Молдавский президент: Молдавия - нейтральное государство, но при этом активно и плодотворно сотрудничает с НАТО

Кишинёв, 10 Февраля 2008, 22:52 — REGNUM  "Лекала и трафареты, используемые в других конфликтных зонах, абсолютно бесполезны в Молдавии. Молдавия по самой природе не приемлет асимметричных и "обкатанных" решений, это не зона конкуренции, не арена столкновения амбиций, это - территория сотрудничества и компромисса", - заявил 9 февраля 2008 года президент Молдавии Владимир Воронин, выступая на 44-й конференции по вопросам безопасности в Мюнхене. Об этом сообщает пресс-служба президента Молдавии, которая опубликовала полный текст выступления Воронина в Мюнхене на официальном сайте молдавского президента.

"Сотрудничество, компромисс и диалог всегда требуют большей изобретательности, большего новаторства, чем противостояние и менторские поучения. И тот факт, что на этот значительный шаг новизны оказались способны практически все сопосредники урегулирования приднестровского конфликта, создает важнейшую предпосылку для конструктивной развязки всей этой непростой ситуации", - считает Воронин.

"Молдавия, конечно же, обладает рядом сложно совместимых обликов, идентичностей. Это страна Юго-Восточной Европы, в то же время это восточно-европейская страна, это страна, которую можно отнести и к Балканскому региону, и одновременно к странам Черноморского бассейна. Молдавия - член СНГ и ГУАМ, и в то же время - государство, активно стремящееся в Европейский союз. Молдавия совмещает латино-романское культурное наследие с наследием славянским и тюркским. Десятки национальностей и языков гармонично уживаются в Молдавии, и ни разу нашу страну не потрясали межэтнические конфликты (Межэтнические конфликты "потрясали" территорию Молдавской ССР (МССР) при распаде Советского Союза в начале 1990-х гг. и стали одной из причин молдавско-приднестровского вооруженного конфликта и образования на территории бывшей МССР двух самостоятельных, существующих по сей день государственных образований - Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова. Достаточно вспомнить повлекший человеческие жертвы "поход на Гагаузию" активистов Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии, организованный премьер-министром Молдавии Мирчей Друком в октябре 1990 года и плакаты с надписью "Хороший гагауз - мертвый гагауз", висевшие на здании парламента Молдавии в тот период, а также закрытие русских школ, увольнения по этническому признаку, избиения и убийства граждан, не владевших молдавским языком, лозунги "Русских - за Днестр, евреев - в Днестр", "Молдавия - для молдаван", "Чемодан - вокзал - Россия", призывы "мыть кишиневский асфальт русской кровью", звучавшие не только на митингах, но и в молдавских СМИ того периода - прим. ИА REGNUM). Это означает лишь одно - сколь бы ни были различны облики Молдавии, ясно, что это - Европа. Причем Европа в ее пусть миниатюрном, но одновременно хрестоматийном воплощении - мозаичная, строящаяся на совмещении ценностей, на толерантности и открытости. Подобная самооценка - это уже ответственный шаг вперед", - заявил президент Молдавии.

"Следует признать, что политика евротерапии оказалась для Молдавии самым полезным лекарством. Она консолидировала общество, повысила его иммунитет к любым внешним воздействиям, - считает Воронин. - Достаточно упомянуть, что миссия Европейского союза на приднестровском участке молдавско-украинской границы, солидарные действия Молдавии и Украины принципиально изменили сам контекст урегулирования. За два года приднестровский регион и его экономика практически вошли в русло легальной внешней торговли, а предоставление Молдавии автономных торговых преференций со стороны ЕС позволяет теперь и приднестровскому региону существенно нарастить свой экономический потенциал (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением 3 марта 2006 года украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд № 65/66 "Москва - Кишинев". В соответствии с транзитным протоколом Приднестровье может осуществлять внешнеэкономическую деятельность на основе Московского меморандума 1997 года, но в то же время она должна быть транспарентна для стран-участниц, стран-посредников и стран-наблюдателей в переговорном процессе по вопросу приднестровского урегулирования. Согласно данному протоколу, приднестровская сторона обязана предоставлять статистические данные о работе своих таможенно-пограничных органов России, Украине, Молдавии, США и ЕС - прим. ИА REGNUM).

"Мы видим, как на примере Молдавии возникает новая модель урегулирования конфликтов, новый механизм восстановления суверенитета и территориальной целостности, - продолжил Воронин. - Эту модель можно было бы назвать урегулированием через евромодернизацию. Когда политика европейской интеграции совпадает с внутриполитическим выбором, когда демократия и права человека становятся будничным спросом большинства членов общества, когда отношения конфликтующих сторон все больше и больше рассматриваются сквозь призму сотрудничества и взаимного доверия - это уже, согласитесь, серьезное преимущество и безусловный фактор безопасности".

