"Отмороженные выборы".

(Наша власть: дела и лица, 2 [27] 2003 Василий Андреев)

Отсутствие интриги не означает невозможности ее возникновения в будущем

Как и предсказывалось, на выборах губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа убедительную победу одержал мэр Норильска, в прошлом заместитель генерального директора Норильского горно-металлургического комбината Олег Бударгин. Мы специально не перечисляем тех, кто выдал подобный прогноз, - других попросту не было. Поразительное, в общем-то, единодушие.

Впрочем, иначе и быть не могло. Никто из остальных семи кандидатов не имел ни малейших шансов составить конкуренцию г-ну Бударгину. По большому счету, не представляется возможным определить (или придумать) главную интригу выборов. Создать ее не помог даже пресловутый "кандидат против всех", пришедший к финишу со вторым показателем. Люди, отдавшие за него свои голоса, фактически проголосовали против Бударгина.

Хотя, повод для возникновения подобного рода интриги в принципе был. Как раз накануне дня голосования, 25 января, профсоюзные лидеры ГМК "Норильский никель" отказались пойти на уступки администрации предприятия (точнее, его заполярного филиала) и пригрозили, что предупредительная забастовка может начаться уже через день. Вместо забастовки начался новый раунд переговоров, но и он не смог сдвинуть позиции каждой из сторон с мертвой точки. Подобное противостояние продолжается еще с декабря прошлого года, когда лидер профсоюзного объединения "Норникель" Валерий Мельников впервые пообещал начать забастовку, если зарплата рабочих комбината не будет повышена с 24 до 28 тысяч рублей.

Учитывая, с одной стороны, "корни" Олега Бударгина, а с другой - роль Норильского комбината в жизни округа и большую популярность г-на Мельникова, активность последнего в деле "защиты интересов трудящихся" могла бы внести большее разнообразие в ход выборной кампании. Однако не внесла. В чем причина? Как представляется, в амбициях норильского профсоюзного вожака. Точнее, в их направленности. Но об этом позже.

В регионах, где доминирует конкретная финансово-промышленная группировка или даже одно крупное предприятие, неизбежно побеждают представители именно этих структур. Ни партийные выдвиженцы, ни "общественные деятели" от оппозиции, причем оппозиции даже не властям, а руководству господствующей бизнес-структуры, ни тем более самовыдвиженцы, кандидаты-двойники и прочая "мелочь" не способны противостоять им. Подобная тенденция сложилась уже давно: можно вспомнить избрание Бориса Золотарева в Эвенкии или самого Александра Хлопонина в Таймырском округе. Подобные "оглушительные" победы достигаются в тех случаях, когда на должности глав регионов выдвигаются представители (или руководители) бизнес-структур, а проще говоря олигархи, до этого не представленные в крае. Классический пример - победа Романа Абрамовича на Чукотке.

Объяснить подобный "феномен" довольно просто. Прежде всего на кандидатов от бизнес-структур, доминирующих на отдельно взятой территории, работают деньги, которые по сравнению с финансами их конкурентов выглядят просто неисчерпаемыми. Не менее важна возможность выгодного использования социальной тематики. Причем в данном случае речь не идет о банальном "подкупе" избирателей подарками и продуктовыми наборами "к празднику" (т.е. ко дню выборов). Любое крупное предприятие в отдаленных северных районах является системообразующим, и на его руководство ложится весь груз проблем по социальному обеспечению практически всех жителей данного района. И если на выборную должность претендует толковый менеджер, способный более или менее успешно решать социальные вопросы, а точнее, проблемы жизнеобеспечения, то уверенная поддержка большинства ему гарантирована. Обычно в таких случаях количество поданных голосов прямо соотносится с рейтингами доверия данному кандидату.

Представители оппозиции чаще всего не имеют никаких весомых аргументов, способных повлиять на умонастроения избирателей. Кампании такого рода кандидатов строятся исключительно на критике основного претендента, тем самым обезличивая всех "оппозиционеров". Не помогает даже банальная "гор-ластость" отдельных претендентов, в других случаях оказывающаяся весьма действенной. Для "непроходных" кандидатов участие в выборах не становится даже средством собственной раскрутки - обычно о них забывают сразу же после дня голосования.

Все описанное выше было характерно для выборов губернатора Долгано-Ненецкого округа. Нет смысла излагать перипетии той кампании -достаточно взглянуть на таблицу с результатами голосования - она весьма красноречива. Вообще же нет особой нужды обращаться к прошлому, пусть и совсем еще недавнему. Лучше попытаться заглянуть в будущее.

С чем столкнется новоизбранный губернатор Олег Бударгин? Прежде всего с необходимостью скорейшего решения кадровых вопросов, имея конечной целью "выстраивание вертикали власти" в округе. Об этом сам победитель заявил сразу же по завершении голосования, посетовав, что не сможет приступить к работе немедленно: необходимо ждать окончательного подведения итогов выборов, которое, в свою очередь, серьезно задерживалось из-за трудностей с доставкой бюллетеней из отдаленных районов.

Так или иначе ему легко удастся решить эту проблему: других кадров, кроме "родственных", т.е. связанных с "Норникелем", в округе просто нет. К тому же о своей поддержке г-на Бударгина уже заявили другие видные политические деятели округа, в частности спикер таймырского парламента Виктор Ситнов и мэр Дудинки Анатолий Кузнецов.

Несложно будет решить и финансовые вопросы, образовавшиеся за время "безвластия". Причина в целом та же: практически единственным источником пополнения окружной казны является опять же Норильский комбинат.

Для нового таймырского губернатора не составит большого труда наладить хорошие отношения с политической элитой Красноярского края. Симпатии к нему со стороны А. Хлопонина хорошо известны. Председатель Законодательного собрания Красноярска Александр Усс положительно отозвался о победе Бударгина, которого он назвал "способным человеком" и "перспективным политиком".

Однако, как отмечают большинство наблюдателей, у г-на Бударгина нет поводов для особо бурной радости. Уже в самом ближайшем будущем ему придется столкнуться с двумя сложнейшими проблемами, одна из которых досталась ему в наследство, а появлению другой объективно поспособствовал он сам. Это, во-первых, давний спор о статусе Норильского муниципального образования, а во-вторых, грядущая кампания по выборам мэра города.

Начнем с последней. Существует весьма распространенное мнение, что "мэрская" кампания в Норильске открылась еще в прошлом году одновременно с возникновением известного конфликта между руководством и профсоюзами горно-металлургического комбината. Таким образом ее начал лидер заполярных профсоюзов упомянутый выше Валерий Мельников. Сам он старается не допускать ассоциаций между борьбой за повышение зарплаты рабочим комбината и собственным участием в выборах, но и не отрицает наличия политических амбиций.

