Универсальность международных принципов

"Нужная газета" опубликовала обращение оппозиционного действующим властям общественно-политического движения "Форум народного единства Абхазии" (ФНЕА) к России и государствам мира с призывом "признать независимость Абхазии, которая за годы своего существования доказала способность следовать современным демократическим принципам в вопросах внутренней и внешней политики". Как отмечается в обращении, "с признанием рядом государств независимости Косово был создан международно-правовой прецедент легитимации самоопределения народа без согласия ООН". "Очевидно, что этот процесс носит необратимый характер, что создает совершенно новые правовые и политические реалии. Они свидетельствуют о настойчивых попытках формирования мирового порядка, соответствующего интересам США, которые осуществляют поддержку своих союзников вне зависимости от позиции ООН". В заявлении подчеркивается, что Абхазия прекратила свои государственно-правовые отношения с Грузией еще в период существования СССР, на основании законодательства, регламентировавшего порядок выхода союзных республик из состава Советского Союза и самоопределения бывших автономий. "К моменту распада СССР де-юре не существовало Грузинской ССР, в границах которой без всяких правовых оснований была признана территориальная целостность Грузии. Игнорирование этих обстоятельств ООН и ведущими державами, стремившимися быстро закрепить распад СССР, подтолкнуло Грузию к началу вооруженной агрессии против Абхазии, которая сопровождалась геноцидом абхазского народа и другими массовыми нарушениями прав человека". В заявлении отмечается, что Абхазии ценой громадных человеческих жертв и разрушений удалось отстоять свое право на жизнь, свободу и независимость, однако это право не было признано международным сообществом. "В отношении Абхазии были введены жесткие экономические ограничения, которые усилили страдания населения, перенесшего все тяготы войны. Несмотря на это, руководствуясь международными гуманитарными нормами, Абхазия в одностороннем порядке вернула десятки тысяч беженцев. Но и в этих шагах она не получила поддержки со стороны ООН и государств, участвующих в урегулировании грузино-абхазского конфликта".

Как отмечается в обращении, только с приходом к власти Владимира Путина кардинально изменилось отношение России к Абхазии, что выразилось в разрешении многочисленных социальных и экономических проблем Абхазии. "Россия твердо заявила о том, что она является гарантом соблюдения прав и обеспечения безопасности нашего народа. Эта политика не может не вызывать признательности нашего народа, который неоднократно заявлял о стремлении установить с Россией тесные связи на основе договора об ассоциированных взаимоотношениях". Вместе с тем, этому препятствует позиция России, заключающаяся в поддержке резолюций Совета Безопасности ООН о территориальной целостности Грузии, к которой Абхазия не имеет никакого отношения. "В свете событий, развивавшихся вокруг статуса Косово, официальная Москва заняла обоснованную позицию о том, что решение этого вопроса должно носить универсальный характер и служить прецедентом для непризнанных государств постсоветского пространства. В свою очередь США и другие западные страны заявляли об уникальности ситуации с Косово, что противоречит принципам универсальности международного права. Однако, как показали дальнейшие события, ряд западных государств реализовали свой подход к урегулированию проблемы Косово, признав его независимость". Это, на взгляд ФНЕА, сняло основные политические препятствия для аналогичных шагов России и других государств в отношении Абхазии. ("Нужная газета)

