SOCIUM: Украина - два пути экономической идентификации

Минск, 22 февраля 2008, 21:14 — REGNUM  

Многочисленные дискуссии о перспективах развития украинской экономики начинают приобретать свое практическое воплощение. 5 февраля генеральный совет Всемирной торговой организации (ВТО) проголосовал за вступление Украины в эту организацию. В течение последующего полугодия Парламент страны должен принять ряд законов, после чего последует полноправное ее принятие в ВТО.

На Украине в большинстве масс-медиа не прекращается процесс восторженных оценок данного события. Среди украинской правящей элиты доминирует позиция президента Украины В. Ющенко: "У меня нет никаких сомнений, что 5 февраля станет великим днем для Украины". Что означает для народа Украины этот "великий день"(1), не раскрывается. Однако, проблем в данной связи много и, особенно, таких, которые определяют вектор развития этого государства. И дело не в том, что рано или поздно все страны будут вынуждены интегрироваться в мировую экономику, а в том, в чьих интересах будет осуществляться такая интеграция и что именно в данном случае означает вступление украинского государства в ВТО?

Известно, что до развала Советского Союза украинская экономика развивалась достаточно динамично. Здесь производились лучшие в мире космические корабли, на мировом уровне осуществлялось производство в авиа - и судостроении, радиоэлектронике, в оборонных отраслях и т.д. Сельское хозяйство обеспечивало продовольственную безопасность страны в полном объеме. По экономическому развитию Украина входила в десятку передовых государств планеты. Но после того, как в 1991 году страна стала на путь независимого развития, во всех сферах общественной жизни начали происходить радикальные изменения. Факты свидетельствуют о процессах тотальной деградации. За последние пятнадцать лет экономические потери страны превышают соответствующие потери в Великой Отечественной войне. Человеческие потери еще более устрашающие. Данные Государственного комитета статистики Украины показывают, что если в начале 90-х годов в стране проживало более 52 млн. человек, то на 1 января 2008 года - 46,6 миллионов. И процесс вымирания не остановлен. В настоящее время Украина - одно из самых слаборазвитых государств мира, интенсивно пытающееся найти свое место в мировой экономике.

Какие пути и перспективы развития Украины в данной связи имеют место? Следует отметить, что развитие государства, опираясь преимущественно на собственные силы, что и провозглашалось правящими элитами в начале 90-х годов, уже фактически невозможно. Этих сил просто нет. Политика "многовекторности", которая особо проявляла себя в период президентства Леонида Кучмы, претерпела крах. Образно говоря, "на двух или нескольких стульях" усидеть государству не удалось. В настоящее время постепенно осознается необходимость интегративных связей с другими, более развитыми государствами. Специфика развития современной Украины как независимого государства дает ей шанс развиваться преимущественно только одним из двух путей экономической интеграции.

Путь первый. Интеграция с Россией и другими странами СНГ. Что это дает Украине?

Экономическая интеграция со странами СНГ прежде всего восстанавливает исторически сложившиеся кооперативные связи в рамках всего постсоветского пространства. Такие связи позволяли Украине в свое время быть одним из экономических лидеров в СССР. Известно, что даже в настоящее время, в условиях "тотальной разрухи", наиболее эффективно работающие предприятия Украины - именно те, которые осуществляют свою деятельность в кооперации с Россией и другими странами СНГ. Это, прежде всего, относится к ракетно-космической, авиационной, машиностроительной и ряду других отраслей производства. Альтернативы такой кооперации нет. Допустив ликвидацию ее, будет означать ликвидацию всего передового научно-технического потенциала страны окончательно.

