В последние годы автомобильный парк Санкт-Петербурга и России в целом значительно вырос, в том числе и потому, что ряд крупных иностранных автомобильных компаний построили (или строят) свои заводы в разных городах страны. Кроме того, увеличивается спрос на подержанные автомобили, ввозимые из США, Европы и Японии. Также растет число банков, готовых выдавать недорогие кредиты на покупку личного транспорта и расширяются кредитные возможности как таковые. Количество покупаемых автомобилей растет и, как следствие, увеличивается количество угонов. О статистке угонов машин в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, о том, как эти угоны предотвратить и как изменить законодательство в отношении автомобильных воров, с корреспондентом ИА REGNUM побеседовал начальник отдела по организации розыска автомототранспорта УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской Области подполковник милиции Юрий Овсянников.

ИА REGNUM: Какие машины пользуются большим спросом у угонщиков в Санкт-Петербурге и Ленинградской области?

Всего в 2007 году в городе и области было зарегистрировано более 10,5 тысяч преступных посягательств в отношении транспортных средств и их владельцев, из них - около девяти тысяч в Санкт-Петербурге, и около полутора тысяч по области. В среднем за сутки совершается от 22 до 25 угонов, причем 75% из них в ночное время. Наибольшее количество угонов приходится на автомобили отечественного производства ВАЗ - это где-то 25-30%, потом идет Mitsubishi - все возможные Lancer и Outlander, потом все остальные машины.

ИА REGNUM: Назовите, пожалуйста, наиболее угоняемые модели ВАЗов?

Из угоняемых за сутки ВАЗов, распределение примерно равное: модели 2106, 20193, то есть старых годов выпуска, модели 2110 и 2115 и другие. Старые модели вроде "копейки" (ВАЗ-2101 - прим. ИА REGNUM), находят в течение двух - трех дней во дворах и в разобранном состоянии. Их угоняет молодежь, чтобы покататься, или наркоманы, которые воруют аккумуляторы и другие запчасти. Если угоняют ВАЗ десятого семейства (2110, 2111,2112 - прим. ИА REGNUM) 2006-2007 годов выпуска, то на этот автомобиль делают документы, и изменяют номера агрегатов. Угонщик может продать такую машину в другой регион и получить с этого прибыль, потому что, скажем, на "шестерку" (ВАЗ 2106 - прим. ИА REGNUM) дороже сделать документы, чем она сама стоит: старая машина оценивается в 300-500 долларов, а сделать документы к ней и перебить номера - намного больше.

ИА REGNUM: Каково соотношение автомобилей угнанных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в процентах?

Я уже отметил, что лидирует в этом списке Mitsubishi - около 10%, затем идет Volkswagen (Passat, Golf и Transporter) - около 6%, внедорожники Toyota и Lexus (Land Cruiser, LX, RX) - около 5% и Mercedes - около 4%. Автомобили Daewoo, Peugeot и Renault угоняют намного реже. Если говорить об общей картине, то первое место по угонам занимают отечественные машины (ВАЗ), потом японские (Mitsubishi, Toyota, Lexus, Mazda и так далее), а замыкают тройку немцы (Volkswagen, Mercedes и BMW). Видно, что из Toyota и Lexus угоняют в основном крупные джипы: Corolla спросом почти не пользуется. Раньше угоняли Camry, а сейчас угон этой модели фиксируется редко. Lexus за сутки уходит от одного до трех. Некоторые дорогие джипы приезжают из других регионов - их отслеживают на въезде в город и при удобном моменте сразу крадут.

ИА REGNUM: Больше крадут иногородних, или петербургских машин?

Наших больше. За неделю в городе и области угоняют две - три машины, зарегистрированных в других регионах. Но следить за транспортным средством надо и тем, и другим.

ИА REGNUM: Почему так популярны машины японского автопрома?

