Парламентские выборы

Внимание эстонской прессы приковано к результатам парламентских выборов, состоявшихся 2 марта 2003. Как и прогнозировалось, ни одна из партий не получила большинства голосов. Центристская партия и партия Res Publica, впервые участвовавшая в парламентских выборах, получили равное количество мандатов, по 28, хотя центристов поддержало несколько большее число избирателей. Реформистская партия получила в новом парламенте 19, "Народный союз" 13, "Союз отечества" 7 и умеренные - 6 мандатов. За порогом парламента остались пять партий, не преодолевших 5-процентный барьер - русскоязычная Объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ) (2,2%), Христианская народная партия (1,1%), Партия независимости Эстонии (0,5%), Социал-демократическая партия труда (0,4%) и Русская партия Эстонии (0,2%). Из 16 независимых кандидатов никому в парламент пройти не удалось. Общий процент собранных ими голосов составил 0,4%.

В парламентских выборах - четвертых с момента восстановления независимости Эстонии в 1991 году - как и прежде, могли участвовать только граждане Эстонии. В новый состав парламента Эстонии вошли 57 народных избранников, никогда до этого не являвшихся парламентариями. 27 из этих новичков прошли в парламент по списку партии Res Publica. Сразу же после выборов президент Арнольд Рюйтель заявил, что премьер-министром могут стать как председатель Центристской партии Эдгар Сависаар, так и лидер Res Publica Юхан Партс. "Если новое правительство будет сформировано на базе Центристской и Реформистской партий, к которым прибавятся еще одна-две партии, можно будет сформировать вполне дееспособный кабинет министров, - сказал президент в своем первом после выборов интервью. - Это правительство было бы способно продолжить экономические реформы, а также обратиться к решению социальных проблем". Он добавил, что если новое правительство сформируется вокруг Res Publica, оно будет способно осуществлять сильную экономическую политику, требуя при этом соблюдения законности и порядка. "Этот вариант правительства смогли бы дополнить "Союз Отечества", "Народный союз" и, скорее всего, Умеренные, придав новому кабинету министров сильный регионально-политический аспект, во внимании к которому сегодня нуждается расколотое эстонское общество", - отметил Рюйтель. Рюйтель пообещал провести консультации с руководителями обеих партий, чтобы обеспечить формирование как можно более эффективно действующего правительства. "Формируя коалицию, мы должны быть уверены, что она просуществует не год или два, а гораздо дольше", - указал президент. По словам Рюйтеля, его не удивил мощный дебют Res Publica на парламентских выборах. "Центристская партия в ходе своей предвыборной кампании с выгодой для себя воспользовалась расслоенностью эстонского общества, а Res Publica верно почувствовала, что народ ждет порядка - поэтому они и получили так много голосов", - объяснил Рюйтель.

Партия Res Publica сразу же заявила, что хотела бы создать коалицию без участия Центристской партии. В настоящий момент полным ходом идет создание правящей коалиции, в которую намерены войти представители Res Publica, Партии Реформ, "Народного Союза" и "Союза Отечества". Сочетание несколько неожиданное. Под давлением "Народного союза" и Реформистской партии, "Союз Отечества" был исключен из списка. По мнению политолога Андрея Деменкова (DELFI), Партия Реформ получила немало голосов русскоговорящих избирателей, которые почувствовали себя обманутыми, увидев в коалиции эстонских националистов из "Союза Отечества". Ясно, что главные требования "отечественников" к партнерам по коалиции будут лежать в сфере национальной и языковой политики, которые раздражают русских.

На текущий момент образуется тройственный союз. Это уже было после выборов 1999 года. Тройственный союз, созданный в 1999 году вопреки победе на выборах центристов, прекратил существование 8 января 2002 года, когда премьер-министр Март Лаар после ряда политических скандалов ушел в отставку. На смену союзу пришла новая коалиция Центристской и Реформистской партий, во главе которой 18 января встал лидер реформистов Сийм Каллас. "Союз Отечества" и Умеренные тогда ушли в оппозицию. DELFI так комментирует развал предыдущей правящей коалиции: "Сразу после выборов могло показалось, что нынешняя правящая коалиция Центристов и Реформистов имеет шансы сохраниться. Ради власти центристы готовы были не вспоминать даже о своем предвыборном обещании ввести в стране прогрессивное налогообложение частных лиц. Для достижения большинства к 47 депутатским мандатам центристов и реформистов вполне можно было приплюсовать, скажем, 13 голосов народников. Однако реформистов многое не устраивало в их партнерах по коалиции. Центристы порой вели себя с ними довольно бесцеремонно, особенно обострились проблемы во взаимоотношениях в городских управах в Ида-Вирумаа.

Вполне возможно, лидеру Партии Реформ Сийму Калласу надоело быть в тени более сильного и харизматичного политика Эдгара Сависаара. Поэтому взоры реформистов обратились к политическим новичкам - Res Publica. В коалиции с этой молодой и еще довольно неопытной партией у реформистов есть шансы захватить сильные позиции. А уж взгляды на социально-экономические проблемы Эстонии у них практически совпадают. Логичным стало и приглашение в коалицию "Народного Союза", который добился большого успеха и теперь просто обязан воспользоваться шансом впервые стать правящей партией. То, что народники долгое время осторожничали и сторонились любых блоков, привело к риску вообще оказаться за бортом большой политики, поскольку избирателям обычно надоедает голосовать за вечных оппозиционеров". Переговоры о формировании новой коалиции с участием партии Res Publica, Реформистской партии и "Народного союза", посвященные содержанию коалиционного договора, продолжатся в предстоящий понедельник. Три ведущие переговоры партии решили сформировать 6 рабочих групп, которые должны будут к понедельнику представить свои предложения по 13 вопросам, затрагивающим будущее коалиционное соглашение. "Затем мы начнем анализировать главу за главой и посмотрим, в чем у нас имеются разногласия, - сказал лидер партии Res Publica Юхан Партс, по мнению которого в программах трех партий гораздо больше общего, чем различий. - Так, во всяком случае, нам кажется".

