"Любой здравомыслящий гражданин Молдавии не может не отдавать себе отчета, что у нее возможно хоть какое-то "светлое будущее" только при условии преодоления нынешней территориальной раздробленности. Поскольку тоже отношу себя к таковым, мог бы, наверное, только порадоваться, если бы все то, что оптимистично заявил московской газете "Коммерсантъ" молдавский президент Владимир Воронин, оказалось правдой и в ближайшее время мир стал бы свидетелем окончательного урегулирования приднестровского конфликта", - заявил 12 марта 2008 года молдавский политолог Виктор Жосу, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявления президента Молдавии Владимира Воронина, сделанные в интервью российскому изданию "Коммерсантъ".

"Прочтение интервью, однако, вызывает не оптимизм, а сомнение в подобном сценарии, - продолжил Жосу. - Хотя бы потому, что, во-первых, при всей браваде, сквозящей едва ли не в каждом ответе, Воронин все-таки старается соблюдать известную осторожность. Для меня ключ к понимаю всего, что он наговорил, заключен в ответе на вопрос, а есть ли шанс, что нынешняя инициатива Кишинева завершится окончательным урегулированием конфликта? Ответ: "Есть шанс, что они (т. е. Россия, Украина, США, ЕС и ОБСЕ - В. Ж.) согласятся с тем, что эти документы содержат не только механизм урегулирования, но и механизм функционирования Приднестровья в составе Республики Молдова в качестве автономной республики". Итак, шанс, что согласятся, что содержат... Ну, допустим (хотя не факт), согласились. Допустим, констатировали даже, что эти документы чего-то там такое "содержат". Ну и что из этого вытекает? Да ровным счетом ничего, и Воронин, сдается, тоже это понимает. Далее, вообще, следует чистая импровизация: "Если это происходит, мы собираемся на уровне глав государств и все вместе подписываем эти документы". Уж в эту-то фантазию он точно и сам не верит, все-таки семь лет президентом, не может не понимать, что такого рода байки - тут тебе "собрались" и тут же "подписали" - впору рассказывать разве что студентам кишиневской Высшей антропологической школы, детищу главного воронинского советника Марка Ткачука".

По мнению эксперта, если бы некий секретный молдавско-российский план приднестровского урегулирования - да еще без участия Тирасполя, которого при таком сценарии предполагалось бы просто поставить перед свершившимся фактом; да еще фактически за спиной у США, ЕС, той же Украины, - действительно существовал, то президент Молдавии Владимир Воронин "не стал бы заранее вылезать ни с какими интервью". "Ему бы этого просто не позволили. При "секретных планах" логика поведения участников совсем другая - не то чтобы интервью от "первого лица", даже самые безобидные "утечки" не приветствуются. И не прощаются. Кроме того, о чем уже и повторять неловко, настолько банальной стала эта мысль, никакое урегулирование этого конфликта в одностороннем порядке, "за спиной" любого из двух его участников, невозможно в принципе. Как бы ни хотелось этого Воронину или кому-либо еще. Ни посредники, ни наблюдатели на такое не "поведутся". Просто не могут взрослые и солидные дяди снизойти до уровня политической "песочницы". Право, жаль, что кишиневская политическая и околополитическая элита (под последней имеется в виду наше "гражданское общество", упорно настаивающее на таких "планах урегулирования", где тираспольским лидерам отведена малоприятная роль "замоченных в сортире") до сих пор этого для себя не уяснила", - отметил Жосу.

Единственный вопрос, напрашивающийся, по его словам, в связи с этим интервью молдавского президента: а зачем оно вообще появилось? "Только ли из любви воронинских пиарщиков ко всякого рода квазисенсационным "фишкам", когда через какой-нибудь уже апробированный информационный канал, например, через тот же московский "Коммерсантъ", запустишь очередную "утку", и ее тут же принимаются с серьезным видом комментировать все кому не лень? Или есть и какая-то другая причина, вынуждающая Воронина, даже с учетом его страсти к фанфаронству, огорошивать общественность очередными "громкими" заявлениями про "международное признание нейтрального статуса" Молдавии, про ее "интеграцию в ЕС без НАТО" и даже, почему нет, возможным выходом из "туманного ГУАМ", - сказал политолог.