Как бы то ни было, если г-н Мельников действительно будет бороться за пост мэра Норильска, его нынешняя активность поможет привлечь симпатии норильчан. Вопросы, связанные с зарплатой и вообще с финансами, как известно, волнуют всех без исключения. Использование данной тематики в предвыборной агитации обычно позволяет получить серьезные дивиденды, т.е. голоса избирателей.

Сам Валерий Мельников известен в округе как один из главных противников и руководства Норильского комбината, и местных властей. Уже сейчас появились прогнозы, что в случае его победы начнется "война против всех": против администрации Долгано-Ненецкого АО, Красноярского края и даже федерального центра. Впрочем, как г-н Мельников сможет бороться против последнего, предположить пока что сложно.

Администрация комбината и окружные власти, похоже, осознают потенциальную угрозу со стороны г-на Мельникова (а именно так они расценивают возможную победу профсоюзного лидера) и готовятся к принятию превентивных мер. Правда, сами руководители "Норникеля" заверяют, что они против патернализма и посему не собираются выдвигать своего ставленника. Вполне приемлемыми фигурами для них могут оказаться исполняющий обязанности главы города Александр Рябов или председатель городского совета Сергей Шмаков. Впрочем, в сложившейся на Таймыре ситуации руководство комбината может обойтись и без непосредственного своего выдвиженца: поддержка, пусть даже и ограниченная, со стороны такого гиганта, как "Норильский никель", окажется достаточной для победы любого из названных выше кандидатов.

Что касается территориальных споров вокруг Норильска, то, похоже, методов их решения нет ни у таймырских, ни у красноярских властей. Примерно год назад Александр Хлопонин, будучи еще губернатором Долгано-Ненецкого АО, предложил следующую схему: город Норильск входит в состав округа, а сам округ - в состав Красноярского края. Правда, тогда же он заявил, что необходимые для этого условия еще не созданы. Позже, став уже губернатором Красноярского края, г-н Хлопонин выдвинул еще одно условие: на посту его преемника в округе должен оказаться "вменяемый человек".

"Вменяемый" губернатор у округа появился. Совсем недавно. Но, судя по заявлениям и г-на Бударгина, и г-на Хлопонина, это пока не особо помогло в решении проблемы. Как и то, что оба губернатора являются выходцами из "Норильского никеля" или, более широко, холдинга "Интеррос". Конечно, О. Бударгину будет легче договариваться с А. Хлопониным, чем тому было договориться с А. Лебедем. Но проблема, как известно, заключается вовсе не в сложности переговорного процесса между руководителями двух субъектов Федерации. "Норильский никель" - крупнейший налогоплательщик в Сибири и на Дальнем Востоке. Из-за подчиненности Норильска красноярской краевой администрации львиная доля налогов, уплачиваемых комбинатом, уходила "на юг". "Северу" оставалось относительно мало. А то, что и в самом Таймырском округе нет других крупных налогоплательщиков, объяснять, думается, никому не надо.

"Незаменимость" Норильского комбината как для Красноярска, так и для Таймыра создает большую головную боль для обоих губернаторов. Они могут легко найти общий язык между собой, но допустить существенное перераспределение налогов в сложившейся ситуации будет значительно сложнее. Особенно это относится к А. Хлопонину, если учесть, с каким трудом ему удалось сверстать краевой бюджет. Конечно, они оба, как талантливые менеджеры и просто практичные люди, смогут найти взаимоприемлемый вариант. Но это в будущем. Пока же проблемами, связанными с "Норильским никелем", могут воспользоваться противники как А. Хлопонина, так и О. Бударгина, которые остались, несмотря на умелую кадровую политику первого и убедительную победу на выборах второго.

"Защитить интересы регионов".

(Павел Федирко, член Совета Федерации, заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности "Красноярский рабочий" 14.03.03)

После завершения очередного парламентского года и в начале нового полагаю необходимым проинформировать красноярцев о некоторых аспектах работы Совета Федерации Федерального Собрания РФ и своего участия в ней.

Продление полномочий и постановка новых задач вызвали необходимость изменения моего статуса в Совете Федерации. Теперь я являюсь заместителем председателя комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности. В период весенней сессии 2003 года наш комитет отвечает за организацию проведения ряда парламентских слушаний, в том числе по важной теме "Стратегия развития лесопромышленного комплекса до 2020 года: проблемы и решения". Кроме того, комитет планирует продолжить работу по подготовке ряда законопроектов, в частности новой редакции Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", и поправок к действующим федеральным законам, в частности к главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса, к Федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции".

В то же время я являюсь членом комиссии СФ по информационной политике, а также руководителем рабочей группы по электронной экономике. В течение прошедшего года рабочая группа регулярно собиралась на свои заседания, а итогом деятельности явилось проведение в Совете Федерации парламентских слушаний на эту тему.

Следует отметить, что в последнее время Совет Федерации уделяет большое внимание вопросам развития малого и среднего предпринимательства. В целях активизации работы в этом направлении 28 декабря 2002 года распоряжением председателя СФ С. М. Миронова был создан совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации и под его руководством. Я был назначен заместителем председателя совета - руководителем рабочей группы. Основными задачами совета являются изучение состояния и тенденций развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в этой сфере. Совет провел свое первое заседание и определил основные направления работы на 2003 год.

В прошедшем году я принимал участие в заседаниях совета старейшин Совета Федерации (так называемый совет восемнадцати), которые проводятся каждую неделю у председателя СФ. Участие в работе совета старейшин позволяет мне регулярно поднимать вопросы, касающиеся региональных проблем, непосредственно перед руководством Совета Федерации. В частности, на одном из заседаний при обсуждении исполнения бюджета на 2003 год был поднят вопрос о необходимости реструктуризации задолженности бюджетов субъектов РФ перед федеральным бюджетом по бюджетным ссудам, заявлено о необходимости оказания бюджетам субъектов РФ дополнительной финансовой помощи для финансирования дорожного хозяйства. В результате совместных усилий указанные вопросы нашли отражение в постановлении Совета Федерации от 29 января 2003 N 15-СФ "О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по исполнению Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год".

Из одобренных в 2002 году Советом Федерации законов 172 уже подписаны президентом и вступили в законную силу. Еще 9 законов находятся на рассмотрении у главы государства, отклонен президентом только один закон. Это подтверждает, что палате удалось значительно повысить результативность своей законодательной деятельности и законодательного процесса в целом.