Интеграция Украины с Россией - это создание также особо льготных предпосылок для обеспечения собственных экономических потребностей сырьем, которым в избытке обладает Россия. В настоящее время Российская Федерация имеет почти половину основных сырьевых запасов человечества. За рынки сырья в современном мире разворачивается особо жесткая конкурентная борьба. Украина в данном контексте гипотетически имеет один из самых наилучших шансов обеспечить себя сырьем, особенно энергоносителями в рамках кооперации с Россией. Ни одна европейская страна таких преференций не имеет. Отказаться от них, равнозначно отказу осуществлять стратегический менеджмент.

Интеграции Украины с Россией - это и допуск к рынкам сбыта своих товаров. Известно, что не только за рынки сырья, но и за рынки сбыта в современном мире идет ожесточенная борьба. Украина, сохраняя за собой возможности освоения российского рынка, объективно становится экономическим фаворитом в общих тенденциях трансформаций современной мировой экономики, особенно европейской. По нашим расчетам, создание условий для движения товаров между Россией и Украиной по американо-канадскому примеру только в течение года обеспечивает повышение уровня производства промышленной продукции на 10-15 %.

Интеграция Украины с Россией делает более комфортным и передвижение рабочей силы. В настоящее время большинство трудовых мигрантов из Украины работают не в странах Евросоюза, куда их все меньше пускают, а в динамично развивающейся России, которая все больше и больше нуждается в трудовых ресурсах. В России сейчас работает около 5 млн. граждан Украины. Это большая часть всех украинских "заробитчан", вынужденных зарабатывать на жизнь вне своей страны. Украинские гастарбайтеры, работающие в России, приносят для своей страны, по разным оценкам, от 7 до 9 млрд. долларов в год.

Интеграция Украины с Россией - это реальная возможность для Украины развиваться в контексте передовых достижений научно-технического прогресса. Традиции в научной кооперации советского времени еще не уничтожены полностью. Современный украинский застой в науке можно поднять только путем вхождения в единое образовательное и научное пространство с Россией. Опыт Советского Союза показывает, что кооперативные связи в науке и культуре достаточно эффективно обеспечивали развитие научно-технического прогресса в союзном государстве в целом и в союзных республиках в частности. Украина в этих процессах занимала лидирующие позиции. Восстановление научной кооперации - процесс значительно более простой и эффективный, чем выстраивание новых соответствующих взаимоотношений с другими странами, тем более, что конкурентоспособность страны в научной сфере необычайно низкая. Известно, что Российская Федерация инвестирует серьезные средства в технологическое развитие, что уже в среднесрочной перспективе приведет к ощутимому результату. Подключение Украины к данному фарватеру научно-исследовательской деятельности является особо целесообразным, что сохранит за страной статус одного из центров современного интеллектуального развития.

Интеграция с Россией и другими странами СНГ дает гипотетический шанс Украине не только существенным образом поднять собственную экономику, но и получить шанс активного, консолидированного игрока в международных экономических отношениях, что в существенной степени воспрепятствует ее реальным перспективам неоколониальной зависимости. На наш взгляд, вступление Украины в ВТО было бы целесообразным совместно с Россией и лишь после того, как будет обеспечена конкурентоспособность производства в стране основных видов товарной продукции. В данное время вступление страны в ВТО означает расширение жизненного пространства высокоразвитых европейских и других стран за счет разорения самой Украины.

Имеются и другие положения, определяющие содержание экономической интеграции Украины с Россией, которые, более чем очевидно, являются взаимовыгодными и особенно целесообразными для современной украинской экономической идентификации.

Путь второй. Прозападная экономическая интеграция в рамках ВТО.

