"Для Казахстана участие в приватизации газового хозяйства Киргизии является вопросом жизненно важным - газопровод Бухара-Алма-Ата, обеспечивающий газом юг Казахстана, проходит через территорию Киргизии и, видя в Киргизии не особо надежного партнера, Казахстан хотел бы иметь гарантии собственного бесперебойного газоснабжения", - заявил корреспонденту ИА REGNUM профессор Киргизско-Российского Славянского университета (КРСУ), доктор исторических наук, политолог Александр Князев, комментируя желание энергетических компаний Казахстана принять участие в предстоящей приватизации объектов газовой инфраструктуры Киргизии.

"Эта ситуация некоторым образом напоминает стремление России взять под контроль украинскую газотранспортную инфраструктуру, дабы обезопасить свои европейские поставки. Это стремление казахской стороны - не новость, разговоры об это ведутся время от времени уже давно, но нынешнее напоминание о киргизском долге в связи с приватизацией киргизской газовой системы выглядит особенно интересным на фоне тех инициатив "Газпрома", которые буквально в последний месяц были озвучены и в Киргизии, и в России: "Газпром" выкупает государственные пакеты ОАО "Кыргызнефтегаз". На будущей неделе в Бишкеке ждут визита Алексея Миллера, связанного с созданием соответствующего предприятия. И тут вдруг реанимируется идея передачи газовых активов Казахстану", - сказал политолог.

По словам Князева, это не единственная ситуация, когда киргизская сторона пытается противопоставить друг другу российские и казахстанские интересы. "Можно вспомнить о судьбе инвестирования в строительство Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2, там велись аналогичные игры и проект по сей день находится в заторможенном состоянии. Объектом таких же игр является завод по производству кремния "Кристалл" в Таш-Кумыре. Он стоял никем не востребованный, пока в России не началось возрождение атомной промышленности и тесно связанной с нею солнечной кремниевой энергетики. Как только был обозначен интерес российской стороны, сразу последовали заявления неких казахстанских инвесторов, собравшихся развивать в Таш-Кумыре производство "сплава ферросиликоалюминия, который разработан и впервые в мире выпущен в Казахстане", - сказал профессор.

Однако, как отмечает Александр Князев, подобная информация проходила только в средствах массовой информации. "Вообще, в СМИ в последние годы создан мощный миф о некой казахской финансовой экспансии в Киргизии. Кто-то говорит о 40% казахстанской доли в общем объеме инвестиций, кто-то - о 60%. Все это цифры, взятые с потолка", - подчеркнул политолог.

По словам Князева, реально заметны капиталовложения в банковском секторе. "Но назвать хотя бы один крупный объект производственного характера, построенный казахстанцами, я бы не взялся. К слову сказать, судьба этого самого банковского сектора сейчас очень зыбка в самом Казахстане, неизвестно еще, как это отразится на Киргизии. Но это мифотворчество поддерживается самой казахстанской стороной - возможно, для некоего самоутверждения. Возвращаясь к газовым активам, можно только отметить, что если "Газпром" действительно будет иметь серьезные намерения в Киргизии, а киргизская сторона будет вести себя цивилизованно, то казахстанским инвесторам придется поискать другие сферы приложения сил в Киргизии - масштаб не тот", - подытожил он.