"Вновь в воздухе носится идея бойкота президентских выборов": Азербайджан за неделю

Баку, 19 марта 2008, 08:38 — REGNUM  

Политика. Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха. Вокруг Габалинской РЛС. Экономика

Политика

"Зеркало" пишет:
"Вновь в воздухе носится идея бойкота президентских выборов. Она стала наиболее обсуждаемой темой в политических кругах Азербайджана. Обносилась уже до такой степени, что практически выветрилась. Сторонники бойкота считают, что таким способом могут загнать власти в самоизоляцию, и в первую очередь от международного сообщества. Иными словами, аргументы сторонников бойкота таковы: декорации, буфонада и в конечном счете выборный фарс не стоят усилий оппозиции. Те же, кто склоняется к участию на выборах, все еще вспоминают 1998 год, когда оппозиция показала, что способна выступать единым фронтом, причем довольно мощным, даже если это не привело к конкретным результатам. Впрочем, тогда оппозицию на неудачу обрек ряд действительно объективных причин. Кроме того, сторонники участия в выборах говорят о разношерстности оппозиции, которая недопустит ее единства. Они также уверяют, что участие в выборах может привести к тому, что правящие круги не смогут провести легитимные выборы. Своим участием они поставят под сомнение признание международным сообществом демократического волеизъявления народа. Но горький опыт убедил нас в том, что бойкот в Азербайджане хоть и является вынужденной мерой, но не столь уж эффективен. И в принципе не потому, что основная масса населения разуверилась в справедливости, а еще и по причине "благосклонного" молчания Запада. Впрочем и возможные кандидаты в президенты не проявляют столь откровенного рвения в политической борьбе за титул главы государства, как это было в приснопамятные времена. Наверное, они лучше других почувствовали равнодушие общества к себе, равно как и к общественно-политическим процессам в стране. И еще раз о международной поддержке, которую оппозиционные кандидаты похоже, устали ждать. Между тем, некоторые аналитики, вообще скептически относятся к выборам 2008 года, считая их обычным "политическим маскарадом". Они резонно полагают, что раз Земля вращается, то в любом случае выкрутится лицом к тем, кто ею управляет. Тем более, что протестный электорат вообще потерял всякую надежду на изменение ситуации посредством выборов. И все-таки, любые выборы - это шанс, которым необходимо воспользоваться на все сто процентов. Как говорил один известный персонаж, "если не жизнь, так хоть честь мою спаси". Иными словами, вести борьбу надо до самого конца, ведь в конце концов это решит в данном случае судьбу нынешней оппозиции..."

Обнародован отчет Государственного департамента США о состоянии дел с соблюдением прав человека в 2007 года в Азербайджане. Документ традиционно содержит довольно много критики, которая указывает на серьезные проблемы в области соблюдения прав человека в стране ("Эхо").

Вместе с тем интересно, что, согласно информации ИА "Тренд", посол США в Азербайджане Энн Дерси выразила сожаление, что в очередном отчете Госдепартамента не отражено значительное развитие в сфере прав человека в Азербайджане. По ее словам, в отчет были включены важные для США вопросы: свобода СМИ, свобода собраний. По мнению Дерси, эти факторы будут решающими в период президентских выборов. "Граждане, проживающие в демократической стране, должны иметь право на свободу собраний и высказывание своего мнения", - сказала посол. Она добавила, что стратегический выбор Азербайджана - свобода, демократия и интеграция в евроатлантическое пространство. По ее словам, во всем мире защита прав человека и демократии требует усилий от правительства и гражданского общества.

"Последнее заявление госдепартамента США по ситуации в Азербайджане во всех аспектах общественно-политической жизни, начиная c выборов и заканчивая правами заключенных, как того и следовало ожидать, было воспринято одними "в штыки", другими - "в ладоши", - отмечает "Зеркало". "Я с сомнением отношусь к заявлению госдепартамента. Выдвигаемые обвинения не опираются на факты. Поэтому я не разделяю критику американцев ни по одному из аспектов, представленных в этом документе", - заявил член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде. По его словам, ранее госдепартамент делал заявления более конструктивного характера, ныне же таковые содержат "сомнительную" методологию. Так, наряду с критикой, раньше в них можно было встретить и некоторый позитив.

