Обзор СМИ Республики Казахстан за 4 февраля - 10 февраля

Экономичное послание: все, кроме политики. Послание-08: позитив и критика. От слов к делу: правительство приступило к выполнению поставленных задач. Адмреформа начинается с администрации президента. Горняки "Казахмыса" договорились с работодателем. РК в ожидании запрета на импорт сахара.

Послание-08

В середине прошлой недели, 6 февраля, президент Казахстана выступил в парламенте страны с ежегодным посланием народу республики "Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики". Как отметили эксперты, в целом данное обращение было посвящено вопросам социально-экономической стабильности и в меньшей степени касалось "чистой" политики.

"В среду произошло одно из главных политических событий года - президент обратился с ежегодным Посланием народу Казахстана, одновременно поставив четкие задачи перед правительством. Прошлогодние послания содержали призывы по вхождению Казахстана в 50 конкурентоспособных стран мира, по созданию региональных интеграционных организаций, по рывкам в экономике и политике, - констатирует "Новое поколение". - Нынешнее послание президента не содержит прорывных проектов. Глава государства считает, что настало время правительству отчитаться о проделанной работе по исполнению предыдущих посланий. Но одновременно глава государства пообещал повысить к 2012 году пенсии и государственные пособия более чем в два раза".

"Усилить нашу экономическую экспансию на мировые энергетические рынки и при этом самим научиться экономить электроэнергию, сосредоточиться на создании конкурентоспособного сельского хозяйства и более оперативно реагировать на изменение мировой финансовой ситуации предложил в своем ежегодном послании народу президент Нурсултан Назарбаев, - суммирует сказанное "Экспресс-К". - Кроме того, глава государства считает, что пора ввести "налог на роскошь", реформировать силовые структуры, сократить численность контролирующих бизнес госорганов, а также разобраться с "шустрыми людьми", неправедно добывшими земельные участки".

"Послание президента охватывает все сферы жизни общества, но главный акцент - социальное развитие, - пишет "Литер". - С надеждой на перемены к лучшему воспринимаются казахстанским народом ежегодные послания президента страны народу Казахстана. От послания 2008 года мы ждем еще большего: само название "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" говорит за себя. Послушав выступление Назарбаева, задумываешься над теми глобальными проблемами, на решение которых нацеливает президент властные структуры и весь народ Казахстана".

По оценке "Нового поколения", "в целом нынешнее послание в отличие от предыдущих - не столько импульс к достижению новых целей, сколько четкое распределение ролей и постановка конкретных задач правительству для ускорения ранее поставленных задач. Как говорилось в кулуарах после послания, в связи с мировой экономической нестабильностью Казахстан "не может рисковать большими деньгами". Мол, нефть дешевеет, а наша несырьевая отрасль еще не настолько развита, чтобы приносить большой доход, - мало ли что завтра будет. К тому же, говорили в коридорах парламента, прогноз по росту ВВП в нынешнем году на порядок ниже предыдущих лет. "Зато доведем до ума ранее провозглашенные цели", - оптимистично заключали критики".

Принципиальной особенностью президентского послания 2008 года "Панорама" называет его "...сжатость: глава государства, не делая "лирических отступлений", ставил конкретные задачи перед правительством. Основным лейтмотивом документа под названием "Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" стали экономические задачи, связанные в первую очередь с повышением конкурентоспособности и развитием экспорта отечественной продукции, энергосбережением, решением социальных проблем, ответственностью и честностью чиновников".

А вот "Деловая неделя" считает, что "среди 4 697 слов, из которых состоит послание президента, не хватает очень многих, которых от него ждали. Возможно, Нурсултан Назарбаев "придержал" их, чтобы оставить для правительства... впрочем, возможно, что их найдут в программе нового Кабинета министров? Нынешний состав правительства не справился с проблемами страны, и трезвая оценка его неуспехов могла бы стать твердым заделом в плане кредита доверия для тех, кто мог бы начать разгребать завалы. В конце концов, самое правдивое политическое обещание Черчилля ("Я не могу обещать моему народу ничего, кроме голода, слез и крови, но я твердо обещаю, что наши дети будут жить лучше нас"), оказалось и самым знаменитым".