В 2002 году действующее законодательство Российской Федерации пополнилось целым рядом важнейших законов в области судоустройства. Вступили в силу Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. После долгих дискуссий и обсуждений, в которых активное участие принимал Совет Федерации, был принят новый закон о несостоятельности (банкротстве). Активного участия Совета Федерации потребовало и обсуждение пакета законов по реформированию электроэнергетики и железнодорожного транспорта.

Но, наверное, одним из самых актуальных для населения законов, рассмотренных Государственной Думой и Советом Федерации в 2002 году, является Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Смысл поправок, предложенных данным законом, заключается во включении в страховой стаж для исчисления пенсии иных, "нестраховых" периодов. На совместном совещании 30 мая 2002 г. Совета администрации края, депутатов Законодательного Собрания края, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации была выработана позиция - поддержать данный закон при прохождении его через федеральный парламент. В настоящее время закон дорабатывается в совместной согласительной комиссии Совета Федерации и Государственной Думы.

Предваряя возможные вопросы, хотелось бы сказать, что многим депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации близки и понятны проблемы и заботы пенсионеров. Однако часто бывает, что по ряду законопроектов нет единства мнений. Это касается и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Работа над проектом закона - это длительный процесс его согласования со всеми заинтересованными сторонами, будем надеяться, что в данном случае он будет успешным.

Федеральный закон о бюджете на очередной год по понятным причинам является безусловно важнейшим из законов, рассматриваемых Государственной Думой и Советом Федерации. От того, как в нем будут отражены интересы регионов, во многом зависит благосостояние населения конкретной территории. С 2002 года правительство начало более активно осуществлять предварительные консультации с представителями верхней и нижней палат федерального парламента по вопросам принятия бюджета. Уже утвердилось название этих предварительных консультаций - "нулевое чтение". В этом году консультации по вопросам формирования федерального бюджета на 2004 год могут начаться в марте, поэтому включаться в работу надо уже сейчас. Уверен, что, исходя из накопленного опыта прошлых лет, у краевой администрации есть предложения и замечания относительно федеральной бюджетной политики.

Не менее важное значение, на мой взгляд, имеет пакет законопроектов так называемой административной реформы - внесенных президентом в Госдуму проектов федеральных законов в области реформирования организации местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ. Принятие данных законов непосредственно увязывается с изменением принципов межбюджетных отношений. Уже сейчас указанные законопроекты вызывают неоднозначную реакцию среди политиков разного уровня. Полагаю, что грамотный и взвешенный подход позволит краевой администрации оценить достоинства и недостатки предлагаемой реформы и выработать необходимые поправки. Тем более что обсуждение реформы идет довольно давно.

Одним из направлений работы члена Совета Федерации является личный прием граждан и представителей организаций. В 2002 году в моей приемной в Совете Федерации побывало более 80 человек. Среди них были представители органов государственной власти, ученые, деятели искусства, предприниматели. В ходе встреч в основном обсуждались вопросы практического применения вступивших в силу новых федеральных законов, высказывались предложения по дополнению и доработке проектов законов, находящихся в стадии подготовки, на рассмотрении в Государственной Думе или подлежащих процедуре одобрения в Совете Федерации. Поступило и было рассмотрено значительное количество письменных обращений от предприятий и учреждений, общественных организаций, высших учебных заведений. Кроме того, поступали обращения от федеральных органов государственной власти по направлениям их работы в регионах.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что Совет Федерации сейчас является, пожалуй, единственным федеральным органом государственной власти, представляющим интересы регионов. Это инструмент, который органы государственной власти субъектов РФ могут использовать для защиты своих интересов на федеральном уровне. Результаты работы представителей регионов в Совете Федерации напрямую зависят от эффективности их взаимодействия с региональными органами государственной власти. Со своей стороны я убежден, что в 2003 году наша совместная работа принесет краю большую пользу.

"Горючее, слезы и шутки монополии".

(Степан Дробный "Известия" 14.03.03)

О СТРАННОМ ПОВЕДЕНИИ НА КРАСНОЯРСКОМ БЕНЗИНОВОМ РЫНКЕ КРУПНЕЙШЕЙ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ СТРАНЫ

Сегодня нефтяная компания "ЮКОС" фактически является монополистом на красноярском рынке. Средняя цена бензина в Красноярске на 11 % выше, чем по России. Такие данные приводятся Госкомстатом России в очередном докладе о состоянии рынка нефтепродуктов в стране. Город на Енисее по стоимости горючего занимает шестое место среди восьмидесяти городов России. Выше цены только в Петропавловске-Камчатском, Магадане, Мурманске, Чите и Анадыре. В Сибири же равных нашему городу по этому печальному показателю нет. Стоимость заправки среднестатистического бензобака легкового автомобиля равна почти шестистам рублям.

Принадлежащий этой гигантской компании Ачинский нефтеперерабатывающий завод по сути единственный в крае крупный переработчик нефти. В приснопамятные девяностые годы завод, рассчитанный на переработку семи миллионов тонн ежегодно, очень здорово лихорадило Обычные арбитражные разборки закончились тем, что предприятием завладел ЮКОС. Впрочем, сопротивляться столь мощной вертикально интегрированной нефтяной компании было бессмысленно... И тогда казалось, что администрацию Красноярского края и нефтяную компанию "ЮКОС" ждет долгая и безоблачная дружба. Подписанное в 2001 году соглашение о сотрудничестве сулило закрытие всех бюджетных потребностей ГСМ по сниженным ценам. А также предполагало поставки в край горючего со скидкой и выделение годового запаса авиационного топлива авиакомпании "Красноярские авиалинии", на долю которой в Красноярском крае приходилось 90% авиационных пассажирских и грузоперевозок. Стратегическим партнером по продаже топлива в Красноярском крае должна была стать компания "Красноярскнефтепродукт", владеющая сетью АЭС на территории региона (контрольный пакет акций "Красноярскнефтепродукта" принадлежит администрации Красноярского края). В обмен на все это администрация отдала НК "ЮКОС" свой 20-процентный пакет акций Ачинского НПЗ...