ИА "Туран" поместило комментарий заведующего общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанова, который отметил, что азербайджанское государство не раз подтверждало свою приверженность идеям защиты прав человека, доказывало и продолжает доказывать это на деле. Согласно Гасанову, в последние годы были осуществлены важные меры в области укрепления демократии, защиты прав человека и всестороннего развития человеческого капитала. Вместе с тем, Гасанов вновь говорит о негативном влиянии на общую ситуацию с правами человека массового нарушения фундаментальных прав более 1 млн. беженцев и вынужденных переселенцев. "В связи с оккупацией Арменией части территорий Азербайджана правительство Азербайджана еще раз доводит до сведения мировой общественности невозможность обеспечения правительством страны на этих территориях прав человека, включая граждан армянского происхождения", - говорится в комментарии (ИА "Туран"). Вместе с тем, проявлением "двойных стандартов" Гасанов называет необъективную критику Азербайджана на фоне недостаточно жесткой реакции США на подавление мирной акции в Армении с применением огнестрельного оружия, в результате чего погибли 8 человек, введение в этой стране ЧП, цензуры в СМИ. В заявлении Али Гасанова выражается также несогласие с общей оценкой ситуации в Азербайджане в отчете госдепа. В частности, указывается на искажение ряда фактов в отчете, неправильную интерпретацию выступлений ряда государственных лиц. "Азербайджан верен принципу уважения прав человека. Вместе с тем, Баку считает, что права человека являются универсальными ценностями и должны соблюдаться без исключения всеми государствами - развивающимися и развитыми", - отметил Гасанов.

"В Азербайджане есть воодушевленные примерами соседних стран силы и оппозиционные лидеры, которые будут стремиться к тому, чтобы наша страна не отставала от Армении и Грузии", - заявил в интервью "Эхо" руководитель Центра политических инноваций и технологий ЦПИТ), азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу. По его словам, "Азербайджан я могу назвать в качестве государства - исключения в регионе. Наша страна занимает больше половины региона, не говоря уже об экономических возможностях, которые достаточно серьезно отличаются от соседних стран. Кроме того, политика, которую проводит руководство Азербайджана, также серьезно отличается и от политики Армении, и от политики Грузии". На вопрос "Могут ли те беспокойства, которые в настоящее время наблюдаются в Грузии и Армении, оказать свое влияние на ситуацию в Азербайджане", политолог ответил, что "В нашем регионе принцип домино оказался эффективным. То, что происходило с конца октября прошлого года в Грузии, в настоящее время переместилось в Армению. Что касается нашей страны, то в Азербайджане тоже есть воодушевленные примерами соседних стран силы, есть оппозиционные лидеры. Я думаю, что кто-то будет стремиться к тому, чтобы Азербайджан не отставал в этом смысле от Армении и Грузии. Однако нужно отметить, что экономические условия в нашей стране достаточно благоприятны, тем более по сравнению с соседними странами, не говоря уже о методах политического управления, которые также серьезно отличаются от управления в Грузии и Армении. Именно эти факторы уменьшают риск повторения таких событий в Азербайджане. Помимо этого, есть еще один важный фактор - Азербайджан никогда не занимался имитацией демократии. Наша страна знает наверняка, что нужно для демократии в регионе. В Армении и Грузии занимаются именно имитацией демократии, причем, несмотря на то, что общество к этому оказалось абсолютно не готово..."

"Азербайджан запаздывает с принятием решения о вступлении в НАТО", - заявил председатель (башкан) оппозиционной партии "Мусават" Иса Гамбар (ИА АПА). Гамбар напомнил о том, что в январе его партия приняла заявление, в котором содержится призыв к правительству страны подать заявку на вступление в Североатлантический блок. Указав, что в начале апреля в Бухаресте должен состояться очередной саммит НАТО, Гамбар отметил, что принятие решения об интеграции в НАТО было бы своевременным. "Грузия уже подала заявку о вступлении в блок. На повестке дня ожидается подача аналогичного заявления и со стороны Украины", - сообщил Гамбар. Он посетовал, что правительство не предприняло никаких шагов в вопросе подачи заявки на вступление в НАТО. При этом он добавил, что, наооборот, меры, предпринятые со стороны правительства, отдалили страну от этого, с одной стороны, а с другой стороны, наблюдается сближение позиций Азербайджана и России.