Если разбирать детально, "послание разбито на четыре крупных блока, - пишет "Новое поколение". - Первый касается стратегических планов развития экономики. Глава государства поставил перед правительством задачу усилить позиции государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков". В этой связи Назарбаев "заявил о необходимости более активного участия государства в стратегически важных, прежде всего энергетических, проектах с участием иностранного капитала", - сообщает "Экспресс - К". По словам первого руководителя страны, "главный вектор нефтегазовой отрасли - усиление позиций государства в качестве влиятельного и ответственного участника мировых энергетических рынков".

Для продолжения работы в этом направлении президент РК "...поручил холдингу "Самрук" и региональным СПК принять конкретные меры по эффективному развитию и повышению конкурентоспособности горно-металлургической отрасли". В частности, "разобраться и начать конкретно управлять государственными пакетами акций существующих горно-металлургических компаний, а также взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные". Кроме того, глава государства дал поручение решить вопрос разведки новых месторождений", - рассказывает "Новое поколение". Что касается макроэкономической политики, "президент поручил правительству, Нацбанку, Агентству по финнадзору сформировать действенные механизмы системного и оперативного реагирования государства на угрозы финансовой нестабильности и укрепить доверие международных рынков к экономике Казахстана".

Кроме того, президент страны поручил АФН "более внимательно отслеживать ситуацию в каждом банке и в случае необходимости принимать превентивные действенные меры", - продолжает "Панорама". Он подчеркнул, что "государственная поддержка не может быть односторонней для БВУ и те должны взять на себя свою часть рисков. Процесс регулятивного вмешательства должен быть предельно прозрачен и предсказуем для всего банковского сектора". Перед правительством Назарбаев поставил задачу бороться с инфляцией, "...требующей "продуманных и адекватных действий со стороны правительства". По словам президента, "государство должно активно управлять ситуацией в условиях глобальной экономической нестабильности. Все необходимые ресурсы, по мнению г-на Назарбаева, для этого имеются". В то же время для преодоления проблем в финсекторе глава РК поручил правительству "сократить расходы по всем направлениям и программам, за исключением социальных. При этом Назарбаев подчеркнул, что "постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и социальных групп... общества является и будет оставаться на первом плане государственной политики". В подтверждение своим словам он напомнил об ожидаемых изменениях в соцсфере: к 2012 году средний размер пенсий должен увеличиться в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. В 2009 году запланировано повышение на 25%, в 2010-м - на 25%, в 2011-м - на 30%. Размеры базовых пенсионных выплат к 2011 году должны вырасти до 50% от размера прожиточного минимума. Со следующего года государственные социальные и специальные государственные пособия будут повышаться в среднем на 9% ежегодно. В 2010-2011 годах ежемесячные пособия по уходу за ребенком до одного года вырастут в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом, а единовременные пособия на рождение четвертого и более ребенка с 2010 года должны увеличиться в 4 раза соответственно. Повышение зарплат ждет работников бюджетной сферы: их оклады поэтапно вырастут в два раза к 2012 году, в том числе в 2009 году - на 25%, 2010-м - на 25% и в 2011-м - на 30%.

"В сфере образования президент призвал завершить в течение трех лет создание эффективной инфраструктуры образования, дающей возможность молодежи получать современные знания и использовать передовые технологии, - продолжает "Новое поколение". - И начать активно привлекать иностранных ученых и преподавателей в те сферы образования, которые представляют для экономики страны наибольший интерес. Система здравоохранения, по мнению Нурсултана Назарбаева, "пока еще не соответствует требованиям граждан современного Казахстана". А потому требуется увеличивать число лечебных заведений, повышать квалификацию медперсонала (в том числе за счет увеличения количества грантов в медицинских вузах и квот на медицинские специальности по программе "Болашак"), а заодно развивать инфраструктуру для "здоровой нации".

