Мировые тенденции:

Рост энергопотребления, особенно в быстро растущих азиатских экономиках; Рост спроса и цен на энергоносители; Межстрановая конкуренция за объемы и маршруты поставок. Цена становится второстепенным вопросом. Отношения Украины и России невозможно рассматривать вне общемирового контекста и понимания задач других игроков.

Задача США - управление мировым рынком энергоносителей. Подзадача - ограничение геоэкономической роли России и ее значимости как поставщика и транзитера энергоресурсов. Выстраивание альтернативных российским проектов поставок энергоносителей в Европу;

Страны ЕС имеют специфические интересы. Он также ведут борьбу за объемы поставок и транзита. Для стран ЕС Украина является конкурентом, который претендует на высокие объемы потребления газа по более низкой цене. Низкая цена на газ для Украины создает ее предприятиям возможности для демпинга на европейских рынках. Стремление Украины повысить ставки за транзит может повлечь за собой увеличение цены на газ для стран ЕС.

Особая роль Польши как "адвоката Украины в ЕС". Хотя не совсем понятно, какие такие преступления перед ЕС совершила Украина, что ей необходим адвокат. По факту Польша проводит политику национального эгоизма. В 2007 г. возник конфликт с Украиной по поводу попыток польской стороны резко снизить плату за транзит российского газа по своей территории в обмен на увеличение объемов поставок. Поляки категорически отказались привлекать украинцев к проекту строительства АЭС в Литве;

Беларусь является конкурентом Украины по транзиту. Однако выстраивание оси "Украина - Беларусь" пока невозможно в силу геополитических причин.

Страны Центральной Азии и Казахстан заинтересованы в повышении цены на свои ресурсы. Туркменистан и другие азиатские страны используют любые конфликты между Россией и Украиной как повод для повышения цены;

Производители энергоресурсов в Закавказье (Азербайджан) и на Ближнем Востоке также заинтересованы в увеличении цен и диверсификации поставок;

Азиатские тигры (во главе с Китаем), наращивающие энергопотребление и рвущиеся на рынки Центральной Азии любой ценой (скупая месторождения по завышенным ценам, лишь бы обеспечить стратегическое присутствие).

Интересы России и "Газпрома":

Надежность поставок крупнейшим потребителям в Европе; Для этого желателен контроль над газопроводами или хотя бы участие в управлении; Диверсификация поставок, снижение зависимости от конкретных транзитеров; Получение контроля над down-stream, выход на внутренний рынок стран-потребителей; Рост цены на газ.

Конкурирующие проекты поставок газа в Европу:

Голубой поток-2; Северный поток; Южный поток; Прикаспийский; Набукко; Транскаспийский; Белый поток.

Позиция Украины как ненадежного транзитера делает призрачными перспективы проектов, завязанных на нее (в частности, "Белого потока"), и увеличивает шансы на реализацию проектов, инициированных Россией.

Реальные интересы Украины

Плавный переход на рыночную цену, не создающий шока для украинской промышленности; Обеспечение нужного объема и стабильности поставок; Сохранение высоких объемов транзита.

Внутренние проблемы украинской экономики

Высокая энергоемкость промышленности; Использование государством ГТС как "дойной коровы" для наполнения бюджета, нехватка средств для инвестиций в воспроизводство ГТС; Нерентабельность добычи газа на территории Украины (поскольку этот газ поставляется населению по ценам, более низким, чем в России).

Украинские мифы

Священность ГТС (миф о том, что ГТС, безотносительно ее состояния, должна быть в собственности государства); Евроромантизм (некритичное восприятие любых инициатив со стороны европейских стран); Миф о политическом газовом давлении со стороны России.

Специфика политических систем:

Консолидированная позиция России; Наличие различных центров власти в Украине. Частая смена правящих команд и переговорщиков; Внутренняя борьба украинских элит за контроль над финансовым ресурсом. Высокая зависимость украинских переговорщиков от пиаровского фона переговоров. Если у России существует четкая позиция относительно ее интересов, то украинская сторона постоянно меняет свои предложения и концепции. В силу этого, начиная с 2005 г., условия газовых поставок в Украину постоянно ухудшались (но все же оставались достаточно комфортными по сравнению с соседними странами). В 2005 г., к моменту прихода оранжевой команды к власти Украина имела:

Прямой договор "Нафтогаза" и "Газпрома" на 5 лет с фиксированной ценой на газ 50 долларов за 1000 кубометров (подписан в 2004 г. Алексеем Миллером и Юрием Бойко); Прямой контракт с Туркменистаном (на бартерной основе).