О перспективах признания

Эксперт Центра стратегических исследований Вячеслав Чирикба в "Чегемской правде" высказал свои соображения по поводу того, как признание Косово может в перспективе отразиться на Абхазии. "Для Абхазии с точки зрения укрепления ее независимости и достижения в будущем международного признания наличие фактора Косово является чрезвычайно важным". В. Чирикба отмечает, что Косовский случай открывает новую главу в современной истории признания государств, поскольку речь идет о признании независимости вопреки воле метрополии. "После Косово вряд ли найдется кто-либо, кто сможет предложить более или менее внятное объяснение, почему независимость Абхазии, в отличие от независимости Косово, не может быть признана международным сообществом. В обоснование своей независимости Абхазия может привести намного более весомые аргументы, чем поддерживаемое НАТО, Америкой и Евросоюзом Косово. Даже в условиях блокады и отсутствия международной помощи, Абхазия - более состоятельное и стабильное государство, чем некоторые из "признанных", возьмем хотя бы Афганистан, Судан, Ирак...По мнению автора, в свете недавнего признания Косово чрезвычайно важной для Абхазии представляется позиция России. " Несмотря на отстаивание прецедентного характера косовского процесса, Россия решила, по всей видимости, на данном этапе не форсировать процесс юридического признания Абхазии, ограничившись пересмотром формата российско-абхазских взаимоотношений, подняв его на более высокий уровень". В. Чирикба полагает, что это выразится, возможно, в установлении более тесных политических и экономических связей с Абхазией, вплоть до открытия представительства РФ в Сухуме. "Россия может также поставить вопрос о снятии с Абхазии международной блокады, открытия аэропорта в Сухуме и морского сообщения республики с внешним миром. Во всем этом явно просматриваются контуры политики "тайванизации" Абхазии, что на данном этапе отвечает интересам России более, чем прямое признание Абхазии. Углубление связей с Россией и выход из международной изоляции для Абхазии чрезвычайно важны. С другой стороны, в долгосрочном плане Абхазии не выгодна "тайванизация", которая означает сохранение нынешнего правого статуса кво и дальнейшей заморозки конфликта, продолжения ситуации "ни войны, ни мира". По мнению В.Чирикба, все это препятствует привлечению в Абхазию широкомасштабных инвестиций, необходимых для существенного подъема ее экономики, а также сохраняет актуальной угрозу попытки военного решения проблемы реинтеграции Абхазии с Грузией со стороны последней.

"Дальнейшие шаги России в отношении Абхазии будут по всей очевидности зависеть от того, насколько успешно будет продвигаться Грузия на пути к членству в НАТО. В этом отношении показательным будет предстоящий апрельский саммит НАТО в Бухаресте, на котором, кстати, ожидается присутствие Владимира Путина. На саммите первоначально планировалось рассмотреть вопрос о присоединении Грузии и Украины к Плану по членству в НАТО (Membership Action Plan), после принятия которого членство этих стран в НАТО было бы гарантированным. Теперь, в свете недавних событий в Грузии, а также в связи с оппозицией части украинского общества сближению Украины с НАТО и резко отрицательным отношением к расширению НАТО на восток со стороны России, не исключено, что этими планами в НАТО решат повременить. Однако, если учесть, что в среднесрочной перспективе, членство Грузии в НАТО остается все же весьма вероятным, вопрос о признании Абхазии со стороны России вновь может быть актуализирован. Насколько мне представляется, в российских политических кругах сложился довольно устойчивый консенсус насчет того, что если Грузия войдет в НАТО, то без Абхазии и Южной Осетии. Тогда- то и можно будет ожидать реанимацию " прецедента Косово". Как считает В. Чирикба, перед Абхазией стоит задача продолжить построение современного демократического государства, основанного на главенстве закона, уважения основных прав и свобод человека и соблюдения принципа социальной справедливости. "Важнейшими составляющими успешного государственного строительства являются создание современной экономики путем привлечения инвестиций и модернизация всей экономической и социальной инфраструктуры. На международной арене намного более активное, чем до сих пор лоббирование идей независимости Абхазии, что становится особенно актуальным в свете прецедента Косова. Резерв здесь весьма значительный и пока малоиспользованный". Резюмируя, В. Чирикба подчеркнул, что борьба за признание независимости Абхазии вступает на новый, более высокий виток. "Обществу и руководству Абхазии следует приложить максимум усилий для того, чтобы всем в мире стало ясно, что экзамен на построение успешно функционирующего демократического государства Абхазия выдержала, и что как государство, она уже состоялась".