Вместе с этим Назарбаев поручил разработать новый Налоговый кодекс, в котором должно быть предусмотрено снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, - пишет "Панорама". При этом "ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора". В новом кодексе должны найти отражение и косвенные налоги, и налог на роскошь. "На последнем, отмечает издание, г-н Назарбаев особо заострил внимание: если человек смог построить трехэтажный дом в $4 млн, пусть платит соответствующие налоги. Пора уже поделиться с бедными. Если он покупает "мерседесы" огромной стоимостью, пусть он за это платит налог. За роскошь пусть платит... И это справедливо. Государство создало им условия, они оказались шустрыми, молодцы, но теперь надо поделиться с народом немного".

Послание должно стать толчком к дальнейшему сокращению госаппарата. "Президент поручил ускорить темпы проведения административной реформы. Особое внимание при этом надо уделить правоохранительным органам, которые, по его словам, административная реформа почему-то вообще обошла стороной. И большому количеству контролирующих органов", - пишет "Панорама". "В этой связи президент высказался за сокращение штатной численности контролирующих госорганов, - продолжает "Экспресс-К". - И поручил правительству в целом уменьшить административную нагрузку на бизнес, провести дальнейшее упрощение разрешительной системы, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации".

Проверки бизнеса, по словам главы государства, предусмотрены 50 законами. Что, естественно, не сказывается положительно на развитии малого и среднего предпринимательства. Г-н Назарбаев напомнил, что именно из-за излишнего рвения "контролеров" уже был вынужден объявить мораторий на проверки бизнеса, и "ничего не случилось". А "армия "контролеров", по мнению президента - это резерв для адмреформы, "их численность надо сокращать".

Относительно "политического момента" в обращении, "интересным, хотя и не вполне конкретным, по мнению "Деловой недели", выглядит предложение "разработать специальную программу "Путь в Европу": "как обычно, поэтическое название уже готово, а суть еще только предстоит определить, складывается ощущение, что на самом деле все давно написано, но до поры до времени не афишируется. Пока же президент предполагает, что "она должна способствовать развитию экономического сотрудничества, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию наших законов, разработке своей повестки дня, стратегического видения нашего председательствования в ОБСЕ".

По следам

Сразу по окончании "выступления года" появились многочисленные отклики на него. В большинстве своем выступление Назарбаева оценивается с положительной точки зрения.

"Панорама" предлагает отзывы членов правительства на послание 2008 года. Так, бывший министр социальной защиты, председатель комитета мажилиса парламента по финансам и бюджету Гульжана Карагусова считает, что в нынешнем послании "...нет размытых задач, а только цели, поставленные перед органами управления и парламентом, потому что, как сказал президент, все они будут реализовываться в том или ином нормативном акте. Перед нами в прошлом году были поставлены глобальные задачи, которые, как правило, даются на перспективу, на большой период реализации, а в этом и в последующие годы будут даны конкретные тактические задачи". Нынешний министр труда и социальной защиты Бердибек Сапарбаев заявил, что "...политика, которую проводит государство по отношению к решению социального вопроса, повышению жизненного благосостоянию населения, будет продолжена, несмотря на те моменты, которые происходят в мире в отношении экономики, финансов". Министр финансов Болат Жамишев отметил необходимость адекватного реагирования: "...Снятие в той мере, в какой это возможно, тех рисков, которые имеются. Но просто говорить о том, что какое-либо правительство способно исключить рост цен, если растут цены на нефть, соответственно, на нефтепродукты внутри страны, если растут цены на международных рынках на зерно, не приходится. Адекватное реагирование - это в том числе и покрытие тех расходов, которые должно будет нести население, прежде всего социально уязвимое, ввиду возросших цен. Поручение, которое дано президентом по увеличению социальных выплат - это тоже мера реагирования". Представители партий тоже дали свою оценку посланию. В частности, лидер партии "Ауыл" Гани Калиев недоумевал, "как может одна партия "Нур Отан", ее первичные парторганизации бороться с коррупцией? Она сама состоит из чиновников, а коррупция идет благодаря им. Как они могут бороться сами с собой? Это же нереально! Надо было раньше усиливать контрольные функции парламента. А теперь - что значит однопартийный парламент и фракции в нем? Это нонсенс! И в данной ситуации полагать, что парламент и эта партия будут эффективно реализовывать те задачи, которые глава государства ставит перед обществом... нельзя", - цитирует "Панорама".

