Вариант территориального обмена Карабаха на армянскую область Мегри - это просто предложение, сделанное в свое время американским исследователем Полом Гоблом. Об этом 12 февраля в интервью телеканалу "Шант" заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, комментируя недавнее скандальное высказывание первого президента Армении, кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна о том, что президент Кочарян намеревался подписать договор об обмене территориями с Азербайджаном.

По словам Осканяна, этот план был представлен в начале 90-х годов и оставался в обороте до 2000 года. "То, что делает сейчас Левон Тер-Петросян - это дешевый трюк. Это спекуляция вокруг одного из важнейших вопросов. Тем более, когда он увязывается с событиями 27 октября", - считает министр. По его оценкам, сложившаяся ситуация в Армении дает веские основания думать, что Левон Тер-Петросян ни перед чем не остановится. "Если он мог таким образом спекулировать данным вопросом, я уверен, что для реализации своей политической программы - стать президентом Армении, он не остановится ни перед чем. Очень хотелось бы ошибиться, но думаю, что мы еще убедимся в том, что я сказал", - отметил министр. Вардан Осканян опроверг мнение, что документ, содержащий положение об обмене Мегри, когда-либо лежал на переговорном столе. "Со всей ответственностью" Осканян заявил, что в период президентства Роберта Кочаряна сопредседателями Минской группы ОБСЕ официально или полуофициально было представлено всего три документа - в 1998 году документ об "общем государстве", в 2001 году - "ки-уэстский документ", и тот, который в настоящее время находится на столе переговоров - "ни в одном из них Мегри не упоминается".

Осканян вновь подчеркнул, что план Гобла никогда не был на переговорном столе, однако всегда находился в обороте. По словам Осканяна, еще в 1994 году это предложение обсуждал и сам Левон Тер- Петросян без участия посторонних - "в кругу своих". "Относительно плана Левон Тер-Петросян заметил, что если к нему прибавить Северную часть Нахичевани, это было бы для Армении хорошим вариантом", - отметил он. Вместе с тем, министр уверен, что Левон Тер-Петросян не намеревался сдавать Мегри Азербайджану. "Это было бы абсурдно и некорректно. Тер-Петросян не стал бы делать этого. Более того, я присутствовал на переговорах, и я знаю, какой позиции придерживался экс-президент", - заявил Осканян, добавив, что Тер-Петросян не признал этот документ и не представил его на суд общественности. Он добавил, что можно обвинять и осуждать Тер-Петросяна за то, что он готов был возвратить территории вокруг Нагорного Карабаха без уточнения статуса Карабаха, поскольку он не раз представлял это решение на суд народа посредством интервью, статей, а также в ходе известного выступления на заседании Совбеза ООН в 1998 году. "Это означает, что он согласен с этим документом, переговоры завершены, и он представляет этот правильный путь на суд народа. В демократических странах так и бывает. Переговоры народ не ведет, в переговорах участвует избранник народа, и когда он уверен, что переговоры подходят к завершению, он ставит на обсуждение. И когда есть противоречия в позициях народа и его избранника - отставка - это логическое завершение, как в случае с Тер-Петросяном", - отметил Осканян.

В то же время, министр заметил, что хотя спекуляции на тему Мегри начались сейчас "этот документ был у кого-то на руках давно". "Сейчас, когда страсти народа накалены, кто-то решил, что настал удобный момент", - подчеркнул он. "Самое болезненное то, что Левон Тер-Петросян говорит за усопших, высказывает мнение от их имени", - отметил он. Осканян рассказал, что после своей отставки Тер-Петросян не встречался с покойным премьер-министром Вазгеном Саркисяном, в то же время покойный премьер был в блестящих отношениях с Робертом Кочаряном. "В день теракта в парламенте, по окончанию встречи с американскими дипломатами, Роберт Кочарян попросил Саркисяна задержаться, однако он отказался, отметив, что ему необходимо быть в парламенте", - отметил Осканян, добавив, что нельзя злоупотреблять подобными вопросами. "Мы, живые, можем спорить друг с другом, но оставим в покое умерших", - заявил он.

"Сегодня через Мегри реализуются множество программ. Эта область стала символом сотрудничества Ирана и Армении, газопровод проходит через эту территорию, построена дорога, вскоре, я уверен, будет и нефтеперерабатывающий завод. Вопроса сдачи Мегри Азербайджану не было ни в одном официальном документе", - отметил он.

"Мы живем в критической ситуации. Если народ примет неправильное решение на этих выборах, я не знаю, какие потери нас ожидают с учетом тех программ, которые некоторые политики намерены реализовать на следующий день после выборов. Народ должен иметь правильное представление о том кто и что говорит. Судя по заявлениям в ходе предвыборной кампании, у меня есть определенные опасения что обстановка накаляется. Тут не стоит вопрос результатов выборов, я не сомневаюсь в мудрости народа. Но все что сегодня творится, жалоба в КС, заявления, что "мы уже победили" и уличная ссора Тер-Петросяна с полицейским - меня удручает. Претендент на пост президента страны, первый президент Армении, которого я действительно уважал, должен был быть для народа действительно символом. А сегодня первый президент республики ввязался в уличную ссору с полицейским. Все это наводит на мысль, что 20 февраля ничего хорошего нас не ожидает. Даже в 1996 году такой ситуации не было", - заключил он.