О международных принципах, которые нарушаются

Комментируя коллизии в международном праве, Иван Цушба (доцент кафедры истории России и зарубежных стран АГУК), отметил, что у права наций на самоопределение и права народов на самоопределение разное содержание. "Правом нации на самоопределение, на выход и создание независимого государства раньше могли пользоваться только господствующие нации. Остальные общности людей, жившие в государствах, не относились к категории наций. Они числились как просто этносы, народности и этнические группы, могли самоопределяться внутри страны проживания в какой-либо форме, но были лишены внешнего самоопределения. Сегодня право народа на самоопределение означает самоопределение всего населения определенной территории внутри государства с правом на выход и создание самостоятельного независимого государства. Когда мы говорим о праве народа Абхазии на самоопределение, имеется в виду самоопределение всего населения Абхазии вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Что уже и сделано". Говоря о другом принципе международного права, автор отметил, что государство может претендовать на свою территориальную целостность, если в нем соблюдается принцип равноправия и самоопределения народов. "Если же данный принцип не соблюдается, то население определенной территории внутри страны может самоопределиться в форме государственной автономии, субъекта государства, и наравне с титульной нацией создать равноправное правосубъектное государство, и, наконец, выйти из него вместе со всем населением территории и создать самостоятельное независимое государство. Это законное право населения территории".

И. Цушба подчеркнул, что принцип территориальной целостности государства в Уставе главной международной организации - ООН не зафиксирован. "Принцип территориальной целостности государства и нерушимости существующих границ после Второй мировой войны был зафиксирован в Хельсинском документе 1975 г. ОБСЕ. Этот документ, подписанный 35 государствами Европы и Америки, касается только участников данного Совещания и не имеет никакого отношения к другим странам, тем более к нынешним постсоветским государствам, скажем, к Азербайджану, Грузии и Молдове, требующим "целостности своих территорий". Этот документ имеет силу для правопреемников государства, подписавших его. Например, для РФ, являющейся правопреемницей Советского Союза, или для Сербии - правопреемнице Федеративной Республики Югославия. Между тем, общеизвестно, как поступает сегодня с Сербией международное сообщество во главе с США относительно статуса Косово. Кроме того, создатели Хельсинского документа сами же похоронили свой Заключительный акт. Где же целостность территорий СССР, где возникло 15 независимых государств, где целостность Югославии (здесь сейчас несколько независимых республик), Чехословакии (налицо - два государства); в то же время ГДР и ФРГ стали единой страной. Сегодня при признании новых государств, к сожалению, главенствующую роль играют геополитические и геостратегические интересы ведущих государств мира. И поэтому говорят, что в международном праве существуют двойные стандарты. Но двойные стандарты нигде, ни в каких документах не прописаны. И действуют они вопреки Уставу ООН. ("Республика Абхазия")

Двери истории или еще раз о независимости

"По уже заведенной традиции високосный год как всегда будет богат на события, которые определят наше будущее", - пишет Ибрагим Чкадуа ("Форум"). "Минувшая неделя - яркий тому пример. Независимость Косово таки случилась. Последнее время в среде абхазских политиков упорно тлела дискуссия, станет ли признание Косово прецедентом для Абхазии? Честно говоря, я не понимал тогда и тем более сейчас тех, кто отрицал какой-либо связи между обретением международного статуса бывшими автономиями. Но кроме правового прецедента перейден и еще очередной морально-этический рубеж. Политическая целесообразность стала важнее традиционного мироустройства. Показательно, что это случилось непосредственно в Европе - колыбели современной цивилизации. Значит ли, что принцип самоопределения важнее принципа нерушимости границ? Нам говорят, что мы не так все понимаем. Что Косово обладает какими-то особенностями, которых у нас нет. То есть по этой логике, законы всемирного тяготения или другие подобные физические законы по-разному действуют в разных частях планеты. Неужели Абхазия имеет меньше оснований для независимости, чем Косово? В конце концов, у абхазов нет своей Албании, где нация обладает государственностью, и наша численность не исчисляется миллионами. Есть тезис о том, что демократия, как форма устройства общества не идеальна, но лучшего пока еще ничего не придумано. Хорошо! Но с чем мы тогда имеем дело сейчас, когда в международной политике торжествует сила, благословляемая прагматизмом? По каким правилам нам играть?! Почему мир пришел к мысли, что надо сохранять исчезающие виды растений, животных и экосистемы, но не хочет остановить исчезновение целых народов и наций".("Форум")

