Для того, чтобы Россия играла главную роль на Кавказе, не нужно юридически признавать Абхазию и Южную Осетию, заявил сегодня, 19 февраля, в интервью корреспонденту ИА REGNUM заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.

"Что такое одностороннее самоопределение Косово? Это, во-первых, самоопределение, признанное не в результате компромисса. Имела место ситуация, когда одна группа была объявлена плохими парнями, а другая - хорошими. Фактически, так произошло впервые после Мюнхена 1938 года, когда судетские немцы были признаны хорошими парнями, а чехи - нехорошими. Чем такие игры заканчиваются, мы с вами прекрасно знаем. Если бы самоопределение Косово стало бы результатом компромисса между Приштиной и Белградом, их взаимных уступок, своего рода вторым Кэмп-Дэвидом, я бы первый этому аплодировал. Но этого не произошло", - сказал эксперт.

"В результате косовского самоопределения победил принцип этнонационализма. Задача серьезных политиков - не говорить, что есть плохие сербы и хорошие албанцы, или замечательные абхазы и гадкие грузины. Мы должны оперировать принципами и правилами, а не этническими предпочтениями. Самоопределение Косово - это победа этнонационализма и его превращение в главный элемент глобальной политики. В этой ситуации этот элемент необходимо так или иначе остановить, что вовсе не означает, что если мы не признаем Абхазию и Южную Осетию де-юре, то мы их бросим", - отметил Маркедонов.

"Надо очень четко разделять эти вещи. Юридическое непризнание Абхазии и Южной Осетии не означает, что мы бросаем заботу о наших согражданах и даем карт-бланш Тбилиси на силовое решение. Мы не признаем эти образования юридически, потому что это будет служить делу провоцирования этнонационализма на постсоветском пространстве. Это и кризис в отношениях с СНГ, и в отношениях с ЕС и США, это противопоставление себя значительной части мира и добровольная изоляция. Зачем нам это нужно? Есть интересы нашей безопасности на Северном Кавказе, и любая провокация со стороны Тбилиси - это удар по нашим интересам на нашем же Северном Кавказе. Наша задача - не давать этих возможностей. Условно говоря, если завтра Тбилиси решит, что пришел "час икс" и попытается захватить Абхазию или свергнуть, как они выражаются, "криминальный режим Кокойты", вот тут мы дадим им по рукам. У меня вопрос: для этого что, нужно юридически признавать Абхазию? Вовсе не нужно. Это же практически полный крах СНГ, конфронтационный сценарий. Для того, чтобы Россия играла главную роль на Кавказе, не надо никого признавать, нужно просто проводить свою линию, и всё. Есть практическая политика, и надо продолжать поддержку этих дружественных России образований, где есть наши граждане и есть проблемы конфликтов. Надо работать на урегулирование этих конфликтов", - считает эксперт.

"Если Россия осталась в меньшинстве, бояться этого не надо. Кто-то говорит, что Россия выступает в данной ситуации как маргинал, но кто сказал, что быть маргиналом - это плохо? Маргиналом был Черчилль в 1938 году, которому крутили пальцем у виска и говорили, что Мюнхен - это большой мир. А Черчилль предупреждал, бил во все колокола. Де Голль был маргиналом в 1940 году, но они не прогнулись и победили. Не надо бояться. Весь мир пришел в состояние неадекватности, так почему мы тоже должны вести себя неадекватно?", - задается вопросом аналитик.

"Надо бороться за принципы в политике. Не за Абхазию, Южную Осетию и Косово, а за принципы. Политический принцип сегодня - сохранить международное право. Да, от него сегодня почти ничего не осталось. Да, подобного рода призывы сегодня выглядят некой глупостью и чудачеством. Но без международного права мы будем жить в международных джунглях, где каждый, у кого дубинка, будет сильнее. Бороться надо за принципы. Никто не говорит, что если их большинство и они сильнее, то мы должны тут же подстроиться и принять эту ущербную логику. Наша цель - не навредить США, а отстоять российский национальный интерес, это надо разделять", - подвел итог Сергей Маркедонов.