Сегодня, 11 марта, исполнилось четыре года, как был похищен старший помощник прокурора Ингушетии по надзору за деятельностью ФСБ РФ по Ингушетии 29-летний Рашид Оздоев, оказавшийся, по сути, единственным человеком в системе правоохранительных органов Ингушетии, который открыто выступил против произвола силовых структур, похищений и внесудебных убийств, сообщил ИА REGNUM руководитель правозащитного центра "МАШР" Магомед Муцольгов.

В Ингушетии молодые парни и девушки, затем и старики начали пропадать с начала 2002 года - один за другим, совершенно бесследно. Старший помощник прокурора Рашид Оздоев по надзору за деятельностью ФСБ заподозрил в этом руководство структуры, за которой по закону он должен был надзирать. В ходе своих расследований Рашид Оздоев составил доклад, где на 14 страницах содержались сведения о злоупотреблениях и неоправданной жестокости Федеральной службы безопасности в республике против гражданского населения Ингушетии, отвез доклад в Москву, после чего пропал сам, рассказал ИА REGNUM отец похищенного Борис Оздоев, бывший кандидат в президенты Ингушетии. Проработавший в течение 20 лет судьей, затем членом парламента Ингушетии, отец похищенного утверждает, что его сын был похищен по приказу бывшего руководителя ФСБ РФ по Ингушетии Сергея Корякова.

Борис Оздоев рассказал, что его сын написал три доклада, в которых содержались жесткие обвинения в адрес ФСБ за ее деятельность за последние шесть месяцев. Похищение 11 марта произошло через четыре дня после того, как старший помощник прокурора РИ направил прокурорское представление на имя генпрокурора России Устинова о причастности УФСБ РИ к бесследным исчезновениям людей в Ингушетии. Отец пытался отговорить Рашида. "Но для сына было важно жить с чувством уважения к себе", - говорит отец.

Рашид Оздоев был похищен вечером 11 марта на окраине селения Верхние Ачалуки. Его машину протаранила "Нива", после чего из сопровождавшего микроавтобуса "Газель" выскочили вооруженные люди в камуфляже. Борис Оздоев, его старший сын Рустам, который, кстати, является действующим офицером ФСБ, и все остальные взрослые мужчины рода Оздоевых, руководствуясь ингушским традициями, договорились о встрече с одним из офицеров ФСБ и его родственниками. На этой встрече тот признался в том, что действительно участвовал в похищении и рассказал, что приказ об операции отдавал Коряков.

Напомгим, Магомед Муцольгов - ныне руководитель правозащитной организации МАШР, занимающейся поддержкой семей похищенных и убитых, стал заниматься правозащитной деятельностью после того, как в 2003 году в декабре при таких же обстоятельствах был похищен его младший брат Башир Муцольгов, работавший учителем в горном кадетском корпусе в селении Сурхохи. По данным его организации, с 2002 года в Ингушетии похищено 159 человек и более 600 убито, что для 480-тысячного населения Ингушетии - огромная цифра.

Между тем, рассказвывает Муцольгов, почти все возбужденные дела по похищениям людей приостанавливаются согласно п. 1. ч. 2 ст. 222 УПК РФ, иными словами за невозможностью привлечения неустановленных лиц в качестве обвиняемых.