Для признания Абхазии есть много оснований (пресс-конференция Сергея Багапш)

26 февраля прошла пресс-конференция президента Абхазии, на которой, в первую очередь, Сергей Багапш комментировал ситуацию с Косово. Как пишет "Нужная газета", С. Багапш заявил, что для юридического признания Абхазии есть много оснований и, в первую очередь, правовых. "В Москве состоялось много встреч. Там проводилась одна мысль - в нынешней ситуации вопрос признания Абхазии является самым главным и для нас, и для наших друзей. Мы прекрасно понимали, будет Косово независимым или нет, от этого наше поступательное движение к независимости не останавливается. Мы знали, что РФ на второй день может не решить этот вопрос. Но в ближайшее время будет предпринят ряд шагов. Они разноплановые. Первое, на чем мы настаивали, - снятие блокады. Второе - это дальнейшая экономическая интеграция, развитие всей инфраструктуры, и третье - безопасность нашей республики. Существуют разные планы действий. Их около трех. Как они будут развиваться - посмотрим...Готовится очередное обращение в Госдуму, ООН, к странам СНГ, политическому руководству России о признании независимости Абхазии". В отношении переговорного процесса с Грузией, президент заявил, что до решения вопроса Кодорского ущелья, ни о каких контактах с Грузией не может быть и речи. "Мы можем пойти только на один вариант - если Грузия готова подписать соглашение о невозобновлении боевых действий и решении всех вопросов мирным путем. Во главу угла надо поставить вопрос Кодорского ущелья. Привести его в состояние до ввода войск, и вернуться к Московскому соглашению 1996 года". Говоря об итогах инвентаризации, С. Багапш напомнил, что первая инвентаризация была полтора года назад. "Данные готовы. Мы их рассмотрим на Совете Безопасности. И потом опубликуем".

Комментируя ситуации с коррупцией в администрации города, президент подчеркнул, что материалы находятся в прокуратуре. " Подходит к концу их изучение. Вчера генпрокурор докладывал. Они пойдут в Верховный суд. И суд уже будет разбираться по этим фактам. Что касается коррупции, то даны четкие указания структурам, которые должны с этим бороться. И СГБ, и МВД должны проработать мероприятия, чтобы эти вопросы снять. К сожалению, такие факты у нас есть. Есть несколько фактов по паспортам, которые выдаются людям, которые отношения не имеют к этому. Чиновник, который на этом попался, пойдет прямым ходом в милицию и в прокуратуру. Я уже не говорю о дальнейшей его судьбе. Единственная проблема - развернуть системную работу по борьбе с коррупцией". ("Нужная газета")

В приватизационной сфере грядут перемены

"14 февраля парламентский комитет по предпринимательству обсудил законопроекты, которые готовятся к принятию", - пишет "Нужная газета". Отмечалось, что закон "О рекламе" практически готов к третьему чтению. Как пишет газета, в соответствии с предложенными изменениями в закон "Об иностранных инвестициях", инвесторы будут освобождаться от налога на прибыль в течение трех лет, если их инвестиции составляют миллион и более долларов, а не 100 тыс. как было ранее. По словам главы комитета по предпринимательству Павла Лещука, комитет работает над законами "Об унитарных предприятиях", "О саморегулирующихся организациях", "О банкротстве", "О государственной торговле". Как пишет "Нужная газета" закон, регулирующий оценочную деятельность приватизируемых объектов госсобственности обсудить так и не удалось. "Но проект закона будет принят в первом чтении на ближайшем заседании парламента. В приватизационной сфере грядут и еще новости: над этой темой трудятся две парламентские комиссии. Первая занимается разработкой нового, отвечающего современным реалиям закона "О приватизации". Вторая - продумывает законодательную базу под продажу недвижимости иностранным гражданам" ("Нужная газета").

