"Приходится признать, что разработка стратегии не стала объединяющей, городской. Это осталось частным делом группы московских консультантов. Так что авторам стратегии не стоит удивляться холодному приему", - так прокомментировал для ИА REGNUM публичные слушания по стратегии развития Архангельска, прошедшие 27 февраля в мэрии города руководитель Поморского агентства территориального развития Вадим Трескин.

Заказчики выполняли заказ мэрии, а не жителей Архангельска, считает он. "Отсюда и появились в выступлении авторов стратегии ссылки на действующие программы без анализа их эффективности и стратегичности. Введение и описательная часть стратегии поверхностны. Ее авторы ограничились описанием исторических событий, подчас противоречиво, как это получается с Петром I, который сначала открыл Архангельск как морской порт, а потом его же и прикрыл. К собранной статистике просится серьезный аналитический подход, раскрывающий, что в городе и с городом происходило на самом деле, - пишет на Трескин. - Например, в связи со строительством глубоководного порта вспоминается история вековой давности, когда накануне Первой мировой войны Архангельск администрация морского порта провела дноуглубительные работы и... архангельские лесопилки потеряли заказчиков. Заход больших судов сделал выгодным покупку балансов и распил их на лесопилках Англии и Европы. В связи с этим, появляется мысль о предлагаемой стратегии как обосновании, на самом деле, одного инвестиционного проекта... Радует проникновение разработчиков Стратегии в суть городских проблем. Широко распространенное убеждение в промышленных предприятиях, как главной причине загрязнения Северной Двины не берется на веру, а указываестся истинная причина проблемы - бытовые стоки и инфраструктура водоотвода. На мой взгляд, это одна из краеугольных возможностей вовлечь горожан в обсуждение стратегии. Если на понятом языке будет сказано "Через десять лет можно будет купаться в Северной Двине", это сделает обратную дорогу для муниципальных властей невозможной, а претендентов на нее поубавится".

Трескин напомнил, что существует еще и транспортная доктрина развития Архангельска. Основные проблемы транспорта должны ставиться и решаться в ее рамках, полагает он. "Однако "тромб" на перекрестке Урицкого-Обводного, блокирующий территориальное развитие агломерации трех городов и отрезающий юг Архангельска должен рассматриваться как ключевая задача. Рекомендации по развитию человеческого капитала несистемны и нестратегичны. Отсутствует главное - путь достижения. Положительно, что рассматривается пространственное развитие города. Однако не сделаны предложения по направлениям развития и его источникам. Не все возможные стратегии представлены. Авторы стратегии "побоялись" оставить место для инновационных решений. "Взгляд со стороны" оказался неамбициозен. Не представлен сценарий развития "Архангельск - ворота в Арктику". Туристический бренд "Столица Поморья" не прописан. Авторы стратегии не удосужились провести специальное исследование общественного мнения, а воспользовались вторичными источниками образца почти годичной давности. Проблемы в нем обозначены крупно, местные наряду с глобальными", - говорит Трескин.

Он отметил, что в разработку стратегии не вовлекались существующие дискуссионные площадки. В городе ежемесячно проходит более двадцати круглых столов, но ни на одном из них разработчиков увидеть не удалось. По мнению специалиста, для снятия противорчий необходимо:

1. признать документ рабочим и требующим широкого общественного обсуждения.

2. Выделить городские информационные ресурсы для ознакомления горожан со стратегическими документами и получения обратной связи. Особо выделить ресурсы на "перевод" положений документа в доступный вид и возможность вовлечения общественносии в его обсуждение.

3. Поставить вопрос о необходимости создания Агентства городского развития, в функции которого должн войти мониторинг стратегии, установление контактов и согласование интересов со стейкхолдерами, инвесторами и федеральными структурами, заинтересованными в экономических, культурных, социальных проектах в Архангельске

4. Особой функцией подобного Агентства является продвижение Архангельска на росийском и мировом уровне.