В целом, отмечает "Новое поколение", "парламентарии все в один голос говорили, что данное послание, как и предыдущие, можно назвать "социальным", и, в свою очередь, обещали реализовать в срок все то, что на них возложено". Как отмечает газета, оппозиция осталась разочарованной посланием главы государства. "Лидер партии "Ак жол" Алихан Байменов ожидал, что президент сделает заявление по политической реформе в свете принятого решения о председательствовании страны в ОБСЕ. Но этого не произошло. Политик все же надеется услышать подобные заявления в программе "Путь в Европу". Кроме этого Байменов полагает, что "в следующих посланиях на данном этапе развития экономики больше внимания должно уделяться защите интересов человека и труда, вопросам становления профсоюзного движения, как неотъемлемого условия нормального устойчивого развития Казахстана". А вот лидер Общенациональной социал-демократической партии Жармахан Туякбай так и не услышал в обращении президента к народу, что Кабмин собирается делать в течение этого года, дабы "обеспечить полную компенсацию тех лишений, которым подвергалось население в результате роста цен". В итоге оппозиционер сделал вывод, что "ни правительство, ни президент еще не знают, как выйти из этой ситуации".

"Литер" рассказывает об отзывах других членов правительства. В целом послание народу было весьма емкое, но основной его акцент - социальная поддержка граждан, считает председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев: "Отмечая макроэкономическую ситуацию, президент обратил внимание на финансовую стабилизацию государства. В частности, на то, что правительство должно заранее прогнозировать угрозы финансовой нестабильности и принимать профилактические меры по их нейтрализации. Кроме того, президент отметил, что действующий Налоговый кодекс устарел. Счетный комитет не раз обращал внимание на то, что правительство, предоставляя льготы, многократные преференции, не анализирует эффективность их отдачи. Понятно, что они не работали на дополнительный рост экономических темпов страны. В этой связи президент рекомендовал разработать новый Налоговый кодекс, который бы способствовал росту экономики и правильному формированию бюджета страны". Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, рассуждая о поставленной перед ведомством задаче - модернизировать Налоговый кодекс, отметил: "Он должен соответствовать сегодняшним реалиям. Прежде всего нужно упорядочить льготы. Налоговый кодекс имеет большое количество налоговых льгот, кроме того, некоторые отрасли имеют желание их увеличить. Глава государства отметил, что нужно обеспечить такую налоговую нагрузку, которая давала бы возможность дальнейшему устойчивому развитию экономики и всех ее отраслей. Сегодня по всем отраслям имеется пакет налоговых льгот, которые внимательно будут рассмотрены. Должны быть соотнесены возможные изменения по налоговой нагрузке с экономическим состоянием страны, чтобы не нарушить баланс в развитии отраслей".

"Энергетический" блок послания "Литеру" прокомментировал председатель правления холдинга по управлению госактивами "Самрук" Канат Бозумбаев. Издание напоминает, что в своем послании Назарбаев назвал энергетическую отрасль "тормозом" развития, так как она отстает от роста экономики. Бозумбаев поделился, что в настоящее время "Самрук" ведет переговоры с фондом устойчивого развития "Казына". Последний "...скорее всего, войдет в число акционеров компании АО "Мойнакская ГЭС" наряду с холдингом "Самрук" и с частными акционерами". Таким образом, говорит Бозумбаев, "есть определенный оптимизм", что весной холдинг приступит ко второму этапу реализации этого проекта и в 2011-2012 году проект по Мойнакской ГЭС закончится, что даст Казахстану "определенный объем электроэнергии, то есть 100 МВт на юге Казахстана в дополнение к тому, что сейчас там есть". Еще один из упомянутых Назарбаевым проектов - окончание строительства в 2009 году 500-киловольтной линии "Север-юг". По словам руководителя "Самрука", к 2009 году данное поручение президента будет выполнено, что "позволит передавать в целом с севера Казахстана на юг порядка 1 300-1 400 МВт".

