На следующей неделе Государственная дума РФ рассмотрит проект заявления по итогам прошедших 13 марта парламентских слушаний на тему "О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики". Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил председатель комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский (ЛДПР) по окончании слушаний. "Предложения в ходе слушаний звучали диаметрально противоположные", - заявил Островский, отметив, что часть участников выступали за признание независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, часть - против, причем звучали различные предложения и по срокам. "Были предложения немедленно признать республики, были предложения не признавать. Но все едины в том, что формат отношений нужно менять, и, безусловно, определенные шаги в этом направлении будут сделаны", - заявил глава комитета.

"Мы будем настойчиво предлагать правительству РФ предпринять меры по изменению формата взаимоотношений с непризнанными республиками. В принципе смущает название "непризнанные республики". Мне хотелось бы, чтобы название изменилось. Это не означает, что это будет связано с немедленным признанием территорий, но тем не менее, переход к такому понятию международного права, как отложенный статус данных республик можно было бы конкретно предпринять. Это было бы логично", - заявил Островский.

Говоря о понятии "отложенный статус", Островский подчеркнул, что "подобные примеры в мировой практике существовали". "Данная форма признана системой международного права, поэтому переход к отложенному статусу - это юридически согласованная норма, которая не вызовет никаких противодействий со стороны различных международных организаций", - заявил Островский. "По крайней мере, я считаю, принятие формы отложенного статуса для указанных республик - это шаг к тому, чтобы каким-то образом придать этим республикам легитимность. По крайней мере, это серьезное движение вперед", - заявил глава комитета Госдумы.

Вместе с тем Островский подчеркнул, что Госдума разделяет ситуацию, связанную с Абхазией и Южной Осетией с одной стороны, и Приднестровской Молдавской республикой, с другой стороны. "Мы видим желание руководства, президента Молдовы путем политических переговоров решить приднестровскую проблему, мы в Российской Федерации видим Молдову как единое государство, но не унитарное, с оговоренным особо юридическим статусом Приднестровской Молдавской республики", - сказал он.

"Россия никогда не держалась и не держится за свое военное присутствие в Приднестровье. Речь идет исключительно о том, что до тех пор, пока вопрос не будет урегулирован политическим путем, и до тех пор, пока на территории Приднестровской Молдавской республики находятся оружие, военные склады, наши миротворцы находятся там для обеспечения безопасности вооружения, и в случае разрешения вопроса политическим путем, Российская Федерация немедленно выведет войска", - заявил Островский.

По словам Островского, в отношении Абхазии и Южной Осетии Россия вынуждена занимать "более жесткую позицию". "Связано это со стойким желанием руководства Грузии и лично президентом Грузии Михаилом Саакашвили спровоцировать ситуации, пойти на обострение, устраивать провокации на приграничных территориях с использованием оружия. Нас не могут не настораживать периодические заявления руководства Грузии о том, что рано или поздно они попытаются решить проблему Южной Осетии и Абхазии военным путем - путем применения силы. Нас беспокоит судьба всех жителей данных республик, но в первую очередь, конечно, мы говорим о гражданах Российской Федерации, которых на указанных территориях проживает большинство", - заявил Островский.

Говоря о рекомендациях слушаний, Островский отметил, что "в силу того, что внешнеполитическую позицию страны определяет не законодательный орган власти, а президент страны, который посредством внешнеполитического ведомства - МИД России проводит свой внешнеполитический курс", правительству РФ предлагается "рассмотреть возможность открытия любых миссий, которые сочтет возможным правительство нашей страны". "Нам бы хотелось, чтобы миссии были открыты по линии министерства иностранных дел, будут ли это консульские службы, либо какие-либо иные представительства, - это будет решать министерство иностранных дел", - заявил Островский.

"На слушаниях я предложил правительству рассмотреть вопрос открытия российских миссий на территории трех непризнанных республик, и как прозвучало из уст представителя МИД России, министерство готово рассмотреть такую возможность", - заявил глава комитета.

Также, отметил Островский, считается возможным изменить формат торгово-экономического сотрудничества с непризнанными республиками. "И первый шаг в этом направлении уже сделан. Как известно, Россия вышла из соглашения 1996 г., установившего экономическое эмбарго по отношению к Республики Абхазия", - заявил он. Островский выразил надежду на то, что "по рекомендациям слушаний, правительство изменит формат торгово-экономического, военно-политического сотрудничества с республиками, возможно, предпримет дополнительные шаги". "С тем, что необходимо менять формат отношений с данными республиками, согласны представители всех политических сил, представленных в Госдуме", - добавил Островский.

"В нашем понимании смена формата отношений - это изменение торгово-экономического сотрудничества, которое повлечет улучшение социально-гуманитарной ситуации в непризнанных республиках, и в свою очередь значительно в социальном плане улучшит жизнь всех жителей непризнанных республик. В первую очередь нас беспокоит судьба граждан Российской Федерации, которые волею судьбы оказались вне территории нашей страны", - заявил Островский.