Но вскоре после этого стали твориться вещи совершенно непонятные. Сначала цены на заправках взлетают во время губернаторских выборов. Один из претендентов в кресло главы края - Петр Пимашков сумел каким-то образом сбить напряжение, договорившись о снижении цен на рубль, и заработать на этом очки. Но последние перед наступлением Нового года дни стали для края чем-то вроде "черного вторника". Цена литра бензина марки Аи-93 в Красноярском крае возросла с 10,5 руб. до 13 руб., дизельного топлива - с 8,5 руб до 11 с лишним рублей Краевые власти заговорили о предполагаемом повышении акцизов, но было заметно, что повышение цен почти на три рубля шокировало не только рядовых автовладельцев, но и губернатора. Сразу же за повышением цен на бензин в Красноярске начался вызванный им очередной этап повышения цен на другие товары. Продукция ОАО "Красноярский хлеб" поднялась на 10 процентов. Заместитель генерального директора "Красноярского хлеба" Роман Одинцов сообщил журналистам, что "это вызвано не желанием разбогатеть, а стремлением компенсировать заметное увеличение естественных затрат производителей". О возможном повышении цен на свои услуги заявили владельцы маршрутных такси Красноярска. Чиновники краевой администрации признали, что среди причин повышения не только повышение акцизов, но и спекулятивные игры оптовых и розничных продавцов топлива на территории края, причем связанные с "отпускной политикой заводов". Понятно, что в первую очередь имелся в виду принадлежащий ЮКОСу Ачинский НПЗ. В игры, которые ведут оптовики и краевые власти, оказалось втянутым практически все население края. Все аргументы о сезонном всплеске цен, инфляции и т.п. трудно назвать обоснованными, так как в других регионах присутствия ЮКОСа горючее на порядок дешевле. Между тем, приближается посевная кампания, успех которой будет зависеть не столько от расторопности краевых властей, сколько от "доброй воли" ЮКОСа. Как и цены на продовольствие и общее состояние дел на селе. Сумеет ли краевая власть найти противоядие от могущественного монополиста - вопрос более чем серьезный.

"Окружающая среда перестала приносить прибыль".

(Дарья Марьялова "Известия-Красноярск" 14.03.03)

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ДЕПУТАТЫ РАЗБИРАЛИ КРАЕВОЙ БЮДЖЕТ ПО КОСТОЧКАМ

Вчера в Законодательном собрании состоялось заседание постоянной комиссии по бюджетной политике и финансам. Главным обсуждаемым вопросом стала корректировка краевого бюджета 2003 года.

Неприятная и даже подозрительная ситуация сложилась с экологическими платежами. Летом прошлого года при временном управлении Николая Ашлапова власти отчитывались, что за первое полугодие 2002-го сумма задолженности предприятий и организаций по экологическим платежам- в бюджет края сократилась в два раза: с 299 миллионов рублей до 150. Сегодня ситуация с отчислениями за сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ под вопросом. За январь сумма этих отчислений составила 37159 рублей. А теперь вообще неизвестно, по какой ставке собирать эти платежи. Дело в том, что в апреле прошлого года старые нормативы были отменены на федеральном уровне, а новые до сих пор не согласованы. Как итог, из-за несогласованности этой темы законодательства уже в мае-ионе по всей России прошло резкое сокращение экологических платежей. Как прокомментировал эту ситуацию депутат Юрий Абакумов, "понятно, что речь идет о миллиардах, и есть немало лоббистов на уровне правительства и депутатов, которые изо всех сил оттягивают принятие этих нормативов". На краевом уровне сделать ничего нельзя, поэтому в этом вопросе постановили разобраться.

Юристы краевого парламента, рассмотрев бюджет постатейно, высказали много замечаний. Например, в сумме доходов краевого бюджета есть строка о 500 тысячах рублей, которые якобы должны прийти в край в качестве субсидий из федерации. Однако в федеральном бюджете ничего подобного не предусмотрено.

Несмотря на такие несоответствия, работа по корректировке главного финансового документа края ведется неустанно, и разрыв между доходами и расходами постепенно сокращается. Одно из самых существенных изменений, которые администрация предлагает внести в краевой бюджет, - изменить систему заимствований. Вместо банковских кредитов на сумму в 1 миллиард 393 тысячи рублей предлагается выпустить государственные ценные бумаги на сумму в полтора миллиарда. Этот новаторский экономический шаг пока остался незамеченным. Чиновники не захотели привлекать к нему внимание и комментировать подготовку к выпуску облигаций, ссылаясь, что разработчик этого финансового проекта начальник ГФУ Александр Новак находится в Москве и, возможно, по возвращении даст все необходимые разъяснения.

"Борис Золотарев: "Мне повезло в жизни...".

(Роман Володин "Вечерний Красноярск" 14.03.03)

Вчера эвенкийскому губернатору Борису Золотареву исполнилось 50 лет. Накануне своего полувекового юбилея Борис Николаевич отвечал на вопросы "Вечерки".

- Борис Николаевич, где собираетесь встретить свой юбилей? (Б.Н. Золотарев отвечал на вопросы в начале марта. - Ред.).

- 13 марта я буду отмечать день рождения вместе со своей семьей - женой, дочерью, сыном, близкими людьми, друзьями. Особо пышным мероприятие не будет.

- 50 лет - все-таки дата. Вы довольны прожитой жизнью?

- Ну, она еще, слава богу, не прожита. А вообще, мне повезло в жизни - с родителями, с семьей, с женой, с детьми, с друзьями. Я был младшим ребенком. У меня два старших брата, с которых я всегда брал пример, равнялся на них в детстве, да и сейчас тоже. Один - генерал, доктор наук, профессор, академик, заведующий кафедрой, другой - директор одного из крупнейших в стране строительных комбинатов. Все начинается в детстве - отец был для меня образцом, мама учила добру, братья не давали быть плохим.

Своей семьей я доволен - единственная встреча с женщиной, двое детей, и, слава богу, здесь ничего не меняется. Здесь стабильно, здесь мой тыл. Я знаю, что со мной нелегко. Я благодарен семье, которая меня терпит. Только они привыкнут к какому-то определенному стилю жизни, как все меняется. Так получается, что каждые двенадцать лет у меня резко меняется жизнь, работа, и мои близкие всегда меня поддерживают. В профессиональном плане я тоже удовлетворен - у меня всегда была интересная увлекательная работа, в которой я добивался хороших результатов.

- Детям свой стиль жизни не навязываете?

- Я хотел, чтобы сын учился в финансовой академии, поехал учиться в Англию, стал менеджером. Это современная, хорошая, востребованная профессия. Но Он выбрал другой путь, и я, естественно, отношусь к его выбору уважительно. Он стал музыкантом, пишет музыку, руководитель группы. Поступил в институт культуры на факультет звукорежиссеров.

- Не жалеете, что из комфортной Москвы уехали в Эвенкию?