Между тем, "Деловая неделя" в своих оценках послания оказалась достаточно жесткой. По мнению издания, очередное послание народу Казахстана "...оставило без ответов животрепещущие вопросы вроде того, будут ли выделены еще 4 млрд долларов на поддержку некоторых банков, и обошло вниманием острейшие проблемы страны вроде шахтерских забастовок в Карагандинской области или паралича инфраструктуры, энергетики и прочих служб во время недавних холодов. Кроме этого, его, наверное, отличало то, что г-н Назарбаев вновь (после памятного отключения электричества) предпочел не выступать в прямом эфире по телевидению и радио, а решил донести свои мысли до населения в отредактированной записи".

Кроме того, газета отмечает "изменения в формата вещания" президентского обращения, где "...некоторые увидели руку нового главы президентской администрации Кайрата Келимбетова, в недрах которой, как правило, и готовится этот программный документ. Соответственно, ему приписали меньшую открытость, чем у его предшественника Адильбека Джаксыбекова, отправленного на партийную работу". Как бы то ни было, считает "ДН", "...рокировка, состоявшаяся недавно, вознесла Кайрата Нематовича на пост одного из главных стратегов страны, однако не могла не внести некоторую сумятицу в административные ряды, где по казахстанской традиции перестановки первых лиц означают настоящее кочевье - вместе с ними на новое место переходят десятки, а то и сотни "членов команды". Возможно, именно из-за этого в неотредактированных отрывках из выступления президента, показанных днем в среду, возникали такие паузы, словно президент так до конца и не остался доволен своим текстом, продолжал его править на ходу (что, кстати, он часто делает) и опускал целые абзацы. Часть текста, опубликованная на казахском, была зачитана на русском, и в целом хронометраж телезаписи не соответствовал длительности выступления в парламенте".

Одновременно с этим газета отмечает, что пока в парламенте зачитывалось послание, в южной столице Казахстана, у здания управления недвижимостью алма-атинского акимата "творилось настоящее безумие": "Пытавшиеся сдать документы на получение льготных кредитов на жилье, сдаваемое в рамках госпрограммы, люди начали занимать очередь накануне днем - еще во вторник. По словам жильцов окрестных домов, их дворы заполонили многочисленные машины очередников, которые, судя по маркам автомобилей, должны были свидетельствовать о достатке их владельцев. Перекличка собравшихся, включенные двигатели и ругань лишили местное население сна, однако самое худшее началось незадолго до того, как открылось совместное заседание обеих палат парламента. По приблизительным оценкам, в толпе, буквально штурмовавшей заграждения и густые цепи полицейских, было примерно 3-4 тысячи человек. Видимо, сложившаяся за ночь очередь быстро распалась под напором утреннего подкрепления осаждающих сил, в результате чего из-за давки у людей начались обмороки. В итоге потребовалась помощь медиков...". Поэтому "на фоне кадров из Алма-Аты послание президента смотрелось бы совсем не так, как в обществе сытых и довольных жизнью депутатов, сенаторов и министров".

От слов - к делу

Фактически сразу же после оглашения послания правительство и ведомства приступили к его выполнению. "Известия-Казахстан" сообщают, что "...к выполнению поручений президента, озвученных в послании, правительство приступило практически сразу, не откладывая решение проблем в долгий ящик".

В частности, рассказывает "Литер", на состоявшейся коллегии в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов премьер-министр Карим Масимов распорядился расторгнуть контракты с владельцами месторождений, если они не выполняют своих обязательств, и не заключать других, пока не будет принят новый Налоговый кодекс. При этом "недостаточно эффективно используемые месторождения будут возвращены в государственную собственность и переданы на баланс госхолдинга "Самрук" и социально-предпринимательских корпораций". О нарушениях, допускаемых недропользователями, говорили и на заседании Счетного комитета РК. Так, глава СК по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархан Оксикбаев заявил, что "госказна недополучила от них за 2005-2007 годы более 12 миллиардов тенге. Не обошли вниманием недобросовестных недропользователей и на коллегии Минфина. Видимо, власти, наконец, решили расставить все точки над "i" в сфере недропользования", - пишет газета.