Тем временем военный эксперт Ильдрым Мамедов считает, что в ходе сложившейся военно-политической обстановки Азербайджан фактически остался один. "На этом фоне создается российско-иранский альянс. Помимо этого проводится кампания столкновения Азербайджана и Туркменистана, оказывается поддержка сепаратистским образованиям, а Россия пытается решить свои внутренние проблемы за счет интересов Южного Кавказа, в частности Азербайджана", - подчеркнул он. Что касается вопроса вступления в НАТО, то Мамедов отметил, что хотя та же Грузия присоединилась к данному процессу после Азербайджана, однако "они опережают нас". "В Грузии даже создали министерство, которое занимается вопросом интеграции этой страны в Североатлантический блок", - отметил он. Выступивший военный эксперт Алекпер Мамедов считает, что в ближайшее время сотрудничество с НАТО будет проходить в рамках проведения "косметических" изменений в казармах солдат, относительно рациона военнослужащих и так далее ("Эхо"). В свою очередь аналитик Зафар Гулиев считает, что к вопросу вступления в НАТО надо подходить хладнокровно, не поддаваться эйфории. Согласившись с мнением относительно того, что правительство медлит с вопросом вступления в НАТО, тем не менее он считает, что "возможно, еще не настало время для вступления Азербайджана в данный блок".

На заседании парламента оппозиционный депутат Панах Гусейнов подверг критике деятельность правительства. Депутат настаивает, что всем прекрасно известно - в 2007 году уровень жизни населения значительно ухудшился. Оппозиционный депутат предложил отправить в отставку нынешнее правительство и приступить к формированию нового состава Кабинета министров ("525-я газета").

Заместитель исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Мубариз Гурбанлы заявил, что оппозиционные депутаты откровенно не хотят верить в то, что на самом деле видят, а именно в экономическое процветание Азербайджана. "Если кого и надо отправлять в отставку, то это вот этих оппозиционеров",- сказал он (ИА "Туран").

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

Европейский парламент призвал Азербайджан и Армению возобновить переговоры. В заявлении, опубликованном в связи с обострением ситуации на линии соприкосновения войск Азербайджан и Армению призывают воздержаться от актов насилия и необдуманных действий. В заявлении отмечается, что Европарламент сожалеет о том, что в перестрелках погибли столько человек и призывает стороны вернуться к мирным переговорам, вновь подчеркивая, важность усилий Минской группы ОБСЕ (ИА "Туран").

"Мы хотим очередной встречи на уровне министров и президентов. Однако до этого следует восстановить переговорный процесс. В начале апреля состоится инаугурация нового президента Армении. Это говорит о том, что за это время достижение каких-либо соглашений между сторонами не представляется возможным", - заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ Метью Брайза (ИА "Тренд"). "США поддерживают территориальную целостность Азербайджана. Но Армения имеет иную позицию. Значит, нам следует добиться компромисса между обеими сторонами", - заявил Мэтью Брайза. По его словам, вопрос урегулирования конфликта в первую очередь строится на принципе территориальной целостности Азербайджана: "Но есть и другие принципы. К примеру, статус Нагорного Карабаха, что также является предметом переговоров. Я не могу сказать, в какой форме будет этот компромисс или до какого времени будет длиться процесс урегулирования конфликта. Но с юридической позиции могу сказать, что территориальную целостность Азербайджана признают как США, так и Франция и Россия". Брайза признает невозможность разрешения конфликта в ближайшее время. Однако, по его мнению, имеются и сдвиги в мирных переговорах. В настоящее время сопредседатели, по словам Брайзы, ждут стабилизации внутренней напряженности в Армении, после чего будет восстановлена активная фаза переговоров.

