"Нынешняя 16-я годовщина трагедии в Приднестровье показала главное - молдавская элита совершенно неадекватна и невоспитуема. Никакой работы над ошибками не сделано, гражданская война по-прежнему выдается за "сохранение целостности РМ" или "столкновение с агрессией другого государства", - заявил 4 марта 2008 года молдавский писатель и журналист Владимир Лорченков, комментируя в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявления первого президента Молдавии Мирчи Снегура и премьер-министра РМ Василия Тарлева по случаю 16-й годовщины начала вооруженного конфликта на Днестре.

Напомним, 2 марта 2008 года в ходе прошедшего в Кишиневе митинга Мирча Снегур заявил: "2 марта 1992 года Республика Молдова стала членом ООН, и именно это побудило Россию - одну из крупнейших держав в мире, имевшую здесь геополитические интересы, - развязать подлую войну". По мнению первого президента Молдавии, именно Россия "вооружила сепаратистов и подготовила их, после чего выступила вместе с ними на позиции". "Пусть вас не терзают угрызения совести или сожаления, что вы могли бы сделать больше", - обратился Снегур к присутствующим на мероприятии комбатантам. В свою очередь, премьер-министр Молдавии Василий Тарлев в ходе собрания в Кишиневе по случаю 16-й годовщины начала боевых действий на Днестре заявил, что "подвиги героев войны с Приднестровьем служат примером для нас всех и для будущих поколений нашей страны".

"Как, повторяя эти заклинания, Кишинев собирается мириться с Тирасполем, который на такие заявления реагирует довольно нервно - непонятно никому, - продолжил Владимир Лорченков. - Непонятно это, похоже, уже даже самому Кишиневу. Националистическая элита Молдавии (а другой здесь нет) пытается представить развязанную ею бойню 92 года как "отражение агрессии России". Это ложь, которой господа из власти оправдывают свою бездарность управленцев. Война 1992 года - дело рук молдавской элиты, ее беда и ее позор. Они ее развязали и они же ее бездарно проиграли. Причем - Приднестровью, а не кому-либо еще. Это обидно для молдавских элит, но это факт".

Говоря о роли России в вооруженном конфликте на Днестре 1992 года, Лорченков отметил: "Увы, Россия - я говорю о государстве, а не тех офицерах 14-й армии, которые самовольно оставляли службу, чтобы защищать Приднестровье, - роли в данном конфликте не сыграла никакой. На момент прекращения огня, и это подтверждает в своих мемуарах начальник штаба молдавской армии на момент конфликта Павел Крянгэ, война приобрела позиционный характер. В ней завязли как Молдавия, так и Приднестровье. Потери росли ежедневно. Сил на окончательный бросок не было ни у кого. Только в этот момент Россия просто развела обессиленные и измочаленные стороны. Ни от какого поражения она Приднестровье не спасла. Как и не украла никакой победы у Молдавии. Но, если бы стороны не развели, гробы бы поступали регулярно и во все большем количестве. Гробы с жителями Молдавии. На правый берег Днестра. И на левый берег Днестра. По сути, Россия остановила войну молдавской "элиты" против своего же народа - правобережного и левобережного. Вот именно за это - за защиту нас от нашей, потерявшей всякий стыд власти - большое России спасибо".

По мнению писателя, подобные чувства разделяет сегодня подавляющее большинство жителей Молдавии. "Потому что молдавский народ - это не снегуры и косташи и не их подпевалы из нынешней власти. Народ не дурак, народ все помнит. Помнит он и как правобережные инвалиды, беженцы и ветераны этой бойни годами мыкались по общежитиям Кишинева и были вынуждены жить в недостроенных домах. И как над ними издевались парламентарии и политики Молдавии, многие из которых аплодировали мясорубке на Днестре. Сегодня эти политики делают кислые физиономии по поводу скорбного дня памяти и запевают свою несвежую песню про "русского врага". Но враг-то у страны один - ее националистическая пещерная "элита", что она в 1992 году, пожрав тысячи людей, и продемонстрировала. Вечная память жертвам гражданской войны 1992 года", - подвел итог Владимир Лорченков.

Справка ИА REGNUM: Вооруженный конфликт между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой начался 2 марта 1992, когда молдавская полиция, а впоследствии и армия, оснащённая бронетехникой и артиллерией, поддержанная молдавскими и румынскими добровольцами (комбатантами), атаковала территорию Приднестровья. В этот день на молдавско-приднестровской границе в районе города Дубоссары состоялось полномасштабное вооружённое противостояние приднестровской милиции и молдавской полиции. Это была третья вооруженная атака Дубоссар со стороны Молдавии. Первое столкновение между Молдавией и Приднестровьем произошло 2 ноября 1990 года, когда вооруженный отряд полиции особого назначения Молдавии попытался прорваться в город Дубоссары, чтобы разделить территорию Приднестровья на две части. Вторую атаку против Дубоссар Кишинёв предпринял 13 декабря 1991 года.

В ходе агрессии Молдавии, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей, погибло 809 человек (130 из них - мирные жители: дети, старики, женщины), ранен 1471 человек (половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами).

По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 287 участников конфликта, ранения получили 400.

21 июля 1992 года в Москве президенты России, Молдавии и Приднестровья подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова". Стороны взяли на себя обязательства принять все необходимые меры по прекращению вооруженных действий в течение семи суток, развести вооруженные силы и создать зону безопасности. Данное соглашение послужило началом миротворческой операции по прекращению вооруженного конфликта между Молдавией и ПМР и созданием Совместных миротворческих сил. Конкретное выполнение данного решения началось 27 июля 1992 года на первой рабочей встрече представителей сторон по его выполнению.