В послании народу президент страны отметил необходимость тщательно проверить эффективность, с которой используются месторождения владельцами. В связи с этим на коллегии министерства глава Минэнерго Сауат Мынбаев проинформировал премьер-министра о том, что "в течение прошлого года его ведомство провело мониторинг более 800 контрактов касательно недропользования. Он отметил, что по 450 контрактам были выполнены финансовые обязательства на 100 процентов, а по 97 контрактам - менее чем на 30 процентов. Министр добавил, что эти 97 контрактов уже расторгнуты". В свою очередь премьер-министр "распорядился прекратить все переговоры казахстанских компаний с инвесторами по заключению новых контрактов в сфере недропользования вплоть до принятия нового Налогового кодекса. По словам Карима Масимова, в первую очередь это касается АО "НК "КазМунайГаз". В то же время, продолжает издание, глава кабмина напомнил, что "Казахстан является приверженцем стабильности контрактов в сфере недропользования, и все ранее заключенные контракты будут соблюдаться казахстанской стороной и не будут изменены, если инвестор соблюдает все условия, взятые на себя по договору". Кстати, по информации Сауата Мынбаева, в 2008 году в целом в Казахстане планируется добыть 69-70 млн тонн нефти, а объемы переработки будут увеличены до 12,5 млн тонн, сообщает "Литер".

Кроме того, напоминают "Известия - Казахстан", Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости строительства магистрального газопровода "Бейнеу - Самсоновка". И "...буквально на следующий день в ходе заседания коллегии Минэнергетики руководство национальной компании "КазМунайГаз" представило предварительные расчеты проекта строительства газовой трубы протяженностью 1 510 километров. По оценке экспертов, ориентировочная стоимость строительства первого пускового комплекса мощностью 5 миллиардов кубометров в год составляет почти 3,5 миллиарда долларов. Для запуска второй части газопровода, которая должна увеличить производительность трубы до 10 миллиардов кубометров, потребуется еще 389 миллионов долларов". По словам президента АО "НК "КазМунайГаз" Узакбая Карабалина, "сейчас южный регион Казахстана потребляет 3,8 миллиарда кубометров газа в год, что составляет 40 процентов от общего потребления страны. К 2020 году, по прогнозам специалистов, эта цифра увеличится до 6,5 миллиарда. Из-­за отсутствия газо-транспортных магистралей между энергодефицитным югом и газодобывающим западом Казахстана "голубое топливо" приходится импортировать из соседнего Узбекистана по газопроводу "Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алма-Ата". Однако такая зависимость от импортера серьезно угрожает энергетической безопасности южного региона - самого крупного потребителя газа. Малейшие сбои в поставках узбекского топлива моментально отражаются на ценах. ведение в строй собственной газовой трубы, по мнению главы нацкомпании, может решить целый ряд проблем": "...обеспечит стабильными поставками газа южные регионы, снизить зависимость республики от импорта газа, отрегулировать цены. Одновременно "голубым топливом" будут обеспечены Жамбылская ГРЭС и населенные пункты, расположенные вдоль прохождения маршрута газопровода".

В "Литере" своим видением состояния финансового сектора и дальнейших действий Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) поделилась недавно назначенный председатель АФН Елена Бахмутова. Глава агентства согласна с мнением президента страны о том, что "...каждый субъект финрынка должен отвечать за те риски, которые он принимает. Именно акционеры финансовых организаций должны разделять те риски, которые сегодня имеет вся банковская система, и если они не захотят их разделить, тогда государство будет на это реагировать". Говоря о сегодняшней ситуации в банковском секторе, Бахмутова считает, что "...время быстрого роста банков закончилось. Поэтому сейчас нам нужно сконцентрироваться и выжить в этой ситуации, обеспечить ее стабильность". Глава АФН полагает, что "у банков достаточно собственных средств, чтобы расплатиться по своим обязательствам перед зарубежными партнерами". При этом Бахмутова дает понять, что АФН будет отслеживать качество банковских активов и, в первую очередь, кредитного портфеля, с другой, но не все зависит от агентства: "Пока же мы больше видим отчетность, которую получаем дистанционно. Это означает, что мы полностью полагаемся на оценки, которые делают сами банки. Естественно, мы и дальше на это будем полагаться, но при проведении плановых проверок, разумеется, будем сверять оценки банка со своими собственными оценками. Полагаю, что независимые директора банков должны уметь адекватно реагировать на любые изменения на рынке и нести ответственность за качество своей работ".