Оценивая возможность апрельской встречи Ильхама Алиева с Сержем Саркисяном, и ожидания от нее, глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев заявил "Эхо", что "сейчас в Армении такая ситуация, что эта сторона не в состоянии предпринять хоть какие-то полезные для урегулирования конфликта шаги. Тем более нельзя ожидать от этой встречи чего-то, похожего на прорыв. С другой стороны, если эта встреча и состоится (насколько я знаю, азербайджанская сторона пока своего согласия на нее не дала), она будет носить всего лишь ознакомительный характер. На днях Саркисян заявил СМИ, что сначала он должен несколько раз встретиться с Алиевым, и только после этого он поймет, как можно продвигать процесс переговоров дальше. Как выразился Саркисян, он должен понять, заинтересован ли Азербайджан в мирном разрешении конфликта. Так что в Бухаресте пройдет весьма незначимая встреча. Но с другой стороны, Саркисян в курсе предмета переговоров, того, что именно находится на столе между сторонами. Он хорошо знаком со всеми этими моментами, принципами и хочет продолжить ход переговоров в этом направлении, как он заявлял это до выборов. А на первой встрече президенты, наверное, просто выскажут мнение о необходимости встретиться и продолжить переговоры после инаугурации". При этом эксперт не считает, что нынешнюю ситуацию в переговорном процессе можно назвать тупиковой. "Потому что армянская сторона уже приняла те предложения, принципы урегулирования сопредседателей, которые были представлены на Мадридской встрече ОБСЕ. Конечно, до конца эти принципы еще не согласованы, но армяне согласились принять их за основу. И в их поддержку выступили как Саркисян, так и Тер-Петросян. Все дело сейчас в достижении согласия по принципиальным деталям - по тому, как именно проводить референдум в Нагорном Карабахе, и какие события должны произойти в течение переходного периода, до заключительного определения статуса Нагорного Карабаха".

На 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Текст документа принят в форме, представленной Азербайджаном, без внесения каких-либо корректив, - сообщил ИА АПА пресс-секретарь МИД Хазар Ибрагим.

В принятой резолюции говорится: "Генеральная Ассамблея ООН уважает суверенитет Азербайджана и признает его территориальную целостность в рамках границ, признанных международными законами; Генассамблея требует, чтобы вооруженные подразделения Армении, находящиеся на оккупированных территориях, немедленно, полностью и безоговорочно были выведены отсюда; Генассамблея признает право жителей, изгнанных со своих земель в ходе конфликта, на возвращение и получение компенсации; Генассамблея поддерживает обеспечение безопасности и создание условий для самоуправления армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха в составе Азербайджана; Генассамблея приветствует деятельность Минской группы ОБСЕ в рамках норм международного права и желает им активизировать усилия для достижения мира; Генассамблея просит генерального секретаря ООН подготовить в ходе 63-й сессии отчет о выполнении принятой на 62-й сессии резолюции "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана" (ANS-Press).

Страны, проголосовавшие против резолюции, возглавляют государства - сопредседатели Минской группы ОБСЕ - США, Россия и Франция. К ним присоединились Армения, Индия, Ангола и Вануату (ИА "Тренд").

"Вынесение на голосование в Генассамблее ООН резолюции "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана" является значимым событием для нашей страны", - заявил заведующий отделом международных отношений исполнительного аппарата президента Новруз Мамедов (ИА АПА). Он назвал принятую резолюцию важным документом: "Генассамблея ООН еще раз поддержала территориальную целостность Азербайджана, подтвердила факт оккупации наших земель и потребовала немедленного вывода Вооруженных сил Армении с азербайджанских территорий. Эта резолюция имеет большое политическое и правовое значение. В документе отмечается, что решение принято на основе прежних резолюций Совета Безопасности ООН и других международных организаций, и особо отмечается, что территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена в соответствии с принципами и нормами международного права. Пока для нас важным является прояснение странами - сопредседателями Минской группы ОБСЕ своих позиций. Они должны внести ясность в следующий вопрос: почему главы этих стран периодически заявляют нам, что поддерживают территориальную целостность Азербайджана, однако, когда поднимается такой вопрос, представители этих государств в ООН демонстрируют иную позицию? Голосование по принятию резолюции является для нашей страны возможностью увидеть, кто нам друг, а кто нет. С этой точки зрения полагаю, что пока нет необходимости делать поспешные шаги. Главное - Азербайджан предпринял очень успешный дипломатический шаг и достиг желаемого - принятия резолюции". Комментируя позицию стран по резолюции, он отметил, что "за" проголосовали 39 стран: "Это говорит о том, что Армения в этом вопросе осталась одна. За ней стоят Ангола и Вануату. У США, России и Франции должны быть определенные основания. Наряду с этим большое сожаление вызывает их позиция по данной резолюции. Их шаг вынуждает нас задуматься: действительно ли представители этих стран работали или смогут работать в целях справедливого урегулирования нагорно-карабахского конфликта?"