"Республика Молдова - это нейтральное государство. Наш нейтралитет надежно закреплен его Конституцией. В то же время Республика Молдова активно и плодотворно сотрудничает с НАТО по целому ряду направлений - от партнерства во имя мира до индивидуального плана действий, - отметил молдавский президент. - Республика Молдова с уважением относится к странам, избравшим интеграцию в НАТО в качестве средства обеспечения своей национальной безопасности. Каждая страна сама для себя определяет важность участия либо неучастия в военно-политических союзах. Тем более что никто, как известно, в эти союзы не завлекает, это всегда суверенное решение. Вместе с этим хочу особо подчеркнуть, что пути и модели обеспечения безопасности не исчерпываются только участием в военных блоках. Сам европейский опыт предлагает нам целый спектр подходов. Пример таких стран Европейского союза, как Ирландия, Швеция, Австрия, Финляндия, Кипр и Мальта, свидетельствует о том, что нейтралитет также может являться серьезной гарантией стабильности и безопасности. В этом контексте дальнейшее практическое развитие закрепленного Конституцией нейтралитета Республики Молдова, запрет на размещение на территории нашей страны вооруженных сил и военных объектов других стран могут иметь весьма конструктивную перспективу. Нет, Молдавии не нужны внешнеполитические гарантии нейтрального статуса, мы очень хорошо понимаем, что таких гарантий не бывает. Республика Молдова в первую очередь нуждается в международном признании своего нейтралитета, открытом и уважительном отношении к конституционному выбору молдавского народа со стороны Российской Федерации, Украины, Европейского союза и США. Убежден, что последовательное отстаивание именно этой логики может не только стать еще одним фактором региональной безопасности на долгую перспективу, но и надежным условием мирного решения приднестровского вопроса. Демилитаризация конфликтующих сторон, объединение их человеческих ресурсов, трансформация вооруженных сил в профессиональные контингенты, готовые к исполнению исключительно миротворческих функций, - это тот особый путь развития принципов безопасности, который определяется нашим нейтральным выбором. Я неоднократно отстаивал один весьма принципиальный тезис и готов повторить его и в этой аудитории: вооруженные силы объединенной Молдавии могут иметь смысл и идейное наполнение только как силы миротворческие, как силы, готовые по просьбе международных организаций приходить на помощь, проявлять солидарность с другими странами и народами".

"Уже очевидно, что именно в таком формате действий все стороны и сопосредники, участвующие в разрешении конфликта, ощущают себя комфортно. Трудно переоценить тот факт, что и Российская Федерация, и Украина, и Европейский союз, и США исходят из того, что решить приднестровскую проблему можно только на принципах территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова. Все едины во мнении, что Приднестровье должно обрести надежно гарантированный статус в рамках единой страны. Все больший и больший интерес вызывает не столько нынешнее проблемное положение в Молдавии, которое с каждым днем кажется все более и более преодолимым, сколько та новая обстановка, которая возникнет после объединения. Демократическая страна с либеральным законодательством, страна, получившая асимметричный доступ на рынки Европейского союза, сохранившая зону свободной торговли с СНГ, активно модернизирующая свою правовую систему по общеевропейским лекалам, сохраняющая свое национальное, культурное и языковое разнообразие, - это ли не место для интересных инвестиций в экономику и гуманитарную сферу? Это ли не то новое пространство многостороннего сотрудничества, в котором мы все так заинтересованы? Полагаю, что это так. Более того, я убежден, что у такого подхода не может быть серьезных оппонентов", - заключил Владимир Воронин.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Азербайджан грозит Нагорному Карабаху новой войной
NB!
10.12.16
Новак: РФ не будет заключать с Украиной дополнительные соглашения по газу
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Австрия: Что будет, если Трамп договорится с Путиным о Крыме и Донбассе?
NB!
10.12.16
Грузия: Мечты сбываются?
NB!
10.12.16
Уголовщина в московском ЖКХ: «Для вас закон — платить!»
NB!
10.12.16
«Не устал, не ухожу» — президент Гамбии передумал отдавать власть
NB!
10.12.16
«Секрет английского футбола» — изнасилования воспитанников футбольных школ
NB!
10.12.16
Госдеп США: Импичмент президента Южной Кореи должен пройти «мирно и плавно»
NB!
09.12.16
Действие международного права должно распространяться и на Белоруссию