Сергей Багапш: "Я готов остановить приватизацию"

Тема приватизации оказалась в центре внимания Общественной палаты, которая заседала 25 февраля, об этом сообщает "Нужная газета". По словам главы госкомитета по приватизации Константина Кация, с 2001 по 2007 год в список было включено 1568 объектов, подлежащих приватизации, из них приватизировано - 569. "Средства поступили в Фонд приватизации и оттуда расходуются на финансирование бизнес-проектов и ремонт дорог". Однако Кация все же признал, что у "Фонда есть проблемы с возвратом денег". Юлия Гумба констатировала, что целью малой приватизации было создание среднего класса собственников. Даниил Убирия заметил, что, несмотря на то, что цель приватизации - сделать каждого гражданина собственником, - "у государства нет ни одного проекта, направленного на достижение данной цели". "Приватизируется пивоваренный или колбасный завод - сначала проводится акционирование, а коллектив остается ни с чем", - поделился он своими наблюдениями. Константин Кация уверен, что без закона об оценочной деятельности не обойтись. По его словам, сегодня "фактически определяется цена, меньше которой нельзя продать объект". Сергей Багапш, на пресс-конференции 26 февраля также заявил о необходимости приостановить продажу объектов до принятия адекватного законодательства в сфере приватизации. "Это была наша инициатива, - сказал он. - Для того, чтобы снять вопросы в обществе, мы обратились в парламент, чтобы он принял решение о том, как решать эти вопросы. Это будет решение парламента, и я к этому решению отношусь спокойно. Оценочная комиссия эти объекты будет оценивать гораздо дешевле, чем мы их продаем в последнее время. Я готов остановить приватизацию. Кстати, уже команду дал. Но парламент должен быстрее работать. Мы не можем сидеть в руинах постоянно", - считает президент. "Нужная газета" уточнила, что парламентарии обещают принять законы "Об оценочной деятельности" и "О приватизации" через несколько месяцев.

"Абхазия" пока не продана

Вопросы, связанные с продажей госсобственности, продолжают волновать широкую общественность. После продажи гостиницы "Абхазия" они приобрели еще большую актуальность. В связи с этим "Нужная газета" обратилась с вопросами к главе комитета по приватизации Константину Кация. Отвечая на вопрос, почему все-таки гостиница "Абхазия" не была выставлена на продажу на конкурсной основе, К. Кация отметил, что в настоящий момент гостиница "Абхазия" в г. Сухум не продана. "Парламентское решение фактически определило разрешение на продажу объекта. Для заключения договора купли-продажи необходимо осуществить определенный, достаточно большой, объем предварительной работы. Решение о проведение конкурса на продажу теряло смысл, так как фактически была единственная организация, официально и в письменной форме, объявившая о намерении приобрести объект в собственность и завершить его строительство". Комментируя сформированную цену в 60 млн. руб, глава комитета по приватизации, заметил, что оценка объекта проводилась ПО "Стройпроект" в соответствии с "Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов". " В соответствии с ней оценка объектов недвижимости гостиницы равнялась 38 407 200 руб. месторасположение в оценке ПО "Стройпроект" не учитывалось. Цена формировалась с учетом стоимости объектов недвижимости, месторасположения, требуемых капиталовложений для завершения строительства с учетом сохранения фасадов, разработки технической документации, сноса ветхого жилого фонда и т.д." Отвечая на вопрос, поступили ли 60 млн. руб. в бюджет, если нет, то по какой схеме они будут поступать, К. Кация уточнил, что договор не подписан. "Естественно, деньги в Абхазию не поступили. Сумма поступления подобных средств в Абхазию абсолютно легитимна и производится посредством банковских переводов". Комментируя предложение оппозиции об объявлении моратория на приватизацию, К. Кация отметил, что мотивы предложения о моратории ему не вполне понятны. "Приватизационные процессы останавливать нельзя. Приватизация позволяет решить многие вопросы, восстанавливать разрушенные объекты, формирует спрос на рынке труда, способствует малому бизнесу и развитию рыночных отношений. В соответствии с требованием действующей в Абхазии нормативной базы, для осуществления строительства и ведения хозяйственной деятельности компанией "Конти" создано афелированное юридическое лицо, в состав соучредителей которого входят граждане Республики Абхазия. Эти лица будут соинвестировать строительство пропорционально свои вкладам в уставный капитал"-, заключил К. Кация ("Нужная газета").

