Гагаузский правозащитник: Между Молдавией и Россией не существует договорённостей
Молдавия, 13 марта, 2008, 17:21 — ИА Регнум. "Если проанализировать последние заявления президента Молдавии
Напомним, 11 марта в интервью газете "КоммерсантЪ" президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что Россия готова гарантировать восстановление территориальной целостности Молдавии в обмен на отказ республики от вступления в
"Достаточно вспомнить результаты референдума 2006 года, и все сразу станет понятно. (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого большинство избирателей высказались за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM). Воля народа - это высший закон, подлежащий неукоснительному исполнению. Это право народу Приднестровья дал сам парламент Республики Молдова, признавший 23 июля 1990 года недействительным закон СССР от 2 августа 1940 года "Об образовании Молдавской ССР". Тем самым молдавский парламент сам ликвидировал такое государственно-правовое образование, как Молдавская ССР. Высшие органы власти и управления Советского Союза не приняли тогда никакого нормативно-правового акта, отменяющего решение о ликвидации Молдавской ССР и создании на образовавшемся постмолдавском пространстве трёх новых государственно-правовых субъектов: Гагаузии, Приднестровья и Молдавии", - заявил Бургуджи. "Юрисдикция Республики Молдова на территорию Приднестровской Молдавской Республики со дня её образования никогда не распространялась, даже несмотря на то, что в начале 90-х гг. ХХ века молдавское правительство развязало братоубийственную кровавую бойню на Днестре, - отметил правозащитник. - Поэтому народу Приднестровья не нужно согласие руководства соседнего государства Молдавии для подтверждения своей независимости".
"Приднестровье как суверенное государство имеет свою Конституцию, принятую на референдуме, и в соответствии с ней в государстве эффективно функционируют высшие исполнительные и законодательные органы власти и управления, правоохранительные органы, армия, судебные, налоговые и банковские системы, есть своя денежная единица. Приднестровье обладает собственным флагом, гербом и гимном, контролирует свою территорию и осуществляет гарантированное соблюдение фундаментальных прав человека и гражданина. В республике три официальных государственных языка: русский, молдавский и украинский. Но государство остается непризнанным исключительно из-за геополитических интересов других держав", - считает Бургуджи. "Саму же Молдавию, хоть и признанную мировым сообществом, с трудом можно назвать самостоятельным, самодостаточным и независимым государством, - отметил правозащитник. - На сегодняшний день у молдавской республики столько долгов, что кредиторы вполне могут скоро поставить вопрос о назначении официального внешнего управляющего над Молдавией". По мнению Ивана Бургуджи, "в этой ситуации предложения Воронина о том, что официальный Кишинёв готов предоставить Приднестровью в составе унитарной Молдавии статус автономии с широкими полномочиями, выглядят особенно нелепо". "Другими словами, Воронин предлагает приднестровцам ликвидировать свою государственность и просить у чужого дяди милостыню", - подчеркнул правозащитник.
"До сих пор шёл разговор о том, что стороны конфликта - Молдавия и Приднестровье - должны неукоснительно выполнять ранее подписанные между ними договорённости. Страны-гаранты и посредники в переговорном процессе не раз официально заявляли, что поддержат любое решение, которое примут официальный Кишинёв и Тирасполь. Таким образом, фактически подтверждалось, что равноправными участниками переговоров являются всего две стороны: Молдавия и Приднестровье, а остальные участники процесса в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта; Россия, Украина - страны-гаранты;
"При оценке высказываний Воронина необходимо учитывать тот факт, что Молдавия - недоговороспособная республика", - отметил правозащитник. "Необходимо вспомнить, как в 2001 году председатель Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Владимир Воронин и кандидаты в депутаты в молдавский парламент от ПКРМ подписали соглашение с депутатами Народного собрания Гагаузии о том, что в случае их избрания в парламент будут способствовать безусловному введению в действие и исполнению всех норм закона "Об особом правовом статусе Гагаузии". Но вместо этого Воронин и правящая ПКРМ в 2002 году фактически организовали государственный переворот в Гагаузии, сместив с должности законно избранного главу Гагаузии
"С сожалением приходится констатировать, что шараханье руководства Молдавии из стороны в сторону является основой всей государственной политики новейшей истории Молдавии, - отметил правозащитник. - В том числе это выражается и в неуклюжих попытках урегулирования молдавско-приднестровского конфликта". "Исходя из всего вышеизложенного, следует предположить, что нет никакой договорённости между президентом Молдавии и руководством Российской Федерации. Клятвам Воронина доверять нельзя, и об этом руководству России доподлинно известно. Что касается шантажа президента Молдавии о вступлении в НАТО, то это просто фактически невыполнимо ни при каких обстоятельствах, поскольку Гагаузия, как составная часть молдавской республики, никогда не согласится на вступление в НАТО. Просто Воронин в очередной раз выдаёт желаемое за действительное", - подвел итог Бургуджи.