Так называемый "евроатлантический выбор" Украины осуществляется уже многие годы. Однако реальных результатов для страны он пока что не дал. Вступление страны в ВТО также, на наш взгляд, дает мало шансов Украине для преодоления собственного системного кризиса. Даже с учетом пятилетнего переходного периода указанный процесс явится "шоковой терапией" для украинского производителя. Здесь с объективностью проявит себя закон стоимости, сущность которого состоит в том, что обмен товаров происходит в соответствии с их стоимостью, то есть общественно необходимыми затратами труда на их производство. В соответствии с этим законом, товаропроизводители, у которых затраты труда высокие, разоряются, и выигрывают те, у которых затраты труда являются наименьшими. Высокий уровень затрат труда по сравнению со странами-лидерами ВТО на Украине - неизбежный фактор, содействующий дальнейшему разорению ее экономики. Надежды на то, что "шоковая терапия", связанная со вступлением Украины в ВТО - необходимая предпосылка выживания страны в жестких условиях мирового рынка, который с неизбежностью приведет к оздоровлению экономики - путь необычайно рискованный и уже названный в науке "рыночным фундаментализмом". Вступление в ВТО может стать окончательным этапом развала украинской экономики, начавшегося в 1991 году, и будет иметь перспективы превращения страны "из государства - в территорию".

Исторический опыт вступления стран в ВТО с низким уровнем производительности труда, показывает, что фактически все они стали объектом экономической экспансии более развитых стран. В специфике Украины наибольшая экспансионистская политика, вероятно, будет направлена в отношении сельского хозяйства и, в частности, сельскохозяйственных угодий. На Украине около четверти самых плодородных земель планеты, а это то, что является особо дефицитным для многих экономически развитых стран. ВТО открывает прямой путь к скупке украинских земель, так называемыми иностранными инвесторами. При этом украинские крестьяне будут лишены своих земель по крайне низким ценам в силу реалий современных стагнационных процессов на селе. В данной связи Украина из потенциального аграрного лидера с неизбежностью превратится в объект продовольственных экспансий, навсегда теряя единственное и основное средство производства - землю, превращая своих крестьян в батраков.

Следует особо отметить и то, что вступление Украины в ВТО и весь процесс евроинтеграции открывает беспрепятственный доступ на внутренний рынок товаров массового потребления по демпинговым ценам. Действительно, в этом будут иметь незначительный выигрыш отдельные группы украинских потребителей. Но, с другой стороны, открытие экономических границ со стороны других стран-членов ВТО не даст ожидаемых экономических преференций, поскольку современный украинский производитель не может эффективно конкурировать на мировом рынке. Беспрепятственный доступ на Украину товаров иностранных производителей окажется предельно неравноправным и экономически опасным с точки зрения развития собственного производства. Опыт стран СНГ, уже вступивших в ВТО, показывает, что фактически никаких экономических выгод они не получили, а скорее, наоборот. Вступление государства в ВТО приносит ощутимые экономические блага только в том случае, если экономика страны готова действовать в условиях острой международной конкуренции с экономиками других стран. Конкурентоспособность украинской экономика предельно низкая. Опасность для Украины заключается и в том, что в рамках ВТО страна не будет иметь возможностей вытеснить со своего рынка даже те товары, которые она в состоянии производить самостоятельно, развивая собственное производство. По расчетам украинских специалистов, вступление страны в ВТО еще в 2002 году означало бы сразу потерю 1070 - 1100 млн. долл. США.(2) В настоящее время, по нашим расчетам, потери удвоятся.

Соглашение по ВТО, касающееся банковской системы, еще в полном объеме не обнародовано. Но отзывы специалистов на этот счет имеют место. В частности, большинство западных экспертов отмечают, что открытие Украиной своих экономических границ создает предельно льготные условия для экспорта в страну капитала, установления более выгодной для инвесторов системы международного разделения труда, расширения возможностей в оказании экономической и технической помощи. Все это вместе и составляет принципы взаимоотношений развитых стран с развивающимися, последствия которых хорошо известны. При этом, очевидно, что украинская экономика будет являться не субъектом, а объектом международной финансовой экспансии с целью получения последней прибыли. Таковы законы рынка. Для Украины это будет означать не установление экономического равноправия, а капитуляцию перед политикой неоколониализма, проводимой западными странами.

