Правозащитный центр "Мемориал" представил 12 февраля в Москве очередной доклад, посвященный ситуации с соблюдением прав человека на Северном Кавказе, озаглавленный "Ингушетия: 2007 год. Куда дальше?"

80-страничный доклад содержит подробную хронику событий в Республике Ингушетия в 2007-м и начале 2008 года, основанную на официальных данных, сообщениях СМИ и показаниях очевидцев и самих участников событий. Хроника включает информацию об активизации боевиков (в том числе о демонстративных убийствах 24 мирных жителей "нетитульных" национальностей - русских, цыган и др.) и о проведении спецопераций (в том числе о возобновлении практики зачисток целых населенных пунктов), а также о незаконных задержаниях, пытках и внесудебных казнях жителей республики (в частности, об убийстве сотрудниками ФСБ Апти Далакова, которого пытались выдать за боевика, виновного в гибели русской семьи Драганчуков, и об убийстве во время спецоперации в селении Чемульга 6-летнего Рахима Амриева ), о спровоцированных массовыми нарушениями прав человека акциях протеста, о похищении 23 ноября правозащитника Олега Орлова - председателя совета правозащитного центра "Мемориал", и троих журналистов REN-TV, снимавших материал о расследовании гибели Рахима Амриева. Отдельный раздел доклада посвящен проведению в Ингушетии думских выборов в декабре 2007 года. Как отмечается в докладе, по официальным сведениям, из принявших участие в выборах Госдумы 98,35% внесенных в списки для голосования избирателей 98,72% проголосовали за "Единую Россию", тогда как по сообщению сайта "Ингушетия.Ру", в ходе акции "Я не голосовал", организованной сайтом, было собрано 87 тысяч соответствующих заявлений, что составляет 54% от численности зарегистрированных в республике избирателей. Между тем правозащитники отмечают, что массовый опрос избирателей активистами акции не был зафиксирован, а заявления, которые, как было объявлено, предполагалось передать в Центризбирком и в Генеральную прокуратуру РФ, никуда представлены не были.

По оценке авторов доклада, во второй половине 2007 года ситуация в Республике Ингушетия катастрофически ухудшилась. Это выразилось в невиданной доныне активизации боевиков: в июле, августе, сентябре, октябре из республики почти каждый день приходили сообщения о нападениях на представителей государства, подрывах фугасов, обстрелах, а число посягательств на жизнь сотрудников силовых структур увеличилось на 85% по сравнению с 2006 годом. При этом "вместо выстраивания в республике гибкой и надежной системы безопасности, работающей прежде всего на предотвращение насилия, силовики продолжают прежнюю порочную практику: расстреливают, похищают и пытают людей, обеспечивая тем самым бесперебойный приток новых сил в вооруженное подполье", - говорится в докладе.

"Мы не ставим под сомнение необходимость борьбы с терроризмом, однако борьбу эту должно вести в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятыми ею международными обязательствами по соблюдению прав человека", - подчеркивают правозащитники.

Как отмечается в докладе, большинство населения Ингушетии по-прежнему не поддерживает боевиков, не разделяет сепаратистскую идеологию и не стремится к исламизации системы государственного управления. Однако наблюдатели констатируют растущее недоверие жителей к государственным институтам. "Политический кризис в республике налицо. Нынешнее руководство Ингушетии неспособно повлиять на ситуацию, не может решить ни одну из наболевших проблем: ни защитить население от нападений боевиков и произвола силовиков, ни обеспечить экономическое развитие, ни создать рабочие места, ни отстаивать то, что воспринимается большинством населения как национальные интересы", - говорится в докладе.

Касаясь запрета проведения любых пикетов, митингов и демонстраций, правозащитники указываются на то, что лишение населения легальной возможности выразить недовольство политикой властей лишь усугубляет нестабильность ситуации в республике.

Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие событий в Ингушетии, правозащитный центр "Мемориал" предполагает несколько вариантов.

"Вполне возможен кабардино-балкарский сценарий - несмотря на то, что таких откровенных преследований мусульман, как в Кабардино-Балкарии, в Ингушетии нет и никогда не было, чаще всего жертвами внесудебных расправ и нарушений прав человека становятся нетрадиционные мусульмане. В каждом районе существуют списки так называемых ваххабитов, все они находятся под прицельным вниманием сотрудников силовых структур, подвергаются систематическим задержаниям, нередко с применением пыток. Если контртеррористические операции не будут введены в правовое русло, не исключено, что эта часть мусульманской общины выберет крайние, насильственные методы протеста. Подобный вариант развития событий выгоден лишь террористам, говорится в докладе. - Возможен и чеченский вариант развития ситуации, когда в результате несудебных казней, пыток и фабрикаций уголовных дел общество будет зачищено настолько, что достигнет почти стопроцентной управляемости благодаря царящей в республике атмосфере страха".

"В условиях безработицы, низкого уровня образования, экономической отсталости нарушения прав человека приведут к еще большей радикализации молодежи. Ингушетия, как и большая часть мусульманского Кавказа, вместо движения к европейскому демократическому обществу превращается в страну третьего мира с сильными джихадистскими движениями", - подчеркивают правозащитники.

Доклад завершается рекомендациями, направленными на улучшения ситуации в Ингушетии. Правозащитники указывают на то, что необходимо принять эффективные меры к прекращению массовых и систематических нарушений прав человека со стороны силовых ведомств, прежде всего, органов внутренних дел и ФСБ РФ. Они подчеркивают важность проведения адекватного расследования по делам, связанным с нарушениями прав человека, привлечения к ответственности виновных и выплаты компенсаций жертвам. В частности, необходимой, с их точки зрения, является комплексная проверка Генеральной прокуратурой РФ действий силовых структур и работы органов прокуратуры в регионе. "В частности, необходимо провести проверку по всем делам о незаконных вооруженных формированиях, расследовавшихся в этих республиках: в случае подтверждения фактов пыток и давления в отношении - направить дела на пересмотр с учетом вновь открывшихся обстоятельств", - отмечается в докладе. Сотрудники федеральных и местных силовых структур должны быть проинструктированы высшими инстанциями об абсолютной необходимости соблюдения прав человека при исполнении ими должностных обязанностей, а также об ответственности за выполнение преступных приказов со стороны вышестоящих инстанций и служащих.

Безусловно, в целях уменьшения возможности применения пыток и иных незаконных мер воздействия на задержанных и арестованных должна быть прекращена практика их временного "исчезновения", а в места предварительного заключения должны свободно допускаться представители международных гуманитарных организаций, включая Международный комитет Красного Креста.

В связи с этим авторы доклада призывают Россию осуществлять эффективное сотрудничество с Комитетом против пыток Совета Европы и другими механизмами защиты прав человека Совета Европы и ООН и взаимодействие с российскими и международными правозащитными организациями.

Кроме того, как подчеркивают авторы доклада, для нормализации ситуации в Ингушетии необходимо, чтобы руководство республики отказалось от позиции невмешательства по отношению с случаям нарушения прав человека на территории РИ. "Официальные должностные лица Республики Ингушетия должны жестко реагировать на все случаи нарушения норм российского законодательства в ходе спецопераций, - говорится в докладе. - Руководству республики необходимо активизировать действия местных правоохранительных органов и минимизировать участие сотрудников силовых структур из соседних регионов и прикомандированных в республику". Кроме того, по мнению правозащитников, руководству республики следует в рамках закона разрешить проведение митингов, шествий и т. п., снять необоснованные ограничения свободы слова и права на выражение собственного мнения.