Другие события

Во властных структурах Казахстана продолжается административная реформа. "Экспресс-К" сообщает о карт-бланше для недавно назначенного руководителя Администрации президента. Ее глава Кайрат Келимбетов, по информации газеты, "получил от главы государства исключительные полномочия по ее реструктуризации". Соответствующий указ был подписан на днях. По предполагаемой схеме, "число руководящих должностей в администрации президента сократится вдвое, штат сотрудников - на десять процентов, а количество структурных подразделений - с 22 до 13. Вместо информационно-аналитического центра будет создан более сконцентрированный на перспективных проблемах центр стратегических разработок и анализа. Расширение полномочий заместителей руководителя администрации главы государства будет сочетаться с усилением их персональной ответственности за достигнутые результаты. Появилась новая позиция с широкими властными полномочиями - председатель Высшего судебного совета". Таким образом, "реформа административной власти в стране началась с самого верха... Радикальная реструктуризация администрации президента показывает, насколько решителен глава государства в своем стремлении вывести эффективность госуправления на качественно новый уровень. Похоже, что на этот раз административную реформу органов государственной власти ни проигнорировать, ни "заволокитить" не удастся".

Сообщения ряда СМИ о недовольстве работников корпорации "Казахмыс" нашли подтверждение. На минувшей неделе появилась официальная информация компании о том, что трудовой конфликт между горняками и руководством филиала ТОО "Корпорация "Казахмыс" - ПО "Жезказганцветмет" исчерпан, а требования рабочих - повышение зарплаты и улучшение условий труда - удовлетворены, сообщает "Деловой Казахстан". Газета напоминает, что "...недовольство нарастало, как снежный ком, представители горняцких коллективов рудника Степной, Южно-Жезказганского, Западно-Жезказганского, Анненского рудников и шахты №73/75 Восточно-Жезказганского рудника громогласно выдвигали требования по улучшению условий труда и повышению оплаты. В коллективном трудовом споре приняло участие более 700 человек". При этом, отмечает "ДК", "нельзя сказать, что руководство корпорации бездействовало. Им уже прорабатывался проект повышения зарплаты, но с объявлением результатов оно немного запоздало... Для разрешения конфликта была создана специальная комиссия. В нее вошли: администрация ТОО "Корпорация "Казахмыс" и 30 представителей работников ПО "Жезказганцветмет". В результате переговоров 3 февраля в Жезказгане подписан протокол-соглашение, по которому требования, выдвинутые рабочими, полностью удовлетворены".

В результате переговоров председатель правления ТОО "Корпорация "Казахмыс" Эдуард Огай и представители работников ПО "Жезказганцветмет" пришли к повышению базовых тарифных ставок. В протоколе также "оговорена и заработная плата при невыполнении плана: ИТР дизельных участков, механикам подземных участков, сменным мастерам - 80 000 тенге (текущий курс 120,37 KZT за 1 USD - прим. ИА REGNUM). При наступлении несчастного случая на производстве по вине работодателя, повлекшего потерю кормильца, установлена выплата единовременного характера в размере 10 годовых зарплат погибшего работника. Пострадавшему работнику, получившему I, II группу инвалидности по трудовому увечью или профзаболеванию, установлена выплата единовременного характера в размере 5 годовых зарплат. Пострадавшему работнику, получившему III группу инвалидности по трудовому увечью или профзаболеванию, установлена выплата единовременного характера в размере 2 годовых зарплат. Единовременные выплаты работодателя, определённые выше, направлены на социальную и материальную поддержку, в том числе компенсацию морального вреда работникам и членам их семей". По словам руководителей компании, "у горняков корпорации "Казахмыс" теперь самая высокая зарплата в республике".

