Белорусский Хельсинкский комитет: "Ни граждане, ни юридические лица не могут спросить с правительства даже в случае явно незаконных действий"

Минск, 15 февраля 2008, 17:25 — REGNUM  Кассационная коллегия Верховного хозяйственного суда (ВХС) Белоруссии на заседании 14 февраля оставила в силе решение ВХС об отказе в иске республиканского общественного объединения "Белорусский Хельсинкский комитет" к Совету министров республики.

Как заявили ИА REGNUM в Белорусском Хельсинкском комитете (БХК), коллегия подтвердила, что правительство Белоруссии не может быть ответчиком в суде, поскольку не является юридическим лицом. "Таким образом, ни граждане, ни юридические лица не могут спросить с правительства даже в случае явно незаконных действий", - отмечают в БХК. После получения постановления суда комитет решит, каким образом можно обжаловать это определение.

Напомним, речь идет о возмещении убытков на сумму 255 тысяч белорусских рублей. БХК обвиняет Совмин Белоруссии в бездействии по приведению нормативно-правовой базы республики в соответствие с обязательствами в рамках межправительственного соглашения между Комиссией Европейских сообществ и правительством Белоруссии об оказании технической помощи по программе ТАСИС в республике "Развитие гражданского общества".

В Белорусском Хельсинкском комитете считают сам факт подачи иска к правительству "беспрецедентным шагом в истории белорусского права" и подчеркивают, что решение, которое в итоге примет суд, "станет одним из факторов, влияющим на инвестиционную привлекательность" Белоруссии.

Иск о возмещении ущерба был подан комитетом в Высший хозяйственный суд 28 августа 2007 года. Межправительственное соглашение предусматривало, что налоги и таможенные пошлины не будут финансироваться из субсидий ЕС, физические и юридические лиц будут освобождены от уплаты взимаемых в Белоруссии налогов и сборов. По мнению истца, поскольку на момент подписания Меморандума о финансировании в 1999 году в национальном законодательстве действовали нормы, устанавливающие налоговые льготы, необходимости вносить изменения и дополнения в национальное законодательство для приведения его в соответствие с нормами международного договора не было. С 1 января 2002 года в закон "О налогах на доходы и прибыль" были внесены изменения, указанную льготу исключили. Ссылаясь на ст. 16 закона "О международных договорах Республики Беларусь", БХК полагает, что Совет министров после отмены льгот по налогу на доходы был обязан внести предложения по приведению национального законодательства в соответствие с заключенным международным договором, но законодательные нормы, регулирующие данный вопрос, были утверждены указом президента №460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" лишь 22 октября 2003 года.

Таким образом, в период с 1 января 2002 года по 22 октября 2003 года нормативное регулирование вопросов налогообложения иностранной технической помощи национальным законодательством не осуществлялось. Нормы международного договора (в нарушение требований Венской конвенции), по мнению органов власти, управления и судов Белоруссии, не могли быть применены как нормы прямого действия, в связи с чем инспекция отнесла иностранную безвозмездную помощь, полученную комитетом в период с января 2002 года и до принятия Указа № 460, к доходам и начислила налоги.

В исковом заявлении БХК сделан вывод, что бездействием Совмина были нарушены права общественной организации на налоговые льготы, предусмотренные международным договором. Налоговая инспекция начислила налоги на использованные в этот период денежные средства технической помощи и применила к комитету экономические санкции, руководствуясь национальным законодательством. Поскольку у Белорусского Хельсинкского комитета не было возможности выплатить задолженность, инспекция изъяла и обратила в доход государства имущество организации на сумму 255 тысяч рублей. 5 октября 2007 года Высший хозяйственный суд республики принял решение закрыть дело на основании ст. 149 Хозяйственного процессуального кодекса, указав, что Совмин в соответствии с законом "О Совете Министров Республики Беларусь" не является юридическим лицом. Между тем, как настаивает БХК, такое основание для прекращения дела в данной статье кодекса отсутствует.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.