- Решение давалось сложно и мне, и моим партнерам по бизнесу. И Ходорковский поначалу не хотел меня отпускать. Мы с ним проработали бок о бок больше десяти лет, а он не из тех людей, кто легко расстается с соратниками. И сам я, разумеется, понимал гигантскую разницу между управлением компанией и территорией. Сомневался. Но это судьба. Я был удивлен всем, что увидел. Мне интересно от того, что получаю результат. Похоже, наступил тот самый этап, когда хочется оставить определенный след в жизни. Наступит день, и я уеду из Эвенкии, но надеюсь - и делаю для этого все, - что многие люди будут помнить и будут говорить с добром о моей работе. И будет о чем рассказать людям, в том числе внукам.

- Как вы оцениваете итоги двух лет свой работы на посту губернатора ЭАО?

- Нам удалось добиться главного - уверенности людей в своем будущем. Когда я только приехал и стал встречаться с жителями, они не знали даже, переживут ли зиму. Ведь в домах не было света, тепла, магазины пустовали, особенно в поселках, и ни о какой связи с внешним миром говорить не приходилось. Поэтому все так и удивились, когда я объявил, что первым делом мы обзаведемся современными средствами связи - Интернетом, электронной почтой, собственной телефонной сетью. Зато теперь они без компьютера работать не могут, если почта, "зависнет" - все, это уже трагедия. А когда мы реформировали систему ЖКХ, обеспечили бесперебойное поступление электричества и люди впервые перезимовали без трагедий, они стали по-другому смотреть на жизнь. Теперь они думают не о хлебе насущном, а о том, как спланировать себе отпуск, куда будут поступать учиться их дети и какую мебель купить.

И лично для меня показатель прогресса - это малые села, фактории. Когда в первый раз приехал в один из поселков, у меня просили денег, хлеба, спичек. А вот недавно приехал из Ессея, самой северной фактории округа, - там люди пожаловались, что мы мандарины не завезли и попросили помочь построить свой Дом быта.

Словом, нам очень много удалось сделать за эти два года, но все же итогами я бы это называть не стал. Вот когда эти положительные процессы станут необратимыми, будут развиваться сами по себе, без внешней поддержки, - это будет итог.

- Людей ломали? "Железной рукой" наводили порядок?

- Я по натуре менеджер, управленец, способен управлять людьми и достигать определенного результата. Я сократил управленческий аппарат, начал административную реформу. Понятно, что сопротивление было. Приходилось от некоторых работников избавляться или их перевоспитывать. Я перешел на контрактную основу. Контракт заключается на год, и я могу его и не продлить. Первые полгода аппарат меня понимал с трудом. Я способен на жесткие решения. Окружающие это знают. Но предпочитаю там, где возможно, обходиться без диктата. Я открытый, очень часто встречаюсь с людьми, с простыми жителями Эвенкии. Советуюсь с подчиненными. Всегда прислушиваюсь к тому, что мне говорят при обсуждении, однако после принятия решения должна быть железная дисциплина - обсуждение закончилось, решение принято, исполняй.

- А на вид вы вполне демократичный человек - без галстука...

- Я и на самом деле демократичен, ваши коллеги-журналисты, которые были у меня в гостях в Туре, знают. А с галстуком я уже много лет как расстался. В советские времена я, естественно, как всякий директор, ходил в строгом костюме и галстуке. А в ЮКОСе, с легкой руки Михаила Ходорковского, который просто не терпит галстуков, сложилась мода ходить без них. Кстати, в первое время сам Ходорковский, когда шел на какую-нибудь важную официальную встречу, одалживал галстук у меня. А в Эвенкии, по-моему, галстук вообще не нужен.

- Говорят, что в бытность Хлопонина губернатором Таймыра вы ходили с ним по дискотекам?

- Да, мы были с ним на дискотеке и в Туре, и в Норильске. В Норильске, кстати, приходим мы, две женщины разговаривают между собой, одна говорит: "Ой, этот похож на таймырского губернатора", а Александр Геннадиевич показывает им на меня: "Нет, это он похож на эвенкийского губернатора".

- А правда, что вы байкер и ездите со скоростью 200 км/час?

- С самого детства, еще под влиянием отца, я любил всякую технику. Я вожу все виды транспорта, кроме самолета. Я действительно состою в байкерском клубе. А не так давно меня коллеги вовлекли в клуб, организованный на базе автодома в Москве, мы совершали автопробег по югу России. В этом году планируем мотопробег по Красноярскому краю. Скорость, конечно, люблю, во время автопробега были моменты, когда она достигала 180 км, но я человек разумный, бессмысленного риска не люблю.

- Читаете "Вечерний Красноярск"?

- Я, к сожалению, редко вижу газеты в бумажном виде, но в Интернете читаю прессу регулярно. Сегодня прессе очень тяжело оставаться независимой, мы знаем, что газеты не богаты, и это наша общая беда. Очень радует, что у "Вечерки" есть ярко выраженная собственная позиция.

- Спасибо, Борис Николаевич, за беседу. От сотрудников редакции и наших читателей поздравляем вас с наступающим 50-летием. Желаем успехов и счастья.

- Спасибо.

СПРАВКА

Борис Николаевич Золотарев родился 13 марта 1953 года в кубанской столице Темиргоевская в семье сельского механизатора. Отец, Николай Степанович, работал комбайнером, затем много лет начальником машинно-технической мастерской, мать, Полина Ивановна, в колхозе.

После окончания Краснодарского техникума электронного приборостроения Борис Золотарев 20 лет жизни посвятил отечественной микроэлектронике (с перерывом на службу в Советской Армии в 1973-1975 гг.). Сначала работал сборщиком, регулировщиком радиоаппаратуры на опытном заводе "Микрон" при научно-исследовательском институте микроэлектроники, затем начальником цеха, начальником производства и т.д., а в середине 90-х был назначен заместителем генерального директора по производству ПО "Квант" - одного из самых современных и передовых предприятий Советского Союза.

Одновременно Борис Николаевич много учился - закончил Московский институт электронной техники, Высшие экономические курсы при Госплане СССР ("Планирование машиностроительного комплекса"), Московский институт финансов и банковских технологий ("Финансы и кредит"), учился также в Великобритании и Венгрии. В разгар "перестройки", эпоху создания нового банковского сектора, Борис Золотарев уходит работать начальником отдела электронной техники Коммерческого инновационного банка научно-технического прогресса, затем становится директором по управлению Объединения кредитно-финансовых предприятий "Менатеп", директором, вице-президентом АКИБ "Менатеп". В 1998-2001 годах Борис Золотарев директор по маркетингу, затем директор по развитию нефтяной компании "ЮКОС". В ЮКОСе он отвечал за поставки нефтепродуктов в регионы и руководил проектом строительства автозаправочных комплексов на территории всей страны. К этому времени НК "ЮКОС" пришла в Эвенкию. В наследство от Восточной нефтяной и Восточно-Сибирской нефтегазовой "компаний ЮКОСу досталась лицензия на разработку Юрубчено-Тохомского месторождения - самого перспективного нефтяного месторождения в стране. Много лет из-за недостатка средств, из-за отсутствия инфраструктур никто не мог всерьез заняться эвенкийской нефтью. Эту задачу взяла на себя НК "ЮКОС". Но без социальной сферы, без инфраструктуры, без организации снабжения населения, без взаимодействия с местной властью поднять регион невозможно. И ЮКОС делегировал Бориса Золотарева на выборы эвенкийского губернатора. Весной 2001 года после тяжелой, временами грязной (на стороне соперников Золотарева работали известные "черные пиарщики" Михаила Малютина) предвыборной кампании эвенкийцы избрали Золотарева своим губернатором.

