"Газовая отрасль как никакая другая может выступить на Дальнем Востоке в качестве локомотива развития". Как передает корреспондент ИА REGNUM, такое заявление сделал начальник управления по координации Восточных проектов ОАО "Газпром" Виктор Тимошилов в ходе рассмотрения "Программы газификации субъектов Российской Федерации в части развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей" на заседании Межведомственной комиссии в Министерстве регионального развития РФ 11 марта.

"Конечно, реализация Программы - это не панацея, однако ее последовательная реализация способна дать кумулятивный эффект и дополнительно добавить 2%-3% к темпам роста ВРП этих регионов. Что касается макроэкономического эффекта от ее реализации, что он может быть выше, чем от проекта ВСТО, так как газификация приносит в регионы новое качество жизни", - подчеркнул Тимошилов. Как ожидается, возможные поступления в бюджеты разных уровней в результате реализации Программы за период до 2030 г. составят не менее 3,8 трлн. руб.

Как сообщил заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Министерства промышленности и энергетики РФ Виталий Караганов, основными направлениями Программы станут строительство газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток, освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области и Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии, а также разработка проекта газоснабжения Камчатки. "Но этого явно недостаточно", - подчеркнул Виталий Караганов и призвал субъекты Федерации активнее разрабатывать собственные территориальные схемы газификации и рассчитывать топливно-энергетические балансы, которые позволят максимально конкретизировать потребности территорий в энергоресурсах по объемам и по срокам.

Как было отмечено в ходе заседания, в настоящий момент ТЭК Дальнего Востока и Забайкалья основывается на угольной и гидроэнергетике; на данный регион приходится только 1% от общего потребления газа в стране. В отличие от Западно-Сибирского региона и Европейской части страны, где действует Единая система газоснабжения России, на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока газовая инфраструктура практически отсутствует. Между тем богатейшие природные ресурсы теоретически позволяют не только полностью покрыть потребности развивающейся экономики региона, включая газохимию и газопереработку, но и осуществлять экспорт газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР на период до 2030 г. разрабатывалась в течение 6 лет и была окончательно принята осенью 2007 г., когда руководством страны уже были поставлены новые задачи опережающего развития дальневосточных регионов. "Уже сейчас регионы предъявляют повышенный спрос на газ, - отметил Виктор Тимошилов. - Оценки только по четырем субъектам Федерации - Сахалинской области, Приморскому краю, Хабаровскому краю и Еврейской АО, уже превышают значения, ранее заложенные в Программу на весь Дальний Восток". В связи с этим проводится корректировка Программы. "Мы намерены строить свою работу так, чтобы максимально обеспечить потребности регионов", - подчеркнул он.

Как было отмечено на заседании, основной проблемой, стоящей на пути реализации Программы является отсутствие реальных источников газа, т.е. месторождений, полностью подготовленных к началу добычи. В частности, "Газпром", по словам Виктора Тимошилова, уже два года не может добиться решения вопроса о лицензировании газодобычи на новых месторождениях на шельфе по проекту Сахалин-III; одновременно из-за затягивания передачи "Газпрому" на безконкурсной основе Чаяндинского месторождения в Якутии тормозится развитие Якутского центра газодобычи. Даже если эти вопросы будут решены в текущем году, уложиться в сроки начала промышленной добычи на этих месторождениях, предусмотренные Программой будет стоить большого напряжения сил, предупредил он. При этом единственным источником газоснабжения для Приморья, Хабаровского края и Сахалина до 2015 г. остается проект Сахалин-I, который в настоящее время реализуется международным консорциумом компаний на основе соглашения о разделе продукции. Как сообщил Виктор Тимошилов, ОАО "Газпром" вступило в переговоры с консорциумом, однако, ввиду того, что это "задача государственного уровня", сил одной этой компании для его решения недостаточно. Между тем, "Газпром" намерен начинать проектирование и строительство высокозатратной газотранспортной системы, охватывающий три региона, только при условии достижения договоренности о поставке необходимых объемов газа.

Начальник управления по координации Восточных проектов "Газпрома" также посетовал на медлительность Росрегистрации, которая затягивает передачу ОАО "Камчатгазпром", обладающего лицензиями на разработку ряда месторождений в регионе, но не располагающего средствами для организации их добычи, из федеральной собственности "Газпрому". Лишь в случае осуществления передачи собственности в первом полугодии 2008 года удастся обеспечить выполнение поручения президента России относительно подачи газа в Петропавловск-Камчатский к 2010 году, подчеркнул он.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, предметом дискуссии в ходе заседания стал вопрос о тарифах на газ для Дальнего Востока и Забайкалья. "Вопросы ценообразования на газ должны решаться не директивно, а рыночно, на основе конкуренции с другими энергоресурсами. Это стало бы сигналом для инвесторов, что реализация Программы будет происходить в рыночной среде", - заявил Виктор Тимошилов.

Напомним, что по информации Минпромэнерго России, для полномасштабной реализации Программы, по предварительным оценкам, потребуется инвестировать в развитие газовой отрасли региона за период до 2030 года свыше 2,4 трлн. руб. При этом, с точки зрения определения источников финансирования, наиболее проблемными моментами являются высокая стоимость и большая капиталоёмкость Программы, а также длительные сроки ее реализации и окупаемости (от 14-20 лет - в зависимости от того или иного сценария реализации Программы). Тем не менее заместитель министра регионального развития России Дмитрий Аратский высказался против рыночного ценообразования в данной сфере. "Если отпустить тарифы и перейти к рынку, это будет неблагоприятным условием для развития местного бизнеса", - заявил он и пояснил, что даже в случае, если условия для дальневосточных производителей сравняются с теми, в которых находятся производители Европейской части России, их продукция все равно останется неконкурентоспособной. "Делать концепцию газоснабжения ради газоснабжения не очень приемлемо. Ее цель - развитие других отраслей экономики", - подчеркнул заместитель министра.