Угроза войны в Ираке охладила Эстонию к НАТО

Опасность войны в Ираке резко снизила в Эстонии поддержку присоединения к НАТО. Газета "Ээсти пяэвалехт" пишет, что, согласно исследованиям Emor, присоединение к НАТО в конце февраля поддерживал 61% жителей Эстонии, хотя в начале января поддержка была рекордной - 76%. У неэстонцев поддержка НАТО снизилась особенно заметно - с 44% до 30%, у эстонцев меньше - с 80% до 70%. Аналитики связывают эти тенденции с намерением США начать войну в Ираке. Проведенный в январе 2003 Emor опрос показал, что две трети жителей Эстонии выступают против этой войны.

В Эстонии усилена охрана лишь находящихся в Таллинне зданий посольств США и Германии. В том случае, если в Ираке начнется война, считает газета "Ыхтулехт"(Õhtuleht), для живущих в Эстонии людей внешне ничего не изменится. Но необходимо считаться с тем, что любые военные действия оборачиваются потоками беженцев. "Эстония - это не то государство, куда беженцы хлынут потоком. Тем не менее, не исключена опасность, что нашу страну попытаются использовать в качестве трамплина для переправки беженцев в Северные страны. Поэтому мы, по всей видимости, усилим пограничный контроль, - сказал завотделом политики внутренней безопасности МВД Лаури Табур - Безусловно, возрастет и обмен информацией между разведслужбами Эстонии и дружественных нам государств, дабы иметь адекватное представление о происходящих у соседей процессах".

Поправки к конституции Эстонии

Президент Эстонии Арнольд Рюйтель 12 марта провозгласил поправки к конституции страны, одобренные парламентом. Согласно внесенным в основной закон поправкам, полномочия местных самоуправлений продлеваются до 4 лет.

Отныне первый параграф 156-ой статьи конституции гласит, что местные самоуправления избираются сроком на 4 года. Закон позволяет уменьшить период полномочий местных собраний в связи с объединением самоуправлений или административно-территориальными изменениями, или же в связи с недееспособностью собрания. Как и прежде, выборы предусмотрены всеобщими, прямыми и тайными. Новый срок полномочий будет действовать для депутатов собраний, которые будут избраны осенью 2005 года. Далее муниципальные выборы будут проводиться в 2009, 2013, 2017 году и далее через каждые 4 года. Выборы в парламент Эстонии состоятся в 2007, 2011, 2015 году и далее через каждые 4 года. После вступления Эстонии в Европейский Союз добавятся также выборы в Европарламент и, возможно, при переходе страны к прямым президентским выборам - выборы президента.

В довоенной Эстонии муниципальные выборы проходили до 1932 года раз в 3 года, затем местные собрания избирались на 4 года, а законы о волостном устройстве 1837 года и о городском устройстве 1938 года установили срок полномочий для местных органов власти на 5 лет (BNS).

Эстонские транзитчики оказались неготовы к обеспечению транзита из России

Эстонские транзитные предприятия обещают ликвидировать возникшие на железной дороге пробки к 20 марта. Газета "Эстония" пишет, что сейчас в Эстонии простаивают 36 составов, 13 из которых - с зерном, а остальные - с нефтепродуктами. Причиной простоя составов с нефтепродуктами специалисты называют, прежде всего, тяжелую ледовую обстановку, к которой государство и соответствующие службы оказались неготовы. Сложности с разгрузкой зерна возникли также из-за того, что терминал в порту Мууга в свое время был построен для импорта, а не для экспорта. Газета отмечает, что к концу марта выделенные на ледокольные работы 107,5 млн. крон закончатся, и после этого особая опасность замерзания будет грозить небольшим портам - Пярнускому и Кундаскому.

Псковская дивизия ВДВ под "колпаком" эстонского радара

В Эстонии в районе Раквере заработал радар дальнего слежения за воздушным пространством. Радиус действия радара составляет 450 км. С помощью закупленной за 239 млн. крон и изготовленного Lockheed Martin техники дальнего слежения можно будет отслеживать воздушное пространство на высоте 30 км и на расстояние в 450 км. Предполагается, к примеру, что его антенна размером с трехэтажный дом сможет легко "дотягивать" до неба над Санкт-Петербургом. В министерстве обороны подчеркнули, что радар станет составной частью объединенной системы контроля за воздушным пространством Балтийских государств - "Балтнет", которая, в свою очередь, будет подключена к НАТОвской системе воздушного контроля. Под "колпаком" НАТО, как сообщает BNS, полностью окажется 76-я Псковская воздушно-десантная дивизия, два авиаполка военно-транспортной авиации(110-й в Кречевицах, 334-й в Пскове) и 722-й бомбардировочный авиаполк в Смуравьево, оснащенный фронтовыми бомбардировщиками СУ-24М. Так же дислоцированный в Острове 444-й Центр боевого переучивания летного состава авиации ВМФ.