Практически все мощные судоремонтные заводы, которыми гордился Мурманск, сейчас оказались на грани банкротства. Если предприятия встанут, несколько тысяч человек могут остаться без работы.

Объем ремонта судов в регионе в начале 2008 года снизился почти на треть. Между тем судоремонт является старейшей отраслью региональной экономики, а многие местные предприятия были в свое время для областного центра градообразующими. Специалисты считают, что кризис судоремонта начался после того, как пришло в упадок еще одно старейшее предприятие Мурманска - незамерзающий рыбный порт. Сначала рыбопромысловые и транспортные суда перестали заходить в Мурманск, потом они стали ремонтироваться за границей, а затем - судоремонтные заводы остались без заказов. Также отрицательно повлияло постановление арбитражного суда о лишении налоговой льготы на ремонт судов, которой пользовались предприятия.

"Раньше у нас на предприятии работали больше двух тысяч человек, - отметила председатель профкома одного из мурманских судоремонтных заводов Галина Диденко. - Сейчас числятся 900 человек, а фактически работают чуть больше 500. А ведь мощности предприятия остались прежними, их нужно обслуживать, поэтому один работник у нас порой трудится за двоих-троих. Кроме того, лучшего оставляют желать и условия работы: людям часто приходится перерабатывать, выходить на работу в выходные и праздничные дни, потому что отсчет срока ремонта судна ведется не в рабочих днях, а в календарных сутках. Сейчас завод выживает за счет военных заказов". Еще одно государственное судоремонтное предприятие Мурманска видит выход в акционировании и в помощи государственной судостроительной корпорации, членом которой оно является. "Акционирование не должно сказаться на численности работников, которая составляет сейчас примерно 1100 человек, - считает профсоюзный лидер этого предприятия Владимир Шешуков. - Средняя зарплата на заводе около 13 тысяч рублей в месяц. Люди недовольны такими доходами, но надеются на повышение зарплаты. Которое станет реальностью лишь в одном случае - если удастся обеспечить необходимое количество заказов".

"Наши судоремонтные предприятия сильно отстали от современного уровня, - заметил заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Мурманской области Сергей Наталич. Суда становятся все более совершенными, особенно те, которые строятся за рубежом. А оборудование мурманской судоремонтной базы не обновлялось много лет. Конкуренции с аналогичными иностранными предприятиями мурманский судоремонт уже не выдерживает, и преодолеть эту планку сложно. Конечно, много надежд судоремонтники связывают с государственной судостроительной корпорацией, которая сейчас создается", передает сайт "Российское судостроение".