"Россия за последние два года в сфере атомной энергетики сделала несколько шагов в сторону возвращения на свои традиционные рынки. Это страны Азии, Африки и Восточной Европы. Последний регион для нас особенно важен, - заявил сегодня, 5 марта, ИА REGNUM заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике, председатель подкомитета по атомной энергетике Константин Зайцев, комментируя информацию о том, что государственный холдинг "Атомэнергопром", в котором консолидируются гражданские активы атомной отрасли, планирует расширять сотрудничество с чешскими предприятиями, в том числе при производстве оборудования и комплектующих для АЭС.

"Некогда страны социалистического лагеря сегодня - полноправные члены Европейского союза. Именно по этому возобновление и развитие некогда приостановленного сотрудничества становится своеобразным входом на весь европейский атомный рынок и лишний раз демонстрирует высокие стандарты, применяемые в отечественной атомной отрасли, - считает Зайцев. - Сегодня активно обсуждается вопрос активизации сотрудничества с чешским атомным энергопромышленным комплексом. Напомню, что на сегодняшний день уже существует целый ряд реализованных или находящихся на стадии реализации проектов действительно большого уровня".

"В сфере атомного машиностроения наиболее заметно сотрудничество между "Атомэнергомашем" и чешской компанией Arako, специализирующейся на выпуске специальной арматуры для атомных электростанций. Продукция данного предприятия пойдет не только на стройки внутри России, но и, возможно, на стройплощадку АЭС "Белене" в Болгарии, реализуемой нашими специалистами, - подчеркнул депутат. - В области поставок топлива на АЭС стоит отметить победу в тендере российской компании ТВЭЛ. Начиная с 2010 года мы начнем поставлять топливо на чешскую АЭС "Темелин". Ключевым элементом взаимовыгодного сотрудничества на настоящий момент является участие консорциума российского ЗАО "Атомстройэкспорт" и чешской компании "Шкода - Ядерное машиностроение" в тендере на достройку АЭС "Моховце" в Словакии. В случае победы очевидно, что этот опыт нужно будет тиражировать и на другие площадки, не ограничиваясь рамками Европы".

"Что касается перспектив сотрудничества, то здесь есть ряд очевидных для наших стран обоюдовыгодных интересов, - отметил председатель подкомитета по атомной энергетике. - Нам интересно чешское атомное машиностроение (в первую очередь потому, что наши предприятия работают в рамках схожих технологий и стандартов), нам интересен чешский рынок атомного топлива. В последнем случае возможно задействование Международного центра по обогащению урана в Ангарске в различных схемах. Например, Чехия может использовать уран, закупленный в третьей стране, обогатить его на ангарском предприятии и заказать непосредственно изготовление топлива на предприятиях российской компании "ТВЭЛ". Интересны нам и возможности чешских научных институтов. Думаю, целесообразно сотрудничество с Институтом ядерных исследований в Ржеже. Институт мог бы выполнять заказы в рамках проектов по модернизации и повышению мощности уже существующих АЭС, а также сооружению новых энергоблоков. Например, институт мог бы принимать участие в проектах по подъему мощности станций".

Напомним, как заявил 4 марта заместитель генерального директора госхолдинга "Атомэнергопром" Кирилл Комаров, компания планирует расширять сотрудничество с чешскими предприятиями, в том числе при производстве оборудования и комплектующих для АЭС. По его словам, Чехия является одной из наиболее интересных европейских стран для "Атомэнергопрома". Напомнив, что в минувшем году одна из компаний, входящих в структуру холдинга - ОАО "Атомэнергомаш", приобрела контрольный пакет акций чешского производителя трубопроводной арматуры Arako spol. s.r.o., Комаров сообщил, что планируется увеличить свою долю в компании до 100%,. Кроме того, замглавы "Атомэнергопрома" сообщил, что в случае реализации в Чехии планов по развитию собственной атомной энергетики Россия готова предложить свои услуги и технологии. Сейчас трубопроводная арматура Arako эксплуатируется на российских АЭС и атомных станциях Восточной Европы. В будущем компания рассчитывает занимать до 50% российского рынка трубопроводной арматуры малых диаметров.