Они продаются легко и пользуются спросом. Если в 2006 году угонялось много машин отечественного производства двух - трех лет выпуска, то в 2007 году водители сменили их на те же Lancer. Поэтому и угонять Lancer стали больше. Поддельные документы на машину сейчас делают очень качественно, я сам их видел. Без специального оборудования и исследования понять, что документы и машина "левая" нельзя. Поэтому когда человека на угнанной машине останавливают, проверяют номера агрегатов, документы и все сходится, его, чаще всего, отпускают.

ИА REGNUM Сколько угнанных машин было возвращено их законным владельцам в Санкт-Петербурге и области в 2007 году?

Нами было задержано около 10 тысяч транспортных средств. Из них более 7 тысяч были из числа угнанных и похищенные ранее, причем не только в 2007 году.

ИА REGNUM: Куда в основном направлены потоки ворованных машин?

За пределы региона, по России. Джипы пользуются спросом, там, где условия для джипов - это Сибирь (Томск, Омск), Карелия. Легковые автомобили уходят в среднюю полосу страны. Плюс юг России. Туда уходит не только "ВАЗ", хотя по ним мы получали много телетайпов из Таджикистана. В 2007 году мы получали сигналы из Череповца и Вологды.

ИА REGNUM: Угоны происходят из-за того, что автомобили плохо оборудованы защитными системами?

Хорошо оборудованы те, кто их угоняет. Они специалисты. Даже спутниковую систему можно раскодировать, хотя она дорогая - от тысячи долларов до двух, трех, плюс ежемесячная плата, поэтому есть она далеко не на всех дорогих машинах. А КАСКО, как правило, делают только тем люксовым машинам, которые оборудованы спутниковой системой слежения.

ИА REGNUM: По поводу страхования: какова тенденция к оформлению КАСКО у автовладельцев?

Тенденция положительная, в том числе и потому, что КАСКО лучшая защита и от угона, и от ДТП. Я знаю, что при оформлении кредита на новую машину КАСКО обязательно, но и в том случае, если машине менее трех лет, большинство людей использует этот вид страхования.

ИА REGNUM: То есть, лучше потратить деньги на КАСКО, чем на дорогую сигнализацию?

Мое мнение - да. Кроме того, человек, который тратит достаточно большую сумму на покупку иномарки, найдет деньги на то, чтобы застраховаться.

ИА REGNUM: Много в Санкт-Петербурге и Ленинградской области угоняют грузовых машин?

Это небольшой процент от общего количества угонов: тягачи Volvo, Freightliner и Камазы. Их уводят в основном с разбоями - на стоянке в ночное время. Или останавливают, просят перевезти что-нибудь, приехать на дачу плиту поднять и так далее, а потом выкидывают из машины. Но этому способствуют сами водители - хотят подзаработать.

ИА REGNUM: А какова доля разбойных нападений на владельцев легковых автомобилей?

Маленькая. По угону легковых машин две статьи УК РФ - 158 ("Кража) и 166 ("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)"). Разбои и грабежи - другие статьи, и на это мало кто идет. По статье "Угон" следовало бы сделать наказание, как по статье "Кража": тогда преступника хотя бы сажали в тюрьму, а так - обычно дают условный срок. По статье 166 УК РФ надо доказать, что автомобиль угнан с целью изменить номера, подделать документы, продать и получить за это деньги, - то есть в этом во всем угонщик должен признаться сам, и только тогда его заключат под стражу. Если он скажет, что сел в чужой автомобиль погреться или доехать до дома, так как там не выключен утюг, то цели хищения нет, нет и состава преступления. Поэтому пока у нас эта статья есть (166 УК РФ - прим. ИА) - угоны будут расти. Если ее уберут вообще, или полностью заменят на статью "Кража", ситуация с угонами изменится. Грубо говоря, за угон следует ужесточить уголовную ответственность. Иначе, кроме условного наказания, вор ничего не получит.

ИА REGNUM: До какой степени следует ужесточить ответственность?

