"Вызывает удивление и сожаление тот факт, что Союз журналистов Молдавии в своём заявлении в связи с "делом Тэнасе" так нагло и цинично лжёт, говоря о том, что Российская Федерация в 1992 году развязала оккупационную войну в Молдавии", - заявил 15 февраля 2008 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра Иван Бургуджи. Отметим, что беседа с гагаузским правозащитником состоялась в тираспольском госпитале, где Иван Бургуджи проходит курс реабилитации после 14 месяцев заключения в кишинёвской тюрьме.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, прокуратура Кишинева возбудила 11 февраля 2008 года уголовное дело по факту "умышленных действий по разжиганию вражды, национальной, расовой и религиозной розни" в ходе организованного Союзом журналистов Молдавии 3 февраля 2008 года митинга в поддержку интеграции Молдавии в НАТО, где главный редактор газеты Timpul Константин Тэнасе заявил: "Республика Молдова должна избавиться не только от Воронина и коммунистов, но и от русских". 14 февраля Союз журналистов Молдавии выступил с заявлением в поддержку Тэнасе, в котором, в частности, утверждается следующее: "Генеральная прокуратура, своими действиями послушно и непрофессионально выполняя политический заказ, сама наносит вред межэтническим отношениям в Молдавии, которые, благодаря доброжелательному и толерантному поведению титульного населения, а также прессы, которая его представляет, не пережили волнений и розни даже в те годы, когда Российская Федерация в 1992 году развязала оккупационную войну".

"После распада Советского Союза на территории Молдавской ССР были последовательно созданы три государственных образования: 19 августа 1990 года Гагаузская Республика, 2 сентября 1990 года Приднестровская Молдавская Республика и лишь через год, 27 августа 1991 года, была образована Республика Молдова, - продолжил Бургуджи. - И именно Молдавия в июне 1992 года подло и коварно напала на Приднестровье, развязав братоубийственную гражданскую войну на берегах Днестра, пытаясь силой оружия навести "конституционный порядок", оккупировать и ликвидировать Приднестровскую Республику. Тогда эта братоубийственная война была прекращена лишь благодаря Российской Федерации. На соответствующих документах стоит подпись первого президента Молдавии Мирчи Снегура, и представители Союза журналистов этой страны в своё время очень часто писали об этом".

"В конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия на стенах парламента Молдавии висели плакаты с лозунгами: "Лучший гагауз - мёртвый гагауз", "Дадим гагаузам по два метра земли для могилы", а в прессе пестрели такие заголовки: "Гагаузы - лишаи на теле молдавского народа". И лишь благодаря своевременному вмешательству внутренних войск СССР и помощи братского народа Приднестровья на юге удалось избежать бойни и кровопролития. Хотя тогдашнее руководство Молдавии делало всё, чтобы разжечь межнациональную рознь между народами", - подчеркнул Бургуджи.

"Поэтому пресса, представляющая "доброжелательное и толерантное титульное население Молдавии", должна честно писать обо всём, что происходило, а не передёргивать факты. Помнить и никогда не забывать, что в Молдавии проживают люди разных национальностей и являются равноправными членами общества. Не стоит лишний раз пытаться подчёркивать, что представители остальных народов и народностей находятся на территории Молдавии лишь благодаря милости и снисходительности представителей "титульного населения", тогда как на самом деле это не соответствует действительности, а является плодом больного воображения части молдавской элиты", - считает гагаузский правозащитник.

По мнению Бургуджи, "неудивительно и вполне закономерно, что прокуратура Молдавии и вся правоохранительная система этой страны нынче выполняет политический заказ, призванный заставить не только журналистов, но и политических оппонентов да и весь народ Молдавии бояться критиковать ныне правящий псевдокоммунистический режим во главе с господином Ворониным". "Удивляет другое, - отмечает правозащитник. - Это то, что представители так называемой элиты Молдавии, к которой, безусловно, причисляет себя Константин Тэнасе, возрождают в своём лексиконе пещерные, античеловеческие высказывания. Ещё немного, и снова дойдёт до лозунгов "Чемодан - вокзал - Россия" и "Молдавия только для молдаван". И это звучит из уст, как признают представители так называемой оппозиции Молдавии, одного из лидеров общественного мнения от независимой прессы страны. Хотя в действительности в современной Молдавии нет реальной оппозиционной силы, а есть просто игра в оппозицию с продвижением личных и партийных интересов для извлечения определённых дивидендов".

Гагаузский правозащитник считает, что "возбужденное прокуратурой Кишинёва против Тэнасе уголовное дело всего лишь игра на публику". "Это уголовное дело ждёт такая же участь, как и судьба других дел, возбужденных в 2005 году по факту сжигания государственных символов России перед её посольством в Кишиневе, происходившем при активном участием представителей высших эшелонов власти Молдавии", - считает Бургуджи. При этом он отметил, что "в полной мере поддерживает требование Союза журналистов Молдавии к властям своей страны действовать в соответствии с принципами правового государства и не прибегать к "осуществляемой по заказу травле" и "фабрикации уголовных дел".

"Следует ясно осознавать - то, что сейчас делает Константин Тэнасе и вся так называемая оппозиция Молдавии в поддержку вступления Молдавии в ЕС и НАТО, выгодно нынешнему молдавскому псевдокоммунистическому режиму и лично президенту Воронину. Всё это начало происходить как по команде после визита президента Молдавии в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе. Очевидно, что усиленно продвигается объявленный Ворониным курс на евроинтеграцию. А всё остальное - дымовая завеса и мишура, призванная скрыть истинные цели и намерения", - считает гагаузский правозащитник.

"Но президенту Молдавии и его окружению следует помнить, что о евроинтеграции страны и необходимости вступления в НАТО нужно говорить от имени всего народа, а для этого следует сначала провести референдум. Но существует вероятность того, что мнение граждан отличается от желаний руководства республики и люди хотят жить в российском политико-экономическом векторе развития. Вероятнее всего, так и получится", - заключил Иван Бургуджи.