Оппозиция нужна государству

В интервью газете "Республика Абхазия" спикер Парламента Абхазии Нугзар Ашуба сообщил о том, что вариант законопроекта о партиях уже существует. "Мы, законодатели, и правительство серьезно думаем над тем, чтобы в Абхазии появились такие партии - оппозиционные или лояльные к власти, - которые могли бы брать на себя ответственность за ситуацию в стране, которые стремились бы к власти. Вскоре созову всех руководителей политических партий и движений страны на совещание. Мы раздадим им проект Закона, чтобы внесли свои предложения",- заявил Нугзар Ашуба. Отвечая на вопрос о том, будет ли закон регламентировать количество партий, спикер парламента уточнил, что, скорее всего, Закон будет регламентировать количество членов партий. "Но закон будет определять государственную поддержку партий, в том числе и оппозиционных. На вопрос - "нужна ли государству оппозиция?", Нугзар Ашуба ответил, что любому демократическому государству нужна оппозиция, но в рамках правил и законов, порядка. "Анархии быть не должно. А то у нас сейчас некоторые министры находятся в оппозиции к власти. То есть человек сидит в кресле министра, в кресле чиновника нынешней власти, а критикует эту власть, то есть собственную работу. Это не совсем нормально". Нугзар Ашуба полагает, что будущие парламентские выборы в Абхазии пройдут если не чисто по партийным спискам, то по смешанным пополам спискам. " Уже на президентских выборах, через 2 года, партии должны заявить о себе четко. То есть мы должны стимулировать создание и существование партий. И финансировать их".

Нугзар Ашуба опроверг распространенные в обществе разговоры о том, что Россия посоветовала руководству Абхазии не притеснять оппозицию. "Мне ничего не известно о таких советах. Это во-первых. На многих встречах с представителями разных стран и международных организаций нам, да, стараются давать советы. Наибольшие советы пытались дать представители Парламентской ассамблеи стран НАТО: что нам надо быть аккуратными, что надо дружить с Грузией, возвращаться в нее и т.д. Конечно, советы может давать кто угодно, им не запретишь. Но советы бывают разные. Мы, естественно от дельного совета, от опыта России и других стран не отказываемся. Есть и мировая практика, и мы должны учиться и учитывать ее. Но в каждой стране своя практика, каждый учится на своих ошибках и учитывает свои внутренние особенности. Это во-вторых. А кто сказал, что мы плохо относимся к оппозиции? Другое дело, что мы переживаем из-за отсутствия конструктивной, серьезной и идейной оппозиции". Кроме того, Нугзар Ашуба добавил, что власть сама себя еще больше критикует, чем оппозиция. " Мы недовольны состоянием многих вещей в стране, но пока не удается решить все вопросы, существует много факторов, которые этому мешают." Нугзар Ашуба как руководитель одной из ветвей власти недоволен оппозицией, потому что, критикуя власть, она не предлагает путей выхода из ситуации. "Многие наши оппозиционеры - это люди, вроде обиженные этой новой властью. Но сами они тоже были у власти, а, уйдя, начали критиковать по тем недостаткам, которые были и при них. Нехорошо, когда личные обиды становятся в ранг государственных".("Республика Абхазия").

Власть постепенно теряет своих сторонников

Интервью сопредседателя ФНЕА Д. Аршба газете "Форум".

Как и ожидалось, ближе к очередным президентским выборам заметно активизировалась общественно- политическая жизнь в стране. Создаются новые партии, складываются новые альянсы. Как Вы охарактеризуете эти процессы. И каковы ближайшие перспективы ФНЕА?