Путь Украины на интеграцию в ВТО неизбежно усилит и другие процессы "вестернизации" страны. Если "политика украинского сепаратизма" уже привела к деградации науки, культуры, образования, то политика "вестернизации" Украины ведет к полной потере страной своей экономической и гуманитарной самобытности в целом. (независимости)? Приведенные факты, в отличие от президента Украины В. Ющенко, у которого "нет никаких сомнений, что 5 февраля станет великим днем для Украины", дают нам основание сомневаться в этом. Трудно ответить на вопрос, что даст для украинского народа современная политика "вестернизации" или "евроинтеграции". Но то, что она способствует расширению жизненного пространства наиболее развитых западных государств - это факт. Об этом, в частности, заявила и торговый представитель США на Украине Сузан Швоб: "Соединенные Штаты считают, что присоединение к ВТО такой значительной европейской экономики, растущей быстрыми темпами, пойдет на пользу американским бизнесменам, работникам, фермерам и потребителям" (3). Здесь все ясно. Вступление Украины в ВТО - на пользу американцам и их ближайшим союзникам. Но на пользу ли это украинцам?

Таким образом, современная экономическая идентификация Украины имеет всего два реальных пути своего развития. Это развитие страны совместно с Россией и другими странами СНГ в контексте исторических традиций и современных социально-экономических реалий. Другой путь - смена исторической парадигмы и обеспечение развития страны в сторону "евроинтеграции", очередным шагом которой является вступление страны во Всемирную организацию торговли. Социально-экономические метаморфозы в развитии современной Украины свидетельствуют, что прогнозировать дальнейшие пути развития ее экономики необычайно сложно. Единственно, что является однозначно неоспоримым, реальным фактом - экономическая идентификация Украины в рамках современных геополитических трансформаций все еще не состоялась. Однако искусственное втягивание страны в прозападный вектор развития имеет место. Экспертный совет ЦСиМИ "SOCIUM"

Литература

1. Еженедельник 2000. 8. 02. 2008. № 6(401)

2. Голос Украины, 2002. № 248

3. Еженедельник 2000. 8. 02. 2008. № 6(401)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.04.17
Свалка на Украине примет ядерные отходы. После освоения денег
NB!
29.04.17
Парламентаризм Грузии открыл врата надежды
NB!
29.04.17
Исламофобия помогла Эрдогану выиграть референдум
NB!
29.04.17
Оправдает ли ожидания новый интернет-проект об исусстве?
NB!
29.04.17
Петербургский аэропорт: как собака на сене
NB!
29.04.17
Выборы президента Франции: «золотой мальчик» против «винтовки»
NB!
29.04.17
СМИ узнали о содержании «тайного разговора» Путина и Порошенко
NB!
29.04.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Добрынинская Кольцевая»
NB!
29.04.17
Freedom House: журналисты ИА REGNUM задержаны незаконно
NB!
28.04.17
Христианство – ответ на неприятные вопросы
NB!
28.04.17
Карабах: факторы сдерживания военной эскалации в исторической ретроспективе
NB!
28.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего — II
NB!
28.04.17
Украина проигрывает ЛНР по доступности цен на самое необходимое
NB!
28.04.17
ООН: Антироссийские санкции оказались неэффективными
NB!
28.04.17
Москва второй день подряд стоит в девятибалльных пробках
NB!
28.04.17
Итоги годовой работы самого крупного госхолдинга Казахстана: прибыль растет
NB!
28.04.17
«Бизнес может компенсировать курортный сбор туристам услугами или скидками»
NB!
28.04.17
В музей прорыва блокады Ленинграда привезли танки
NB!
28.04.17
Тиллерсон: Угроза северокорейской ядерной атаки на Сеул и Токио реальна
NB!
28.04.17
МИД РФ: Москва учтёт стратегические последствия принятия Черногории в НАТО
NB!
28.04.17
Офшор в Крыму: «Инвестиции не с Запада, но из Латинской Америки и АТР»
NB!
28.04.17
Путин родился в столице Дагестана