В свою очередь аналитики ИА АПА отмечают, что в ходе принятия в Генеральной Ассамблее ООН резолюции по ситуации на оккупированных территориях Азербайджана самым неожиданным моментом, несомненно, было выступление против документа стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ: США, России и Франции. В реальности этот документ разрушает иллюзии вокруг ситуации с урегулированием нагорно-карабахского конфликта и проясняет вопрос. Речь идет о том, что сопредседатели МГ проголосовали против резолюции, признающей территориальную целостность Азербайджана и предусматривающей урегулирование конфликта на основе этого принципа. Голосование США, Россией и Францией "против" резолюции вызывает закономерный вопрос: если сопредседатели Минской группы ОБСЕ проголосовали против резолюции, признающей территориальную целостность Азербайджана, в какой степени эта структура может быть объективной в вопросе урегулирования конфликта? По их мнению, еще одним интересным моментом в ходе голосования было то, что сопредседатели не ограничились голосованием, они еще и проводили активную деятельность против принятия этого документа. Эта ситуация приводит к двум важным выводам: страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ являются не беспристрастными посредниками в урегулировании конфликта, а стороной. Их позиции совпадают не с позицией Азербайджана, чьи права были нарушены в ходе конфликта, а с позицией агрессора - Армении.

"Было бы излишне говорить о снижении доверия к деятельности Минской группы ОБСЕ со стороны азербайджанской общественности. И без того к Минской группе, не добившейся никаких результатов в урегулировании конфликта на протяжении многих лет, в обществе существует неоднозначное отношение. Однако страны-сопредседатели, проголосовав против резолюции, не учли одного фактора - занятая ими позиция в Генеральной Ассамблее ООН усложнила положение не Азербайджана, а Минской группы ОБСЕ. Безусловно, одним из решающих моментов в процессе урегулирования конфликта, независимо от результата, станет подготовка обоих обществ к компромиссам. Сопредседатели неоднократно заявляли об этом, подчеркивая необходимость подготовки общественности Азербайджана и Армении. В нынешней ситуации занятая сопредседателями позиция ограничивает возможности Азербайджана к компромиссам и сводит к нулю шансы на то, что общество примет эти компромиссы. Логика проста - если посредники не признают территориальной целостности Азербайджана, избегают решения конфликта на основе этого принципа, то общество, воспринимая любые предложения со стороны стран-сопредседателей, как отвечающие интересам Армении, отвергают эти предложения. Таким образом, занятая сопредседателями в Генеральной Ассамблее ООН позиция на деле поставила под удар доверие к ним в обществе", - отмечают аналитики.

Может ли отказаться Азербайджан от посреднической миссии Минской группы ОБСЕ? По мнению аналитиков ИА АПА, после принятой в ООН резолюции развитие событий в этом направлении не видится реальным. Хотя бы потому, что в той же резолюции поддержана деятельность Минской группы ОБСЕ. И в заявлении заместителя министра иностранных дел Араза Азимова говорится о том, что Азербайджан заинтересован в продолжении переговоров при посреднической деятельности Минской группы ОБСЕ.

