В результате реализации сложной схемы, чиновниками Московской области и Рослесхоза из федеральной собственности в муниципальную переведено около 875 гектаров леса первой категории. По предварительной оценке, государству нанесен ущерб свыше 3 млрд рублей. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили пресс-службе ДЭБ МВД РФ 12 февраля 2008 года.

Очередное преступление по захвату федеральных земель в Подмосковье, принадлежащих Лесному фонду России, выявлено Департаментом экономической безопасности МВД России. Сотрудники ДЭБ установили, что еще в 1993 году администрация Электростали обратилась в Ногинский лесхоз с просьбой о согласовании изменений административных границ города Электросталь (Московской области). Ногинский лесхоз дал положительный ответ о включении лесных угодий общей площадью около 875 гектаров в границы Электростали, но без изменения владельца лесов - государства в лице лесхоза.

В ходе дальнейшей переписки руководство администрации города через Московское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России (сейчас - Агентство лесного хозяйства по Московской области и Москве) добилось отмены условия принадлежности этого участка леса государству. В последствии, постановлением главы администрации Московской области 875 гектаров лесных земель были включены в границы Электростали.

В результате принятого акта, вошедшего в противоречие с федеральным законодательством, возникла ситуация, когда в границы муниципального образования вошла государственная собственность, которая продолжала финансироваться и обслуживаться за счет федерального бюджета.

После вступления в силу Лесного кодекса РФ 1997 года неправомерность данного положения устранена не была. В то же время правовой статус леса не был изменен - он не стал лесом, расположенным на землях городских поселений, и не начал подчиняться градостроительному регламенту, хотя глава администрации Электростали своим постановлением принял лес на баланс. Это подтверждается и материалами лесоустройства 1999 года, находящимися в Ногинском лесхозе: рассматриваемые участки леса продолжали входить в состав Лесного фонда РФ, являясь федеральной собственностью и лесами первой группы. В 1999 году Правительство Московской области своим постановлением инициировало закрепление лесов, расположенных в границах городских поселений, за органами местного самоуправления.

Как пояснили корреспонденту ИА REGNUM в ДЭБ, закрепление за администрациями муниципальных образований Московской области лесов, включенных в границы городских поселений, должно было осуществляться в порядке, установленном ст. 63 Лесного кодекса РФ, в которой предусматривается взимание платы за изъятие земель лесного фонда и перевод из лесов первой группы, к которым относятся леса Ногинского лесхоза - правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Однако Рослесхоз фактически отказался от указанных участков Лесного фонда, что повлекло за собой череду дальнейших нарушений лесного и земельного законодательства.

В 2003 году, не имея соответствующего разрешающего распоряжения правительства РФ, руководством Ногинского лесхоза и администрации города Электросталь был подписан акт передачи муниципальному образованию "город Электросталь" Московской области около 875 гектаров Лесного фонда в безвозмездное владение и распоряжение. В том же году данный акт был утвержден главой администрации Московской области.

Таким образом, бюджету России по предварительным подсчетам, был нанесен ущерб - 3 294 720 тыс. рублей.

В настоящее время в отношении чиновников, организовавших незаконный перевод указанных земель из федеральной собственности в муниципальную, Следственным комитетом при Генпрокуратуре РФ возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. "в" ч.3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, с причинением тяжких последствий).

Максимальный срок наказания, который может грозить злоумышленникам, - до десяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового.

Известно, что к этому времени переданные городу Электросталь леса уже полностью выведены из-под федерального контроля и обслуживания. Однако фактически передача лесных земель не осуществлялась. К тому же, обслуживать леса в указанном муниципальном образовании вряд ли смогут. В администрации Электростали даже отсутствует структура, которая осуществляла бы контроль и обслуживание леса.