Действительно, в последнее время наблюдается активизация общественно-политической жизни, возникают новые партии, что, на мой взгляд, является положительным моментом. Это свидетельствует о росте политической культуры и активности в обществе, что, несомненно, способствует укреплению нашего государства. Конечно же, некоторое оживление общественно -политической жизни можно увязать с предстоящими через 2 года президентскими выборами. Но это отчасти. Во- первых, два года - слишком долгий срок для предвыборного марафона. Во- вторых, появление новых политических сил на арене, на мой взгляд, является показателем нарастания критической массы, вызванной все большим накоплением множества нерешенных проблем социально- экономического и политического характера в государстве. Как известно, нынешнее руководство страны прорывалось к власти с широковещательными лозунгами "Поддержание порядка и законности" "Жесткой борьбы с криминалом" "Ответственности власти перед обществом" и др. Прошедшие три года, а это более половины президентского срока показали, что ни одно из обещаний практически не выполняется. За этот период власть не проявила ни способностей, ни желания осуществить какие - либо реформы, которые смогли бы повысить ее ответственность и эффективность. Действия руководства страны все эти три года свидетельствуют об одном - у них нет, и не было четкой продуманной программы для реализации продекларированных в ходе выборов лозунгов. Все это время общество находилось в терпеливом ожидании начала перемен. Однако, уже сегодня, на мой взгляд, никто не питает иллюзий на счет того что, власти способны поменять что-то в позитивную для народа сторону.

Эффективность деятельности любой политической силы определяется результатами выборов. Прошедшие парламентские выборы оппозиция проиграла. Почему так произошло?

Грязные технологии обусловили победу власти на парламентских выборах 2007г. Результаты выборов определялись не на избирательных участках, а в паспортно-визовых службах МВД РА. На мой взгляд, на этих выборах не было победителей, в целом, проиграло все наше общество. Получив послушный парламент, исполнительная власть подмяла под себя остальные ветви власти. Вместе с тем, все вышесказанное вряд ли служит оправданием проигрыша. Думаю, что тут сказались некоторые недоработки, в том числе и недостаточно эффективная координация оппозиционных сил. Надо отметить, что выборы в парламент показали, что оппозиционные кандидаты пользовались большой поддержкой простых избирателей. Результаты выборов никак не отражают реальное положение дел на местах, так как степень фальсификации была запредельно высокой. После выборов, в деятельности оппозиции наблюдалось затишье, и более полугода она мало была представлена на информационном поле, позволив обществу спокойно разобраться в том, кто мешает руководству страны эффективно управлять. Однако власть постепенно теряет своих сторонников. За последний период она лишилась поддержки практически всех независимых СМИ. И вряд ли тому причиной происки оппозиции. ОПД Форум благодаря своей последовательной позиции не растерял свой электорат, но и приобретает новых сторонников.

Скоро должен состояться внеочередной съезд ФНЕА. Что на нем будет обсуждаться?

Со стороны большого числа однопартийцев в адрес руководства ФНЕА часто можно слышать обвинения в пассивности и нерешительности, с чем нельзя отчасти не согласиться. Такие выступления были на политсовете ОПД, на котором было принято решение о преобразовании ОПД в партию. Это преобразование позволит в дальнейшем добиться укрепления внутренней дисциплины и, следовательно, большей эффективности в работе с людьми, что поможет скоординировать деятельность всех оппозиционно настроенных сил в обществе. Таким образом, возможно нам удастся преодолеть издержки роста, сопутствующие процессу становления любого политического движения. Согласно решению нашего политсовета, мы в большинстве районов Абхазии провели конференции и готовимся к съезду, который состоится в конце февраля. На этом съезде ОПД ФНЕА будет реорганизовано в политическую партию, которая, как мы надеемся, сможет внести свой значительный вклад в преодоление затяжного политического кризиса, порожденного неэффективной властью. И я заверяю, что она будет заниматься не декларированием правильных, привычных до банальности лозунгов, а возьмет на себя ответственность в деле объединения не только оппозиционно настроенных слоев нашего населения, но и всех здоровых, патриотических сил ("Форум").