Между тем, аналитики ИА "Туран" отмечают, что принятие 14 марта 62-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН резолюции "О положении на оккупированных территориях Азербайджана", подтвердив, с одной стороны, поддержку самой высшей международной инстанцией ООН территориальной целостности Азербайджана, вместе с тем, выявила отнюдь не радужную ситуацию для Баку на переговорах по карабахскому урегулированию в рамках Минского процесса. По их мнению, при относительном количественном перевесе сторонников Азербайджана против Баку выступили главные фигуранты переговорного процесса - все три сопредседателя Минской группы ОБСЕ. "Подобная позиция сопредседателей МГ ОБСЕ явно диссонирует с громкими оптимистичными заявлениями руководителей Азербайджана о том, что Баку удалось переломить ситуацию на переговорах и уже международное сообщество поддерживает позицию Азербайджана. В частности, 17 января 2008 года президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на открытии олимпийского комплекса в Гузанлы Агдамского района, отметил, что переговоры по урегулированию карабахского конфликта идут в более благоприятной обстановке, нежели ранее. "Если раньше обсуждался вопрос об освобождении 4-х районов, как этого хотела Армения, то ныне речь идет об освобождении 7 районов. Этого от Армении требуют международные посредники, Минская группа ОБСЕ, и руководство Армении вынуждено принять данное условие. Это очень большое продвижение, очень большие успехи", - сказал Алиев. По его словам, это стало результатом твердой позиции Баку на переговорах, усиления позиций страны на международной арене, экономических успехов и укрепления военной мощи страны", напоминают аналитики ИА "Туран". По их словам, результаты голосования в ООН и последующий комментарий замминистра иностранных дел Араза Азимова показали, что ситуация вокруг карабахского урегулирования не столь обнадеживающая. В ответ на заявления сопредседателей о том, что документ, представленный Азербайджаном, не был "сбалансированным", Азимов упрекнул посредников в том, что их предложения сами по себе не были сбалансированными. Далее Азимов раскрыл часть переговорного процесса, сообщив, что предложения сопредседателей не предполагают освобождение Кяльбаджара и Лачина при наличии Лачинского транспортного коридора, а также возвращения азербайджанского населения в Нагорный Карабах.

"Это заявление Азимова не стыкуется с предыдущими заявлениями Ильхама Алиева. С другой стороны, откровения Азимова несколько приоткрывают завесу над переговорным процессом. Можно предположить, что в настоящее время сопредседателями обсуждается вопрос об освобождении 5 районов вокруг Нагорного Карабаха. Освобождение Кяльбаджара увязывается с подписанием соглашения о промежуточном статусе НК. А вопрос о Лачине и Лачинском коридоре, судя по всему, отодвигается на будущее и увязывается с вопросом об окончательном статусе НК.Камнем преткновения на переговорах остается вопрос о выработке статуса НК. Рассматривается вариант проведения референдума. Азербайджан в принципе соглашается с этим. Однако из источников в правительстве "Туран" стало известно, что голосование может быть проведено только после возвращения в регион бывших жителей НК азербайджанской национальности и правом голосования должны обладать потомки изгнанного населения", - отмечают аналитики ИА "Туран". По их словам, по примеру плебисцита на Кипре, мнения армянской и азербайджанской общин должны учитываться отдельно. Если они совпадут, то вопрос будет внесен на общенациональный референдум в Азербайджане. Если позиции не совпадут, то через некоторое время может быть проведен повторный референдум. Армянская же сторона настаивает на проведении референдума в НК и принятии решения простым большинством голосов. "С учетом взаимоисключающих позиций, сопредседатели предлагают концепцию промежуточного статуса НК. Она позволяет НК самостоятельно решать вопросы политической, экономической жизнедеятельности и вопросы безопасности, избрания лиц для управления НК, предоставления региону статуса наблюдателя в ОБСЕ, получать помощь от иностранных государств и международных организаций, привлекать инвестиции, обладать правом доступа на международные рынки. Сопредседатели полагают, что промежуточный статус способствовал бы возвращению беженцев и укреплению мер доверия, формированию обстановки для проведения референдума. Однако очевидно, что временный статус закрепляет существующие реалии и предопределяет конечный статус", - заявляет "Туран".

Вокруг Габалинской РЛС

"Американцы, вероятно, нашли еще одно место для своей системы ПРО. На днях в международных СМИ появились сообщения о тайных консультациях Вашингтона и Анкары по поводу размещения радаров на территории Турции. Хотя официальный Вашингтон эти планы пока опровергает, эксперты находят появление радаров в Турции удобным с военной точки зрения. Похоже, противоракетной установки в Польше и Чехии американцам не хватит", - пишет "Эхо".