Первое, что после выборов сделал Золотарев, - построил на собственные деньги (и содержит тоже) огромный благоустроенный дом (до этого в Туре не было ни одного теплого туалета), который превратил в подобие рабочего клуба эвенкийской элиты. Двери дома всегда открыты, люди приходят туда поработать, отдохнуть, поиграть в бильярд, там проходит неформальное обсуждение нынешних проблем Эвенкии, а по пятницам проходят заседания губернаторского клуба. В этом доме постоянно живут гости - то красноярские журналисты приедут я Эвенкию, то столичные ученые, то гости из соседних регионов.

С первых дней губернаторства электронщик по первой профессии и горячий сторонник компьютеризации Золотарев буквально начал насаждать в Эвенкии Интернет. В Туре, Байките и Ванаваре созданы уникальные интернет-сети.

50-летний юбилей Золотарева совпал со второй годовщиной его губернаторства. Он не скрывает, что приехал в Эвенкию не навсегда, но за это время Эвенкия ему стала родной.

"Реформу на мыло!" - кричали бабушки под знаменами Ильича. А их тем временем ждали в органах. Социальной защиты".

(Татьяна Содковская "Вечерний Красноярск" 14.03.03)

"Когда мы вышли к митингующим против реформы ЖКХ и стали просчитывать с ними новую квартплату, то выяснилось, что многим полагаются субсидии. Такое впечатление, что эти люди никогда не слышали об органах социальной защиты", - недоумевала заместитель губернатора Красноярского края по социальным вопросам Татьяна Давыденко на прошедшей в минувшую среду коллегии управления социальной защиты.

Казалось бы, средства массовой информации несколько месяцев без умолку твердили о предстоящей реформе. Слова "субсидии" и "конфликтная комиссия" не сходили с экранов телевизоров и страниц газет. Большую разъяснительную работу провели и специалисты управления социальной защиты. Только за январь социальные работники побывали у 8546 одиноко проживающих пенсионеров, пяти тысячам из них помогли оформить документы на субсидии. Около 15 тыс. работающих красноярцев узнали о социальных гарантиях прямо на рабочих местах - специалисты управления выходили в трудовые коллективы и общественные организации. В самих отделах социальной защиты постоянно ведется прием граждан, идет разъяснительная работа. "Люди не знают о своих социальных правах. Значит, будем говорить о них вновь и вновь", - сказала Татьяна Давыденко.

В некоторых районах края на местных телеканалах уже появились программы, разъясняющие ход жилищно-коммунальной реформы, рассказывающие о субсидиях и льготах. Возможно, в скором времени такая телевизионная программа появится и в Красноярске.

Еще одна головная боль зам-губернатора, о которой она подробно говорила на прошедшей коллегии, - это предстоящее реформирование системы оплаты труда бюджетников: отказ от существующей сегодня тарифной сетки. Этот шаг подразумевает повышение оплаты труда, а кто будет финансировать это повышение - неизвестно. Есть опасения, что может повториться ситуация 2002 года, когда край почти 8 месяцев задерживал выплаты повышенной в 1,89 раза заработной платы работникам бюджетной сферы. В краевом бюджете на 2003 год средства под возможное повышение не заложены.

Кстати, во многих субъектах Российской Федерации опять начались задержки по зарплате. Из 89 территорий стабильно ее выплачивают лишь в 26. Наш край в их числе.

В выступлении Виктора Кима, начальника управления соцзащиты администрации края, оптимизма было больше. Во-первых, он сказал, что проверка управления, проведенная специалистами Счетной палаты, дала хорошие результаты: "Нам не было сделано ни одного серьезного замечания. Люди, от которых похвалы не дождешься, сказали, что остались довольны работой краевого управления социальной защиты. А Шушенскому району вообще выразили свое восхищение".

Во-вторых, по итогам прошлого года наша система социальной защиты вошла в пятерку лучших в России. Среди главных заслуг была названа работа с инвалидами военной службы, ветеранами и участниками боевых действий. Несколько лет назад в крае была принята целевая программа "Защитник Отечества". За прошедшие два года на ее реализацию из средств краевого бюджета было выделено более 11 млн рублей. Большая часть мер по поддержке участникам боевых действий, в том числе и на Северном Кавказе, финансировалась как раз из средств этой программы.

На прошедшей коллегии были утверждены приоритетные направления работы на текущий год: социальное обслуживание незащищенных слоев населения, обеспечение их социальных гарантий, усиление адресной помощи.

"Такие дела, ангел мой...".

(Антон Видишев "Вечерний Красноярск" 14.03.03)

ДАЕШЬ МИР ВО ВСЕМ МИРЕ...

Прошедшая неделя не стала откладывать скандалы в долгий ящик и уже в первый рабочий день (это был вторник) подарила нам обращение депутатов ЗС от КПРФ и блока "За Лебедя" к спикеру краевого парламента Александру Уссу.

Вся соль обращения - в попытке отменить 90-процентный уровень оплаты услуг ЖКХ, который заложен в бюджет на 2003 год и от которого нас защищает Закон о социальной защите населения в условиях проведения коммунальной реформы. В общем, все в духе коммунизма старого и нового. Старого, потому что "фабрики - рабочим, землю - крестьянам", а тарифы - на ЖКХ... этого еще новые вожди КПРФ не придумали. Нового, потому что все это (митинги протеста против коммунальной реформы, обращение к Александру Уссу и т.д.) ничем другим, кроме как пиар-акцией, не пахнет. Вот мы сейчас пошумим от души, покажем электорату, что мы борцы за справедливость, и будем спокойно собирать голоса на предстоящих выборах в Госдуму. И пускай мы уже в сто первый китайский раз ничего не добьемся, главное - засветиться с нужной стороны, в нужное время и нужным местом.

Первый тайм всей этой катавасии коммунисты уже отыграли, за вторым мы будем наблюдать на очередной сессии Заксобрания. "То ли еще будет, ой-ой-ой..."