Действия правительства Тимошенко в 2005 г.:

Правительство Украины сорвало поставку товаров в Туркменистан и потеряло прямой контракт (после этого объемы туркменского газа были законтрактованы "Газпромом"). Юлия Тимошенко объявила договор Бойко-Миллера "предательством национальных интересов" и отказалась подписывать межправительственное соглашение, чем спровоцировала "газовую войну" зимы 2005 г.

Спорные вопросы в газовых отношениях России и Украины:

Стоимость транзита. По мнению ряда украинских экспертов, она занижена по сравнению со среднеевропейской. Однако точно по такой же ставке Россия поставляет на Украину среднеазиатский газ; Стоимость хранения в подземных хранилищах газа. Также считается заниженной рядом экспертов. Право украинской стороны на реэкспорт газа в Европу. Контроль над ГТС; Контроль над распределительными сетями. В данный момент обл- и горгазы на Украине приватизированы и управляются частными владельцами. Однако основные фонды только переданы государством в аренду. Поэтому предмет для торга существует.

Концепция "Газпрома":

Цены на газ для Украины должны перейти на европейские принципы ценообразования до 2012 г. Этот процесс может ускориться в случае увеличения цены на среднеазиатский газ; Сохранение фактически монополии "Газпрома" на экспорт среднеазиатского газа в Европу; Возможно плавное повышение транзитной ставки с симметричным повышением транзита среднеазиатского газа по территории Украины; "Газпром" намерен увеличить свое присутствие на внутреннем рынке Украины (с 25 до 50 % в совместном предприятии, поставляющем газ на внутренний рынок Украины).

Договоренности Ющенко-Путин:

Эта концепция была фактически зафиксирована в ходе договоренностей Ющенко-Путин. Российская сторона пошла на следующие уступки: Вывод из газовой схемы посредника "Росукрэнерго" и создание двух совместных предприятий с "Нафтогазом" (то есть украинской стороне предлагают участие в прибылях от поставок среднеазиатского газа); Погашение долгов за 2007 г. по ценам 2007 г. Альтернативные модели, которые предлагала украинская сторона: Модель 1. Возвращение к бартеру. (Тимошенко в 2007 г.). Обмен необходимого для украинской стороны объема газа на транзит по территории Украины. Плюсы для Украины - гарантированный объем поставок и возможность заработка на реэкспорте газа в Европу. Слабое место - диверсификация "Газпромом" маршрутов поставок. Возможность снижения объемов транзита через Украину. Вывод - модель нереальна в силу неприемлемости для российской стороны.

Модель 2. "Все по-европейски". (Ряд деятелей "Нашей Украины", первый вице-премьер правительства Украины Александр Турчинов в 2007 г.). Одновременный переход на европейские ставки на транзит и хранение газа в ПХГ и европейские цены на газ для Украины. Плюсы для Украины (по мнению авторов идеи) - освобождение от энергетической зависимости от России, увеличение доходов государства, возможности для увеличения социальных выплат населению. Минусы - финансовые потери для экономики Украины (в целом порядка 2,5 миллиардов долларов в год). Коллапс химической промышленности и металлургии. Вывод - "Газпром" с радостью пойдет на это предложение. Однако, видимо, к этому не готова украинская сторона. Наиболее вероятный исход в случае принятия такой модели - неплатежи с украинской стороны. Идея о "справедливой" ставке транзита (9,3 доллара за прокачку 1000 кубометров газа) и "европейской" цене на газ для Украины в 250 долларов за 1000 кубометров внятных аргументов в свою пользу не имеет.

Модель 3. "Капитуляция России". (Предложен Тимошенко в 2008 г.). Прямой контракт Украины со среднеазиатскими странами; Прямой контракт "Нафтогаза" и "Газпрома" по цене 179,5 долларов за 1000 кубометров газа; Отказ от посредников вне и внутри Украины. "Нафтогаз" сам поставляет газ внутренним потребителям; Право Украины на реэкспорт газа. В обмен России предлагается доля в 50 % в проекте Богородчаны-Ужгород и (по информации от украинской стороны) участие в газораспределительных сетях. Ценность обоих предложений сомнительна для России. Нет смысла увеличивать объемы транзита через страну, которая неспособна предложить устойчивые правила игры. Распределительные сети имеют частных владельцев, и, чтобы предложить их "Газпрому", правительству Украины надо их сначала у владельцев отнять, что грозит нешуточным скандалом. Вывод - данная модель необоснованно ухудшает условия поставок для "Газпрома" и не может быть принята Россией. Предмет для торга - ГТС?

