сберегая и развивая главное на этой земле - жизнь, в том числе жизнь и граждан Российской Федерации. Переговорный процесс, по мнению спикера парламента ПМР, стал похож на лабораторию, в которой неудавшиеся эксперименты сменяли друг друга. В этой ситуации были, и по сей день остаются, практически, подопытными сотни тысяч человек - в том числе граждан России, граждан Приднестровской Молдавской Республики", - пишет ИА "Ольвия-пресс.

"После обсуждения за закрытыми дверями председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский отметил, что все предложения будут рассмотрены и проанализированы", - отмечает информагентство.

"Дело в том, что особенность российского государственного политического устройства такова, что именно президент определяет, и приводит в жизнь приоритеты внешней политики государства. Об этом говорится в основном законе страны - Конституции России. Дума может лишь дать рекомендации главе государства. Что же касается молдавско-приднестровских отношений, то особенности рассмотрения этого вопроса на слушаниях, предложенные профильным комитетом Госдумы и стали полной неожиданностью, если не шоком для приднестровской делегации. Вот что заявил в этой связи Алексей Островский, выйдя после обсуждения к журналистам: "Я уже высказывался по этому поводу, и повторю еще раз: позиция России однозначна - мы выступаем за территориальную целостность всех государств, и, в том числе, в отношении Молдавии. Мы видим Молдавию как единое государство, и говорим о том, что необходимо юридически закрепить какой-либо гарантированный статус Приднестровья в составе единой Молдавии". На вопрос о том, должна ли, по его мнению, Россия сохранять на территории Приднестровья свое военное присутствие, Алексей Островский, не колеблясь, заявил, что "мы не держимся за военное присутствие где-либо, и, если будут приняты соответствующие решения, мы уйдем", - пишет ИА "Ольвия-пресс".

"В целом же, по мнению приднестровской делегации слушания прошли конструктивно и корректно, - отмечает информагентство. - По словам спецпредставителя приднестровского парламента Григория Маракуцы, "тон выступлений не только депутатов, но и ученых, политологов был таков, что пора России сделать верный и решительный шаг".

"Как далеко пойдет Россия в пошаговой помощи трем самоопределившимся государствам - покажет время. Но события нынешнего времени показывают, что период сглаживания углов прошел. И если Россия, которая стремится восстановить статус крупного игрока на мировой политической арене, ничего не предпримет, то, по общему мнению аналитиков, высказанному на слушаниях, ее просто не поймут. И не только в непризнанных государствах...", - подводит итог информационное агентство.