"А ОН МНЕ НРАВИТСЯ, НРАВИТСЯ, НРАВИТСЯ..."

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин будет членом Высшего совета партии "Единая Россия". Кое-кто даже поговаривает, что он может потеснить на посту председателя "единороссов" главу МВД Бориса Грызлова. Но это вряд ли, в. "правящей" партии будет коллективный руководящий орган. О том, что "Единая Россия" являет собой партию чиновников (и, как ни странно, до сих пор не имеет какой-либо внятной Идеологии) и от интересов народа бесконечно далека, можно рассуждать долго. Факты остаются фактами. Наш губернатор - птица высокого полета. И мы по этому поводу гордимся и желаем ему ясного неба...

Сам "виновник торжества" в комментариях осторожен и, мягко говоря, витиеват. "Никакого конкретного разговора со мной на эту тему не было. Что касается моей личной позиции, я считаю, что надо быть активным на сегодняшний день. А оттого, что ты никуда не вступаешь и не обозначаешь свою позицию по отношению к нынешнему времени, тебе же хуже. Если спросите меня как губернатора, должен ли глава края куда-то вступать, в какую-то партию, должен ли занимать какую-то позицию, я однозначно скажу, что должен. Это правильно, это сильнее, потому что в противном случае он, как всегда, получает реформы, которые навязываются сверху, не понимая позиции того, что находится снизу".

В общем, как поется в одной из песен Андрея Макаревича: "Такие дела, ангел мой..."

О СПОРТ, ТЫ БАНКРОТ!

Красноярский футбольный клуб "Металлург" в самое ближайшее время будет ликвидирован. Накануне состоялось собрание трудового коллектива футбольного клуба, на котором и.о. генерального директора Евгений Воног поведал о бедах "Металлурга". На сегодняшний день клуб остался без председателя попечительского совета (после смерти губернатора Лебедя клуб, по сути, стал никому не нужен) и президента (Людмила Селиванова в нынешний момент решает свою личную судьбу в Москве, не до Красноярска ей сейчас). Собрание учредителей не собиралось ни разу. Финансовое положение клуба, грубо говоря, никакое. Главный тренер команды Александр Алферов высказал сомнения по поводу дальнейших тренировок футболистов, так как непонятно, будет ли команда выступать в следующем сезоне в чемпионате страны. К тому же пока остальные клубы второго дивизиона (неужели Красноярск со своими великими футбольными традициями достоин только этого?) успешно проводят сборы, "Металлург" "успешно" тренируется на заснеженных полях Красноярска. В общем, дела обстоят настолько плохо, что руководство клуба предложило обратиться в суд с заявлением о ликвидации клуба. Остается надеяться на чудо. Например, учредители клуба (краевая и городская администрации) повернутся к клубу лицом. И если городская администрация уже делает шаги в этом направлении (5 миллионов рублей "Металлургу" город выделил), то губернатор края Александр Хлопонин о положении красноярского футбола предпочитает пока не говорить. При этом "Норильский никель", который раньше финансировал "Металлург", сегодня щедро делится своими деньгами с московской командой "Торпедо-Металлург" (до ее покупки "Норникелем" она называлась "Торпедо-ЗИЛ").

"Сибирь - колония или отечество?".

(Валерий Крулинский, профессор "Вечерний Красноярск" 14.03.03)

Недавно в городе побывал уважаемый Павел Стефанович Федирко. Его водили по объектам, показывали достижения перестройки нашего мелкого бизнеса. Глядя на лицо уже подобревшего члена Совета Федерации, было видно, какие бури проносились в его голове. В голове руководителя края, посвятившего всю жизнь развитию края и Красноярска. Проектировщики со стажем помнят, как Федирко со всей своей свитой - а это были начальники главков, управлений, другие руководители края, причастные к развитию, - приезжал к нам в "Красноярскгражданпроект", выслушивал доклады авторов проектов, здесь же под протокол мгновенно раздавались поручения, назначались исполнители, сроки, источники финансирования и т.д. П.С. прекрасно понимал, что без проектов, без строительства ни о каком развитии края не могло быть и речи.

Стало аксиомой повторять цифры об огромных богатствах края, о том, что если научиться их умно использовать, то все станут жить лучше и т.д. Даже в советское время понимали, что для этого надо много соображать и работать. Специально крайплан заказывал в "Гражданпроекте" проекты развития территорий, различных территориально-промышленных комплексов, социальной инфраструктуры. Правда, часто с запозданием. Да и на социальную инфраструктуру отпускались лишь 15-20% от промышленного строительства. Но было всем ясно, что без поселков, городов, дорог, сетей и т.д. ни о каком промышленном освоении нечего говорить. В настоящее время ситуация резко "изменилась. Месторождения обещают разрабатывать частные компании, на частные деньги. Социальные планы минимальные, о дорогах забывают, экологию - "по боку" и т.д., то есть все подчинено прибыли. Есть ли сегодня регулирующие стандарты качества жизни в городах и поселках края? Это не прорабатывается.

Все великие проекты Федирко - оперный театр, концертный зал, Дворец спорта, музей Ленина, Дворец пионеров и другие сегодня нуждаются в значительном ремонте. Мы обследовали некоторые из них. Нужны сотни миллионов, чтобы привести их в порядок. Нужна срочная реконструкция Центрального стадиона, Большого концертного зала. В убогом состоянии находятся и другие объекты. Недостроенные здания института Севера, КАТЭКНИИ, института искусств, больницы в Солнечном и других учреждений скоро начнут разваливаться.

Главная задача перестройки - разделить госсобственность по частным карманам - почти выполнена. Что дальше? А дальше, за неумением управлять, ее либо продают, либо сокращают рабочих. То есть та сладкая пилюля о необходимости частной собственности, о которой так мечтали любители либеральной экономики, оказалась очень горькой. Чудовище не оказалось хорошим.

Государственные капиталовложения, за которые когда-то бились руководители края, в Москве сегодня сокращены до минимума. Народу предлагают программу ипотечного кредитования, то есть строительство жилья за свой счет. Это уместно лишь для 10% населения, чей доход выше средней заработной платы по краю ну хотя бы раз в пять, то есть более десяти тысяч рублей. Что делать людям, живущим в "хрущевках" и в ветхом жилье? А ведь этот фонд нуждается в срочном обновлении. В Конституции прописано право на жилье, но оно невозможно при таких доходах населения. Значит, надо организовать эффективное производство.