Я не помню где,- ни то в Узбекистане, ни то в Таджикистане - сел в чужую машину, и - есть цели хищения, нет целей хищения - наказание за это 10 лет тюрьмы. Там машины не закрывают - ставят на улице и уходят. Ну а если условно отделался... Это ведь бизнес, не на последнем месте в криминальных кругах - оружие, наркотики, автомобили...

ИА REGNUM: Куда угнанные машины в основном попадают - сразу в частные руки, или сначала на авторынок?

На авторынке достаточно большая вероятность купить ворованную машину, потому что больше их почти никак не продать. Бывает, из других регионов приезжают, покупают у этих жуликов и продают уже у себя. Правда, через салон тоже можно купить машину, которая находится, скажем, в розыске Интерпола: из-за границы привезли, поставили, сейчас в розыске нет, но через год, через два может выскочить в списках спецслужб других стран.

ИА REGNUM: А как насчет продажи машин через частные объявления?

Тоже возможна покупка ворованной машины, но в данном случае можно приехать в ГИБДД и проверить машину по базе данных. Эта проверка, в присутствии владельца и при наличии документов на машину, проводится бесплатно. Если человек, который является хозяином машины, от проверки отказывается, то автомобиль явно "левый". По идее, это можно проверить и в любом отделе милиции.

ИА REGNUM: Все же какова вероятность купить "левую" машину на рынке, сопоставляя с вероятностью покупкой угнанного автомобиля в автосалоне и по частным объявлениям?

Сложно сказать. Я на рынке покупал в общей сложности около десяти машин, и с ними было все в порядке. Как правило, определить, угнанная машина или нет, можно, в том числе, по ее стоимости - когда машина стоит 20 тысяч долларов, а продается за 15, якобы потому, что свадьба, покупка квартиры... Ну не может она стоить 15 тысяч, если ее реальная цена 20. Нет таких подарков. Есть рыночная цена, - 20 тысяч долларов. 200-300 долларов могут скинуть за царапину или еще за какие-то дефекты. Но сбрасывание цены в пять тысяч долларов в один момент должно настораживать.

ИА REGNUM: Сколько было угнано дорогих машин в городе и области за прошедший год: Maybach, Porsche и других?

В 2007 году было угнано только шесть Porsche. Это в Москве по три, по четыре роскошные машины в день угоняют, а Санкт-Петербург - город бедный. Кроме того, такие машины редко берут с рынков - автомобилисту проще купить ее в салоне - он стоит на месте, к нему можно предъявить претензии, а на автомобильном рынке - сегодня купил, а завтра никого нет, и спросить не с кого.

ИА REGNUM: Какие бы вы рекомендации дали водителям, чтобы снизить вероятность угона их личного транспорта?

Элементарные средства защиты - секретка, например. Она тоже не спасает, но занимает больше времени для угонщика. Без присмотра машину не оставлять, но и тут возникает проблема - у нас автомобили хранить нигде: коллективные автостоянки сносят, обычные стоянки закрывают, а строить - ничего не строят. Создают парковки рядом с новыми домами, но они слишком малы, а в каждой квартире живет семья, на которую приходится в среднем две машины. Они ставят автомобили под окнами, встают утром, а машины нет. Ставить машины надо, по возможности на охраняемой стоянке. От хулиганов может спасти звуковая сигнализация, ну, а от более серьезных людей - спутник, страхование...

ИА REGNUM: Ношение личного оружия решило бы проблему разбойных нападений на водителей?

В Америке это проблему решило? Стреляют Все, кому не лень. У нас ненормальных людей не меньше, а угонщика ведь тоже убивать нельзя, он же тоже человек. Повторюсь, здесь надо ужесточить наказание за угон - это единственный на сегодня способ снизить уровень воровства машин.

ИА REGNUM: Могут наказание ужесточить в ближайшее время?

Рекомендации мы давали, но вопрос пока не рассматривался. Но сделать это, определенно, надо.