В Татарстане обеспокоены будущим преподавания татарского языка и литературы

Казань, 15 февраля 2008, 12:18 — REGNUM  Министерство образования и науки Республики Татарстан выражает озабоченность по поводу содержания Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" от 1 декабря 2007 года №309-ФЗ, в котором не предусмотрено право субъектов Российской Федерации на разработку и утверждение национально-региональных государственных образовательных стандартов, сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе Министерства образования и науки Республики Татарстан.

В образовательных учреждениях Республики Татарстан татарский и русский языки изучались во всех общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования в равных объемах. Согласно учебным планам, разработанным Министерством образования и науки Татарстана, изучался предмет "История татарского народа и Татарстана", в школах с этнокультурным (чувашским, удмуртским, марийским, мордовским, еврейским, башкирским) компонентом содержания образования преподавались родной язык, родная литература и предмет "История и культура родного народа".

Новые изменения в Законе РФ "Об образовании" вступают в противоречия с принципами государственной политики в области образования, по которым приоритетными следует считать "Защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства", так как игнорируется право субъектов РФ на формирование составляющей части основной образовательной программы по национально-региональному компоненту образования. Кроме того, в проектах трех вариантов Базисного образовательного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации для начального общего образования, предложенных разработчиками (Российская академия образования) стандартов второго поколения объем учебного времени, отведенный на изучение предмета "Русский язык" и "Литературное чтение", составляет 37% от общего количества предельно-допустимой недельной нагрузки ученика, а на предметы регионального компонента ("Родной язык", "Родная литература") - 11,3% учебного времени, что не позволяет обеспечивать освоение программ по данным предметам. Такое распределение часов на учебные предметы противоречит статье 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и статье 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании", где указано, что татарский и русский языки как государственные языки Татарстана в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах.

Предварительные расчеты изменений педагогического кадрового состава по Республике Татарстан показали, что перераспределение нагрузки учителей родных языков в связи с принятием нового Закона повлечет их сокращение на 2,3 тыс. ставок. Отметим, что в республике функционирует 1 тыс. 147 школ с татарским языком обучения, что составляет 50,7% от общего количества школ (в 2006 году - 1 тыс. 172). Количество инновационных учебных заведений с татарским, татарско-русским языком обучения - 92.

Под руководством Кабинета Министров Республики Татарстан проведены социологические исследования по изучению языковой ситуации в республике. Первый этап исследований был проведен в учебных заведениях г. Казани. Результаты исследования используются в решении общественно значимых проблем как для совершенствования языковой политики в системе образования, так и для оптимизации межэтнических отношений. Цифры, отражающие степень владения татарским языком школьниками разных национальностей, следующие: свободно говорят, читают и пишут 67,4% казанских школьников-татар, 17,8% русских школьников. Вместе с тем лишь относительно небольшой процент из них как среди русских, так и среди татар применяет этот язык во время повседневного общения, особенно вне дома (24,6% детей-татар и 4 % русских). Анализ показывает, что для 40% учащихся-русских основной мотивацией в изучении татарского языка является то, что это государственный язык, 26,3% - считают, он пригодится в работе. В части обязательности владения обоими государственными языками 93,6% татар и 69,1% русских считают обязательным владение ими для работающих в органах государственной власти (средняя - 82,2%), 91,4 % татар 63,2 % русских - для работающих в сфере услуг (средняя - 78,6%), что свидетельствует о достаточно высокой степени лояльности подрастающего поколения Татарстана к задуманным в языковой сфере республики изменениям. В то же время учащиеся пока не видят реальные возможности применения татарского языка в обществе и востребованность в своей дальнейшей жизни.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.