Сколько времени и сил потратил П.С. Федирко на создание нового центра Красноярска! Я лично докладывал ему об этом проекте. Имелось в виду, что при развитии края потребуется новый деловой центр с офисными зданиями, бульварами и парками, подземными автостоянками, широкими магистралями, хорошим жильем, инженерными сетями. Из всего этого зияет недостроенное здание крайкома и реализуются сотни тысяч метров одинакового жилья (микрорайоны Аэропорт, Северный и др.).

Не кто иной, как П.С., проявил сообразительность при строительстве Октябрьского моста (целиком его заслуга). Появится мост, народ хлынет на о. Татышев и все вытопчет. Значит, необходимо его заранее благоустроить. Нам заказали проект благоустройства и организации отдыха. То же можно сказать о проекте зеленого кольца вокруг города. А сколько сил и неформальной лексики затратили Федирко и Капелько при устройстве набережной - это известно всем...

Можно припомнить несколько ярких защит проектов с участием Федирко. Рассматривался проект стадиона "Локомотив". После подробного доклада автора проекта секретарь крайкома заявил: "Почему вы не уважаете свой проект? Где электронное табло, где навес над трибунами, почему не сделана автостоянка под игровым полем и т.д." Можно было только удивляться, как точно и далеко он смотрел вперед. Или, например, когда рассматривался проект нового центра, один из архитектурных начальников спросил П.С., что бы он посоветовал, где разместить крайком? На что тот резонно отреагировал: "Вы же архитекторы и должны знать это лучше меня". Особенно ярко вел себя глава края на штабах по строительству концертного зала, музея Ленина, где доставалось всем. У архитекторов, строителей часто вызывала внутреннее возмущение требовательность, а порой и беспардонный диктат П.С. Но, хорошо подумав, они понимали, что иначе нельзя. Со временем это подтверждалось. Ведь во многом все, что было построено в то время в Красноярске, и формирует образ современного города.

Формула "архитектура - привилегия королей" известна давно. И когда первые руководители края и города Федирко и Капелько занимались градостроительством, это воспринималось совершенно нормально. Многие считали, что это предмет самопрославления или плацдарм для новой должности. Может, были и другие причины, но для города это неважно. Важно, что появились новые объекты, набережная Енисея, предмостные площади. И то, что первые руководители считали это своим личным делом, это здорово.

Своим личным делом градостроительство считали и сотни строителей, десятки крупных и не очень заметных архитекторов, что и определяло климат творческого подъема в институте "Красноярскгражданпроект". Нет ничего лучше чувствовать собственную значимость в деле. По проектам этого института построены практически все жилые и общественные здания последних сорока лет. Однако смена руководства в крае и в институте "Красноярскгражданпроект" привела не только к смене творческого климата, но и к процессам разрушения проектного дела, к потере позиции проектного центра субъекта Федерации. Но это отдельный разговор.

Прежние руководители понимали (либо это была партийная установка?), что в Сибири надо строить. Без интенсивного строительства не освоить ресурсы, без которых не выжить стране. Поэтому и разрабатывались известные красноярские десятилетки, существовали проекты развития, была программа "Сибирь", были попытки перерабатывать ресурсы на месте. Создавались мощнейшие строительные организации, крупнейшие проектные институты. И вдруг московские руководители решили, что ни Север, ни Сибирь пока не нужны, кроме их лакомых кусков, и охотно раскупают госсобственность. При этом местные чиновники либо помогают им, либо растерялись. Ясно одно - никакой самостоятельной политики. Мы много лет пытались поставить проблему самостоятельной градостроительной политики. Воз и ныне там. Как будто руководителей не интересует развитие городов и сел края. Ведь этого не может быть. Кого мы выбираем? Мне могут возразить: опять этот профессор Крушлинский пытается возбудить прежнее отношение к градостроительству, внимание к архитектуре. Хорошо бы. Но во-первых, я и в советское время в своих статьях и на конференциях критиковал чиновников за недостаточное, а иногда и дурное отношение к архитектуре и градостроительству. А главное то, что исторически проверено: главная задача в Сибири - градостроительство. А уж потом месторождения, ресурсы и прочее. Нашим экономистам это в голову не приходило, чиновникам также. Все хотят сразу иметь инвестиции, большие "бабки" для развития. Главный вопрос вот в чем: что такое Сибирь - колония или Отечество? Пока, к сожалению, больше признаков колониального подхода в экономике. Как в Египте: несколько семей владеют всей собственностью страны и там не живут. Живут чиновники и нищета, причем нищеты несоизмеримо больше. Боюсь, что аналогия просматривается грустная.

Глядя на грустные глаза П.С., становятся понятны его переживания. Наверное, история разберется, кто строил Красноярскую ГЭС, а кто продает электроэнергию с баснословными прибылями. На каких костях стоит Норильский комбинат, "девятка". Хотя историю у нас тоже научились "создавать". Однако все уже устали ждать внятных действий законодателей, исполнительной власти. В каких-то Арабских Эмиратах, которые вряд ли богаче нашего края, прописаны законы, по которым люди могут нормально жить, получать образование. У нас же все это на уровне карикатуры. Найдутся ли умные люди, которые могут прописать нормальную организацию общества, где человеку будет выгодно стать работящим и образованным? Половина населения края живет в ветхих, аварийных, выживающих свой срок домах, с трудом напоминающих жилье. Они смотрят телевизоры, как живут "у них" или даже в Москве. Вырастает молодежь, которая уже начинает задумываться о том, какую пилюлю им дают. И никакой полицейский режим с этим не справится. Не хотелось бы новой смуты. Пора задуматься и организовать процесс созидания, а не обмана.

Новый губернатор на уровне современного российского бизнеса ищет приоритетные направления для выхода края из кризиса. Суть кризиса очевидна: хорошего работягу отодвинули от станка, разрешив заниматься бизнесом. Очень немногие смогли приспособиться. Продукции от такой акции стало намного меньше. Край не стал богаче. На наш взгляд - и это показывает отечественная и мировая практика - приоритетным направлением развития края может стать строительство жилья. Это развитие городов и сел края, это загрузка предприятий, это рабочие места, это стабильный бюджет. Ведь у нас в крае есть все строительные материалы и детали. Жилье нужно всем, даже тем, кто уже живет в коттеджах. Нужна специальная губернаторская программа и механизм ее реализации. Все это можно разработать и освоить. Ждать, что кто-то из нас это сделает, бессмысленно. Под хорошо разработанную программу могут быть и инвестиции. При Федирко такую программу разработали бы за месяц. Пока же край пользуется тем, что было построено при П.С. Это не только огромное количество жилья и общественных зданий, но и крупные заводы стройиндустрии и стройматериалов. Все это должно работать.