И как поясняет газета, "сразу после подписания протокола представители работников пообещали приступить к выполнению трудовых обязанностей. Со своей стороны администрация заверила, что участники трудового спора не будут подвергнуты никаким гонениям. Более того, участникам конфликта будет оплачено время простоя по средней ставке". Работники компании в свою очередь пообещали впредь "...все трудовые споры решать путем переговоров и отказываются от незаконных действий и мер в виде забастовок. Стороны согласились, что производственные вопросы можно и нужно решать в правовом поле. Теперь руководители подразделений будут встречаться с работниками по разработанным графикам, а представители руководства производственных объединений и корпорации периодически будут принимать в них участие. Для усиления взаимопонимания будут созданы советы трудовых коллективов, ежемесячные встречи с которыми позволят руководству корпорации чутко отслеживать все происходящие в коллективе процессы".

"Бизнес и власть" со ссылкой на источник в правительстве сообщает, что в середине марта в Казахстане будет введен запрет на импорт сахара, который продлится ориентировочно до 1 октября 2008 года. Поскольку, по информации источника издания, запрет не будет распространяться на крупнейшие кондитерские компании, "поэтому ограничительные меры ударят, прежде всего, по малым и средним кондитерским предприятиям". Предполагаемый запрет объясняется благими намерениями. Власти рассчитывают, что временный запрет на ввоз сахара поможет местным производителям нарастить перерабатывающие мощности. Ограничение, если его вводить, нужно вводить сейчас, пока Казахстан не вступил в ВТО".

Между тем, на рынке звучат разные оценки ожидаемого запрета. Так, президент Ассоциации кондитеров Казахстана Лариса Константиниди в интервью изданию пояснила, что мелкие фабрики приобретают сахар в очень незначительных количествах по сравнению с крупными компаниями. В то же время, по ее мнению, неправильно поддерживать производителей сахара в ущерб кондитерам. Надо искать решение, удовлетворяющее обе стороны. По словам крупного импортера сахара из Западного Казахстана, "в случае введения ограничений они понесут большие потери, поскольку контракты с поставщиками долгосрочные. По информации Николая Скугорева, первого вице-президента Ассоциации производителей свеклы и сахара, "Казахстану хватит собственных перерабатывающих мощностей для удовлетворения внутренней потребности. По его словам, исключительно свекловичным сахаром потребность страны никогда не перекрывалась, помимо свеклы на сахарных заводах всегда использовался импортный сахар-сырец. А запрет на ввоз белого сахара отечественные производители поддерживают": "Мы против толлингового сахара, который ввозится из России. Он получается намного дешевле нашего, поскольку производители ввозят сырье в Россию под таможенным контролем, перерабатывают на своих заводах и обязуются вывезти произведенный сахар в третью страну. Причем большая доля экспорта приходится как раз на Казахстан", - утверждает г-н Скугорев. Однако с этим мнением не согласен аналитик российского Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. По его данным, за 11 месяцев прошлого года Казахстан импортировал из России 93,5 тыс. т. сахара, при этом всего РФ экспортировала за этот период 236,8 тыс. т. То есть Россия в своем экспорте не ориентируется прежде всего на Казахстан. По оценкам ИКАР, Казахстан производит из свеклы 20-30 тыс. т. сахара в год, тогда как ежегодное потребление в стране составляет не менее 450 тыс. т. Недостающие объемы приходятся на импорт полуфабриката (сахара-сырца), либо на импорт готового продукта (сахара белого). Как считает эксперт, "в результате запрета на импорт сахара действующие на рынке Казахстана операторы станут еще более монопольными и их маржа еще больше увеличится. Потери же понесет потребитель, который будет платить за сахар дороже. По оценке г-на Иванова, для российских игроков Казахстан является побочным направлением бизнеса: если казахстанский рынок закроется, те 100 тыс. т ежегодного экспорта, что приходились на Казахстан, потекут в другие страны Средней Азии, а также в Закавказье, Монголию и Афганистан".