Привлекательность украинской ГТС для инвесторов снижается: Неясно ее техническое состояние и состояние ремонтной базы; Возможно серьезное политическое сопротивление внутри Украины, преодоление которого потребует дополнительных уступок с российской стороны; Политическая нестабильность на Украине. Нет гарантии, что следующее правительство будет соблюдать достигнутые договоренности.

В связи с эти возникают вопросы, почему Юлия Тимошенко:

Идет на открытый конфликт с Россией, санкционируя отбор газа без документов? Выдвигает заведомо неприемлемые условия для нового соглашения? Отказывается выполнять уже достигнутые двумя президентами договоренности?

Позиция Ющенко:

Сегодня президент Украины консолидирует вокруг себя значительную часть крупного бизнеса. Большая часть активов этого бизнеса сосредоточена в энергоемкой металлургии. Поэтому для Ющенко и его бизнес-структур принципиально важно сохранение максимально низкой цены на максимально длительный срок.

Позиция Тимошенко:

Бизнес-опора Тимошенко диверсифицирована. В отраслевом плане преобладают спекулятивный капитал, латифундисты, пищевая промышленность, связь и транспорт. Их бизнес не настолько зависит от цены на газ, как бизнес, ориентированный на Ющенко; Свои первые деньги Тимошенко и ее окружение времен ЕЭСУ заработали на торговле газом. Они не прочь вернуться в этот бизнес и знают, как он работает. Необходимо изыскать дополнительные средства в бюджет, чтобы обеспечить выполнение предвыборных обещаний (в частности, выплату компенсаций вкладчикам Сбербанка); Распределение газа внутри страны - отличный рычаг для воздействия на крупный бизнес и возможность обеспечить финансирование своей президентской кампании.

Союзники Тимошенко:

группа "Индустриальный союз Донбасса" (руководитель группы советников премьер-министра и один из собственников группы Виталий Гайдук, глава "Нафтогаза" Олег Дубина). Имеет квоты на поставку газа из Средней Азии, но не может их реализовать. "ИСД" готов стать газовым трейдером внутри страны; группа Игоря Бакая (бывший руководитель Нафтогаза"). В нее входят первый заместитель главы "Нафтогаза" Игорь Диденко и 4 депутата Верховной Рады, избранных по списку БЮТ; группа "Итера" (Игорь Макаров).

Лоббистские технологии, используемые Ющенко

Блокирование контактов премьер-министра с с российской стороной; Поощрение нагнетания ситуации, чтобы затем выступить в роли спасителя; Критика Тимошенко через Секретариат президента. Ющенко намеренно затягивает ситуацию "газовой войны", чтобы создать образ Тимошенко как некомпетентного политика.

Лоббистские технологии, используемые Тимошенко:

"Если бы я встретилась с Путиным, Украина получала бы газ бесплатно" (Юлия Тимошенко во время выборов в Верховную Раду). Искусственное создание кризиса; Использование связей партнеров (Бакай, Медведчук) с российской элитой. Неэффективно при отсутствии эффективного предложения. Экспромты во время переговоров. Временная эффективность - не более чем на пару дней. Удержание инициативы в переговорах (постоянное вбрасывание новых тем для обсуждения). Поиск врага ("Росукрэнерго", коррумпированные чиновники). Интерпретация постфактум итогов переговоров (в частности, переговоров с С. Ивановым и В. Путиным), приписывание партнерам того, что они не говорили. Вызывает негатив у российской стороны. Вброс компромата на оппонентов через своих союзников (негативная информация о Ющенко через коммунистов и команду СДПУ (о)); Блокирование деятельности бизнес-структур оппонентов через административный ресурс (Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики, Таможенная служба).

Внутриполитическая ситуация на Украине:

В данный момент Тимошенко является политиком №1 по рейтингу; Конфликт между президентом и премьером становится все острее, и отставка правительства в течение ближайшего года неизбежна; Нарастают проблемы в экономике (в частности, с инфляцией). Очевидна невозможность выполнения данных Тимошенко предвыборных обещаний. В этих условиях украинский премьер намеренно провоцирует "газовую войну" и идет на обострение отношений и с Россией, и с президентом. Ее программа-максимум - добиться ценой незначительных уступок контроля над газовым рынком. Если же это не удастся, то у Тимошенко появляется возможность красиво уйти под лозунгом противостояния "коррупционным схемам" на пике рейтинга, а затем добиваться проведения досрочных парламентских и президентских выборов.