Депутат Думы ХМАО-Югры Алексей Андреев назвал серьезной проблему деления на федеральный, региональный и школьный компоненты стандарта образовательного учреждения. Однако, по его словам, прямой угрозы для национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе нет. Об этом он заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

"Скажем так, вопрос стоит остро, но не настолько остро, как скажем, в Башкирии или Татарстане, где более 50% программ отведено под региональный образовательный стандарт. Пока самая большая проблема в этом вопросе связана с отсутствием единой стратегии поведения на уровне округа. Нет четкого понимания, как решить создавшуюся проблему. Тут проблема даже не в нашем Правительстве, а в федеральных органах власти, так как, приняв закон, они не разработали четкой системы поведения в новых условия. Попросту не знают, как быть далее, так как возникло больше вопросов, чем ответов. По имеющейся информации, сейчас на федеральном уровне вновь создали рабочую комиссию по доработке этого закона", - заявил Андреев.

Напомним, что Федеральный закон №309-ФЗ, который внес изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" вступил в силу с 1 января 2008 года. Он предполагает отмену деления на федеральный, региональный и школьный компоненты стандарта конкретного образовательного учреждения.

По словам югорского депутата, решать возникшие проблемы надо быстро, так как мы уже начали отменять те законы, которые касаются регионального образовательного компонента. "На последнем заседании депутатов Думы ХМАО-Югры был принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Этот Закон Ханты-Мансийского автономного округа принят в связи с протестом прокурора автономного округа на Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 апреля 2005 года № 18 - ОЗ "О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". Закон исключает полномочия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по принятию региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов. На очереди стоит отмена всех правовых актов Департамента образования ХМАО-Югры, которые касаются национальных компонентов", - подчеркнул Алексей Андреев.

Тем не менее, пока у депутата нет сильных опасений по этому вопросу. Он уверен: "Во-первых, региональный компонент хоть и отменяется, однако у каждого региона, каждой школы остается право на формирование собственной образовательной программы. То есть единый федеральный государственный стандарт включает в себя базисный план, перечень дисциплин и методических материалов, количество часов на различные предметы. А вот дополнительные часы, предметы, специализацию каждая школа будет выбирать для себя сама. При этом ее руководство в первую очередь должно учитывать рекомендации региональных органов управления образованием, а также считаться с мнением родительского комитета. Местные власти не обязаны согласовывать свои программы на федеральном уровне. Именно такой вариант решения проблемы предложили мне учителя Угутской школы интерната на встрече, которая состоялась на прошлой неделе. По их мнению, часть предметов из регионального компонента можно будет включить в индивидуальную школьную программу, а часть интегрировать в общую федеральную программу. К примеру, география нашего края вполне интегрируема в общую федеральную программу. Родные языки можно будет включить в индивидуальную школьную программу. На зарплате учителей нововведения не должны отразиться. Мнение с мест очевидно и однозначно - хоть нововведения и плохие, однако катастрофы на местах не произойдет".

Добавим, что системе по поддержанию обучающихся детей из числа коренных малочисленных народов Севера также ничего не угрожает, считает Алексей Андреев. На сегодняшний день в Югре в 30 дошкольных образовательных учреждениях осуществляется обучение традиционной культуре обских угров. Изучение родного языка малочисленных народов Севера в различных формах ведется в 13 дошкольных образовательных учреждениях. В автономном округе функционирует 37 общеобразовательных учреждений с этнокультурным компонентом содержания образования народов Севера. Количество школьников, которые изучают родные языки и культуру составляет более пяти тысяч. То есть политика Правительства Югры столь очевидна в этом вопросе, что могу с уверенностью сказать, здесь найдут место национальным языкам, дополнительным урокам по краеведению и истории Югры.