Речной транспорт является одним из стратегически важных видов деятельности для региона, потому как другой возможности доставить большие объемы грузов в Эвенкию и на Таймыр не существует. Но при этом, в последние годы объемы речных перевозок сократились с 30 миллионов тонн в начале девяностых до 6 миллионов тонн на всех судовладельцев Енисея сейчас.

Объективный анализ перспективных грузопотоков показывает, что в ближайшие годы, среди прочего, возникнет необходимость в перевозках вермикулита, магнезита и руды с Ангары, вывозе эвенкийской нефти, доставке грузов для разработки месторождения на Ванкоре. Это значит, что река должна быть готова к перевозке не только нынешних, но и прогнозных объемов перевозок.

Об этом шла речь на встрече министра транспорта Сергея Франка и губернатора края Александра Хлопонина, а также на совещании заместителя министра транспорта >Николая Смирнова с руководителями государственных служб бассейна. В итоге была принята совместная резолюция, в которой, в частности, сказано: "Учитывая особое значение речного транспорта для экономики Красноярского края и прогнозируемое увеличение перевозки грузов, Министерству транспорта Российской Федерации и Совету администрации Красноярского края разработать и в июне 2003 года утвердить программу сохранения и увеличения гарантированных габаритов магистральных водных путей Енисейского бассейна, с учетом перспективы увеличения объемов перевозки грузов внутренним водным транспортом".

Кроме того, в этой программе должна быть решена проблема паритета участия региональных органов местного самоуправления, судоходных компаний и промышленных предприятий в содержании внутренних водных путей, а также проблемы объективного и полного контроля за направлением и использованием путейцами всех выделяемых средств эффективного использования судоходными компаниями внутренних водных путей бассейна. Отметим, что назрела необходимость развития судовой навигации и выполнения русловых изыскательских и тральных работ. На смену визуальному ориентированию по многочисленным плавучим и береговым знакам, невидимым в тумане или в дымке от лесных пожаров, должна прийти система, использующая методы спутниковой ориентации, должны быть внедрены современные руслоизыскательские комплексы на путевых судах.

Необходимость такой программы неоспорима, ведь за годы остаточного финансирования речной отрасли гарантированные глубины на реке действительно снизились. Больше того, на Енисее и его притоках, в отличие от других бассейнов, судоходство по причине неудовлетворительного содержания водных путей никогда не прекращалось, а уменьшение глубин составило от 5 до 30 сантиметров.

Главная причина снижения гарантированных глубин на Енисее, по оценке руководителя государственного бассейнового управления "Енисейречтранс" Станислава Иголкина, - отсутствие жесткого регулирования сброса воды Ангаро-Енисейского каскада ГЭС. В последние годы энергетики, эксплуатирующие гидросооружения, мало считаются с интересами других водопользователей. По замерам, производящимся на водопостах, последние шесть лет они систематически не обеспечивают проектные уровни воды и на Ангаре, и на Енисее. "Недобор" воды, например, по самому сложному участку реки - Осиновскому порогу - каждый год теперь наблюдается около полутора месяцев из полугодичной навигации. Если межведомственные интересы не будут четко урегулированы на региональном и федеральном уровнях, все усилия речников по поддержанию и улучшению содержания водной магистрали будут бессмысленны.