С 17 марта 2003 года уровень среднезонного тарифа в пригородном железнодорожном пассажирском сообщении по Челябинской области будет повышен с 3 до 4,5 рублей. При этом снижается оплата проезда одной зоны в пределах первых четырех зон с 12 до 4,5 рубля.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Челябинской области, одновременно с повышением уровня среднезонного тарифа в пригородном сообщении вступает в силу выгодный для пассажира механизм оплаты проезда. Раньше за путешествие в пределах первых четырех зон приходилось платить 12 рублей, независимо от того, одна зона преодолевалась, две или четыре. На поездку в пределах каждой следующей зоны предоставлялись скидки, пропорциональные дальности расстояния. С 17 марта проезд одной зоны, в том числе входящей в число первых четырех, стоит 4,5 рубля. При введении новой системы ценообразования в пригородном пассажирском сообщении ЮУЖД по Челябинской области сохраняются более 100 видов федеральных и местных видов льгот на проезд.

Увеличение тарифа на пригородные пассажирские перевозки в Челябинской области является вынужденным шагом для Южно-Уральской железной дороги. Эта непопулярная мера связана с тем, что в нашей стране продолжает расти уровень инфляции. Его увеличение уже спровоцировал рост цен на электроэнергию, металл и другие материалы, без которых не может работать железная дорога. Только тариф на электроэнергию, отпускаемую на тягу пригородных поездов, в текущем году по Челябинской области увеличился вдвое, с 32,2 коп./квт.ч. до 64 коп./квт. Если в прошлом году пригородные поезда по Челябинскому отделению ЮУЖД потребили электроэнергию более чем 25 миллионов рублей, то нынешнем на эти нужды будет потрачено более 50 миллионов рублей. Нужно также учитывать, что парк пригородного пассажирского подвижного состава ЮУЖД значительно изношен, и его нужно обновлять.

В 2002 году ЮУЖД не поднимала уровень тарифа на пригородные пассажирские перевозки по Челябинской области. Хотя за прошлый год уровень инфляции и цены на отечественную промышленную продукцию выросли на 14 процентов. В настоящее время за счет взимания тарифа расходная часть пригородного пассажирского комплекса покрывается только на 18 процентов. После повышения эта доля увеличится незначительно, и ЮУЖД продолжит выполнять социальную функцию недорогого перевозчика. Уровни цен на поездки в пригородных поездах всегда на 30-40 процентов не дотягивали до ценовых планок, устанавливаемых другими транспортниками. Так, в текущем году цена на проезд в Челябинском городском общественном транспорте увеличилась с 4 до 6 рублей.

Оставить цены на проезд в пригородных поездах более доступными для населения, чем на другие виды транспорта, железной дороге помогает правительство Челябинской области. В 2002 году из бюджета Челябинской области на компенсацию убытков ЮУЖД от содержания пригородного пассажирского комплекса было направлено 150 миллионов рублей, в том числе полностью были компенсированы доходы, выпадающие при предоставлении льгот региональным категориям - садоводам-пенсионерам. В то же время федеральный бюджет не в полном объеме возместил расходы на перевозки в пригородном сообщении общегосударственных видов льготников, например, сотрудников силовых структур.

В настоящее время общие усилия железнодорожников, правительства Челябинской области и администрации Челябинска также направлены на дальнейшее сохранение демократичности пригородного пассажирского транспорта. Будущие учредители активно работают над созданием акционерной пригородной пассажирской компании, которая должна заработать уже во втором квартале текущего года. Появление совместного предприятия позволит повысить прозрачность расходов на содержание пригородного пассажирского комплекса ЮУЖД по Челябинской области, сократить их, упорядочить систему предоставления льготного проезда населению и добиться полного компенсирования выпадающих расходов компании из федерального бюджета.

Властные структуры будут заказывать необходимое для области число пригородных маршрутов и участвовать в формировании железнодорожного расписания. Южно-Уральская магистраль, выполняя социальный вид перевозок, сохранит за собой значительную часть расходов. Как зафиксировано в бизнес-плане создающегося предприятия, рассчитанном на период 2003-2007 годов, прежде всего ее создатели будут заботиться об интересах пассажиров. В качестве главной экономической задачи компания по пригородным пассажирским перевозкам будет ставить перед собой выход на безубыточный уровень работы.