В Тюменское территориальное управление МАП России обратились 35 предпринимателей, работающих на розничных рынках нефтепродуктов с открытым письмом о неправомерных действиях различных органов власти, пытающихся посредством проведения внеплановых проверок принудить предпринимателей к получению "свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".

Антимонопольное управление в этой связи сообщает, что в соответствии с разъяснениями Минфина России и МАП России получение свидетельств не является обязательным условием для осуществления операций с нефтепродуктами, а при наличии фактов принуждения предпринимателей к получению "свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" они могут обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 169 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за "незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения". Дополнительно обращаем внимание, что процедуры проведения проверок, в том числе внеплановых, регламентированы ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в том числе пункт 1 ст.7 ФЗ предусматривает, что проверки проводятся только на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). При этом установлены требования к издаваемым распоряжениям (приказам), - сообщает тюменское территориальное управление МАП России.

При проведении комплексных проверок, участвующее в проверке лицо каждого контролирующего органа обязано иметь распоряжение своего органа. Каждая внеплановая проверка должна быть мотивированной. При этом закрытый перечень возможных мотивировок дан в п.5 ст.7 ФЗ. пункт 1 ст.9 ФЗ устанавливает, что по результатам проверок должностным лицом (лицами) органа государственного контроля, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. При этом сформулированы требования, предъявляемые к оформлению акта проверки. По результатам проверки должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо не могут быть привлечены к ответственности, если в ходе проверки не были соблюдены требования КоАП РФ. При несоблюдении требований КоАП РФ по результатам проверки может быть выдано только предписание об устранении нарушений.

Некоторые требования КоАП РФ: Протокол об административном правонарушении может быть составлен только уполномоченным на то должностным лицом. Пункт 2 ст 27.8 КоАП предусматривает, что осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя проверяемого лица и двух понятых. Согласно п.1 ст. 26.5 КоАП должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении (но не должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административных правонарушениях!), вправе брать пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП. При этом обязательным требованием (п.2 ст.27.10) является присутствие двух понятых. Несоблюдение требований ФЗ "О защите... " и КоАП РФ при проведении проверок может быть основанием для подачи иска в суд с целью отмены решений, принятых по результатам проверки, и (или) обращения в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности по ст. 169 УК РФ.