Жосу считает, что появление данного интервью связано с предстоящими через год в Республике Молдова очередными парламентскими выборами. "Этим своим интервью Владимир Воронин как бы дает России, Кремлю своего рода сигнал: в избирательной кампании 2009 года вам есть смысл делать ставку на меня. Не смотрите, как бы говорит он Москве, что в минувшие годы между нами не все гладко протекало, что я, может, не всегда адекватно себя вел, что бываю иногда не однозначно пророссийским. Вы лучше на всех прочих политических игроков у нас в Кишиневе поглядите, на нашу так называемую оппозицию. Они же все - конченные, все как один - отморозки, однозначно прозападные. Спят и видят, как Молдавию в НАТО затащить! С ними только горя хлебнете. А я, если чего, если на меня решите ставить, могу и без НАТО, и даже без ГУАМ. Да у вас, у России, если подумать, просто выхода другого нет, кроме как в такой ситуации поставить на меня и на мою партию коммунистов", - отметил эксперт.

По его словам, "что бы и как в Москве ни говорили, как бы ни вспоминали историю с меморандумом Козака и другими воронинскими антироссийскими эскападами, но есть, есть определенная логика в такого рода "сигналах", посылаемых России нынешним молдавским президентом, всерьез озабоченным сегодня лишь одним: как сохранить за собой власть и после выборов-2009". "Скажем так, логика, основанная на фактологии. Потому что, если посмотреть на молдавскую оппозицию, то, за редким исключением, она вся сегодня выступает за членство Молдавии в Североатлантическом альянсе. В парламенте наблюдался с ее стороны порой прямо-таки идиллический "одобрямс" инициативам правящей ПКРМ. К примеру, когда в июле 2005 года голосовался закон об основных принципах статуса приднестровского региона, о чем не без доли скрытого злорадства не преминул напомнить в своем интервью газете "Коммерсантъ" Владимир Воронин. Чем не сигнал про "плохую оппозицию"? И все бы ничего, если бы не одно маленькое "но", сильно мешающее, однако, восприятию подобного рода воронинских "сигналов" всерьез. Тональность интервью буквально пронизана развязностью и нахальством, вызывающим при его прочтении если не усмешку, то жалость. Выражения типа "России это должно понравиться", "мы не испрашиваем их (США и ЕС - В. Ж.) согласия", "если кто-то из них переживает (речь, заметьте, о лидерах России, США, ЕС, Украины), то пусть успокоится", не просто свидетельствуют о явно зашкаливающей степени самооценки Воронина. Они придают всему интервью легкий комический оттенок, призванный как бы лишний раз подчеркнуть несерьезность заявленного им. А уж вложенная Воронину в уста фраза "мы с президентом Путиным на своих должностях давно потеряли вкус к собственным хотелкам", еще и в заголовок вынесенная, дает, знаете ли, основания подозревать авторов материала в откровенной насмешке над своим "героем", - отметил Жосу.

"Так что теперь России решать - иметь ли ей и дальше в Молдавии дело с ворониными, пусть и на фоне в целом безрадостной картины, которую ныне являет собой противоположный "лагерь", или сориентироваться на кого-то нового. Почему России? Да потому что на Западе уже сориентировались - там от услуг ворониных решили отказаться раз и навсегда", - подвел итог политолог.

Напомним, в интервью газете "Коммерсантъ" Воронин заявил, что Кишинев и Москва достигли договоренности по будущему статусу Приднестровья в обмен на отказ Молдавии от перспективы членства в НАТО и выход этой страны из ГУАМ.