Мурманская область готовит заявку на участие в конкурсе по созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ) в нескольких вариантах.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе правительства Мурманской области, в одну заявку включат оба берега Кольского залива, входящие в зону, в другую - Западный берег отдельно. Заседание рабочей группы по данному вопросу состоялось 19 февраля в областном правительстве. Конкурс по созданию портовых особых экономических зон (ПОЭЗ), объявленный Минэкономразвития России, завершается 31 марта текущего года. Такие зоны - а созданы они будут впервые, аналогов в стране нет - предполагают свободный таможенный режим и систему налоговых льгот. Но эти преференции будут распространяться только на резидентов, работающих в ПОЭЗ. Чтобы стать резидентом, компания должна инвестировать значительные средства в строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры и внести обеспечение уплаты налоговых пошлин.

Как показывают подготовленные предварительные расчеты, социально-экономический эффект от создания такой структуры может быть весьма значителен для Мурманской области. По прогнозу вложенные средства окупятся к 2020 году. К этому же времени объем валового регионального продукта увеличится на 6%, занятость населения области - на 5 тыс. человек. Инвестиции во внешнюю инфраструктуру ПОЭЗ из всех источников составят 64 миллиарда рублей. Подготовлена предварительная схема расположения объектов для включения в заявку. Основная же проблема заключается в том, что объекты эти территориально разбросаны и не имеют общей границы, кроме водной. После серьезной проработки принято решение включить в состав ПОЭЗ Мурманский рыбный порт, который готов выступить в роли резидента, если успешно решит свои внутренние проблемы. Одной из проблем является то, что на Восточном берегу залива есть объекты Минобороны, госструктуры, которые не имеют права находиться в свободной зоне. К нерешенным вопросам относится и невозможность осуществлять коммерческую деятельность на территории ПОЭЗ индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям, не являющимся резидентами ПОЭЗ. На рабочем совещании выяснилось, что одна из проблем может быть решена весьма оригинальным способом. По закону Мурманский морской вокзал не может находиться в особой зоне, по периметру которой осуществляется пограничный и таможенный контроль. На сегодняшний день предлагается соединить морвокзал с городом эстакадой, которая пройдет над зоной.