В этой ситуации действительно возникают вопросы касательно исхода идущих сейчас переговоров между Москвой и Вашингтоном о системе ПРО в Восточной Европе, и о возможности совместной эксплуатации ими Габалинской РЛС. Насколько изменится значимость Габалинской РЛС для США в случае появления передвижного радара в Турции? Известный политэксперт Расим Мусабеков полагает, что "если в Турции и появится радар, это не изменит позицию США в отношении размещения ПРО в Чехии и Польше. Тут не одно вместо другого. Русским против размещения американского радара в Турции возражать сложно, потому что они с самого начала задавали США вопрос - почему бы вам это сделать не в Чехии и не в Польше, а в Турции? Дело в том, что русские военные полагают, что если даже эти ПРО будут направлены не против России, а на то, чтобы сбивать ракеты из Ирана с использованием противоракет в Чехии и Польше, то сбитые иранские ракеты с ядерными или химическими боеголовками будут сваливаться на территории России. Поэтому они категорически возражают против строительства третьей позиции ПРО США в Европе. Я думаю, что эта новая ситуация прямого касательства к Габалинской РЛС иметь не будет. Американцев наша станция интересует как возможность, с русского согласия, позиционировать себя в Азербайджане. В техническом отношении наша РЛС их конечно абсолютно не интересует. Тем более что сегодня есть уже мобильные радарные установки, которые более эффективны, и главное, дешевле решают все задачи. Если русские сами от подобного рода установок отказываются на территории Украины, то почему американцы должны приходить и использовать эти устаревшие станции? Поэтому я полагаю, что прямым образом изменение ситуации на Габалинской РЛС не скажется" ("Эхо").

Экономика

Около трети семей в регионах Азербайджана находятся в зависимом положении от денежных переводов, присылаемых их родными, работающими в иностранных государствах. Об этом "Эхо" сообщил сопредседатель общественного объединения Содействия экономическим инициативам Ровшан Агаев. По его словам, к подобным выводам можно прийти после изучения ситуаций с семейными бюджетами в регионах Азербайджана. В среднем, порядка 50-60% доходов семей трудовых мигрантов формируются за счет денежных переводов из-за рубежа. "В крупных же городах, в частности, в Баку весьма сложно отлеживать объемы и направления денежных переводов из-за рубежа". Ввиду этого, проблематично охарактеризовать полную картину влияния денежных переводов трудовых мигрантов на семейные бюджеты в Азербайджане. Как добавил Р.Агаев, официальная статистика также не скрывает, что трудовые мигранты из Азербайджана действительно периодически присылают своим родным значительные денежные средства. "Об этом говорит и официальная статистика РФ". "В основном, трудовые мигранты из Азербайджана трудятся в РФ, Украине, Турции. Не секрет, что основная масса мигрантов из Азербайджана работают именно в России. Причем российская статистика показывает, что в преддверии праздников денежные переводы из РФ в Азербайджан увеличиваются. Нелишне отметить, что официальная статистика Азербайджана дает различные оценки объемов ежемесячных перечислений в Азербайджан наших соотечественников, проживающих и трудящихся за рубежом. По одной из этих оценок, ежемесячно в Азербайджан среднестатистический трудовой мигрант перечисляет денежные средства в эквиваленте 150 долларов. Кстати, по сведениям российской переписи от 2002 года в России проживало 600 тыс. азербайджанцев, из которых 155 тыс. являются гражданами РФ и порядка 400 тыс. трудовых мигрантов, в основном на родину средства пересылают именно эти категории граждан", - отмечает "Эхо".

Активизация экономической деятельности в Азербайджане и высокие цены на нефть на мировых рынках делают необходимым корректировку параметров госбюджета на 2008 год. Об этом заявил председатель парламентской комиссии по экономической политике Зияд Самедзаде (ИА "Туран"). По его словам, уже сейчас наблюдается перевыполнение основных параметров госбюджета, успешно идет исполнение по сборам по линии Минналогов, Госкомтаможни и по другим источникам. При этом Самедзаде не стал уточнять возможные размеры роста доходов и расходов госбюджета на текущий год. Отметим, что доходы госбюджета на 2008 год утверждены на уровне 7 млрд. 392,5 млн. манатов (1 долл. = 0,84 манат), расходы - 8 млрд. 518,9 млн. Дефицит составляет 3,5% от прогнозируемого уровня ВВП.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.