Как ранее сообщалось, исполнительный директор международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) Кеннет Рот не смог прибыть 20 февраля в Москву, так как ему не удалось получить в российском консульстве в Нью-Йорке въездную визу. По словам официального представителя МИД России Михаила Камынина, это произошло из-за того, что при оформлении визы через туристическую фирму обнаружились разночтения между целью поездки, указанной в анкете Рота и его коллег (встречи с представителями российских неправительственых организаций и журналистами), и видом визы (туристическая, а не деловая), а затем между целью поездки и тем, что визы запрашивались якобы по ходатайствам Минсельхоза России, причем сотрудники HRW были представлены в качестве менеджеров фирмы "Маккинзи Компани". Сотрудница московского офиса Human Rights Watch Татьяна Локшина пояснила ИА REGNUM подоплеку сложившейся ситуации.

"Главная проблема в данном случае - в получении приглашения принимающей стороны. Иностранные организации, аккредитованные при Государственной регистрационной палате, могут получать приглашения для своих сотрудников через это учреждение. Но процедура получения таких приглашений занимает месяц, а как правило - больше, причем человек на это время лишается паспорта, то есть возможности путешествовать. Люди уровня Кеннета Рота очень активно передвигаются по миру и просто не могут позволить себе быть прикованными к офису столь длительное время. Поэтому все организации, которым бывает необходимо направить в Россию своих сотрудников, пользуются услугами обычных туристических фирм, аккредитованных при российском МИДе. В анкете, которая подается в турфирму, при этом излагается цель поездки, но все дальнейшее уже не зависит от клиента. Турфирмы не объясняют, каким образом они оформляют визы. Клиент платит деньги и получает визу в оговоренный срок - и все. В итоге он может с удивлением обнаружить, что оформлен как менеджер какой-то неизвестной компании и едет в Россию по приглашению, скажем, Минсельхоза, но ранее никаких вопросов у Министерства иностранных дел это не вызывало, и все поездки проходили нормально. То есть действовала совершенно стандартная практика, вызванная несовершенством соответствующих процедур в нашей стране".

"В данном случае Human Rights Watch был добросовестным приобретателем услуг турфирмы, - подчеркнула Татьяна Локшина. - Министерство иностранных дел не может не знать, каким образом уже много лет функционирует эта система, и если она ему не нравится, пусть оно само ее поменяет".