- Леонид Игоревич, нас всех можно поздравить: республика в кои-то веки вышла в лидеры Приволжского федерального округа по ряду основных показателей социально-экономического развития. По каким именно?

- В первую очередь, это зарплата, по темпам ее роста мы первые в округе - 46,4 процента. Конечно, темпы роста впечатляют. Если два года назад мы думали, когда будет зарплата, то теперь мы уже обсуждаем, сколько. Да, пока она не настолько высока. Но надо сначала было добиться хотя бы ее регулярной выплаты. И если сохранятся нынешние темпы, то через год мы будем очень даже неплохо выглядеть и по России, подойдем по средней заработной плате даже к высокоразвитым регионам. И это - самое важное. Первостепенная задача Правительства - повышение благосостояния жителей республики.

Далее: инвестиции в основной капитал - рост на 20,4 процента, что составляет второй результат в округе. Это к вопросу о споре, благоприятной ли является республика для вложений средств. К нам действительно пришли серьезные инвесторы. В частности, сейчас в республике строится фанерный завод, который позволит прекратить вывоз леса на корню задешево, а перерабатывать его здесь и получать с одного кубометра кряжа прибыли в четыре раза больше, чем сегодня, а налогов в казну - в десятки раз! Это серьезнейшее предприятие. Одно оборудование только стоит 5 млн. долларов. Все общестроительные работы выполняют наши рабочие, а это и налоги, и подряды. Причем республика не вложила в объект ни копейки. И таких объектов множество.

Очень высокий показатель, второй в округе, достигнут и по росту доходов - 24 процента. Причем эта тенденция сохраняется и в текущем году - несмотря на тяжелые месяцы доходы выросли на 20 процентов. И этот рост сохраняется уже третий год подряд, что говорит о хорошей налоговой дисциплине в республике. Собираемость налогов - 95 процентов, тоже очень хороший показатель. И это важно. Чем больше доходов, тем больше вопросов мы сможем решить.

Да, я понимаю, все эти цифры мало что скажут человеку, сидящему у подъезда на лавочке: ну построили где-то завод, а мне-то что, у меня же денег от этого не прибавилось. Так вот, чтобы прибавилось денег у человека, который сидит и ждет, для этого нужно жить в Брунее, где доходы такие, что людям платят огромные дотации уже за сам факт гражданства. У нас такого не будет никогда. В России всегда было жить тяжело и царям, и крестьянам. Но! Обеспечивать необходимые для жизни условия нужно. На те деньги, которые мы добываем в бюджет, мы сможем и ремонтировать дома, и вести газификацию, и платить за энергоносители.

- Мы всегда плелись в хвосте Приволжья. За счет чего такая метаморфоза?

- Это целый комплекс мер. Больного человека тоже лечат всесторонне - от капельницы до хирургии. А республика была тем больным, который лежал в реанимации. И мы применили к нему весь комплекс лечения - и инвестиции, и собираемость налогов, и финансовую дисциплину, и государственные приоритеты, когда защищаются самые важные статьи бюджета, например, зарплата, и эти деньги уже невозможно потратить на другие нужды, когда все знают - это святое.

- Но при этом - парадокс! - сам больной еще и жалуется на врача, кричит о "массовых банкротствах". Но это же нормально: если не можешь работать, уступи другому, не мучай людей.

- Конечно. Но вы посмотрите, кто кричит. Одна любимая мною газета столько гадостей написала о банкротствах предприятий. Был такой герой Седых, которому "не давали работать" на "Мете". Кто этому "герою" мешал платить налоги и зарплату? Что, ему руки выкручивали? Кроме директора, никто обанкротить предприятие не может. Надо, чтобы те, кто кричит, это поняли. Я физически не могу вмешаться в деятельность акционерного общества. Это равносильно вмешательству в дела, скажем, семьи Смирновых. Ваши семейные проблемы - это ваше дело. То же и здесь. "Мета" была реализована на открытых торгах, единым комплексом. Все желающие имели доступ. Пожалуйста, владейте - и работайте! Продано оно было за 19 млн. Были заплачены долги по зарплате, налоги во все уровни, предприятие работает, на 30 человек увеличилось количество рабочих, деньги люди получают. Что еще надо?

Нам нужны зарплата и налоги. Все! Все эти крики прекратятся, когда те, кто не может работать, те танцоры, которым что-то мешает, у ступят место работоспособным людям. Надо серьезно заниматься своим производством. В новых условиях, в новой России иначе нельзя.

- Про нефть много разговоров: найти-то нашли, но она в глине и добывать ее нельзя...

- Действительно, глиняный пласт есть. Но давайте не будем дискутировать на эту тему. У нас и так очень много "профессионалов" по нефти. В регионе, где нефть никогда не добывали, их вдруг оказалось столько! Пусть лучше специалисты скажут свое слово, а инвесторы, которые, кстати, уже вложили в разработку месторождения полтора миллиона долларов, получат промысловый результат. Лучшая проверка - это практика. Посмотрим.

- Тут на днях зима кончилась. Как это мы умудрились не замерзнуть? Ведь предсказывали, что Марий Эл окажется в числе первых жертв зимы.

- А кто предсказывал?

- Критики.

- А эти "критики" что-нибудь могут, кроме как писать гадости и клеветать? Ну так вот, назло "критикам" мы провели отопительный сезон одними из лучших в России. Что признал председатель Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Россия - северная страна, и снабжение населения теплом, я в этом глубоко уверен, приоритетная государственная задача. Именно поэтому в республике создается эффективная система по теплоснабжению. Туда передаются разбитые, разоренные котельные, за счет республиканских средств они ремонтируются, ставятся новые энергоблоки. У республики имеется резерв угля. Она стопроцентно оплачивает энергоносители. А вы посмотрите, что творится в других регионах - люди мерзнут в своих домах, в одном из городов старика заморозили насмерть! У нас тоже один глава администрации кричал, что вся страна не платит, и он не будет. Ну и? Если бы республиканское Правительство не готовилось за него к зиме, то и там люди бы мерзли. Я же не могу экспериментировать на людях. И за каждым "критиком" бегать и говорить, что он врет, я тоже не могу. Жизнь сама показывает, кто прав.

- Кстати, сейчас в Думе находится ряд законопроектов о местном самоуправлении, зреет идея так называемой муниципальной реформы. Что, предполагается власть отдать на откуп на места?

- А такое уже было. В Марий Эл уже действовали 197 муниципальных образований. И что? Вот давайте отдадим основную функцию - тепло в квартирах - скажем, в деревню Марково. Так ведь была уже там муниципальная котельная! И развалилась. Эту котельную мы отремонтировали, провели теплотрассу, газифицировали, и около тысячи жителей этой деревни получают тепло. Ну давайте опять отдадим. И опять все развалится. В деревне даже сварщика нет, чтобы устранить даже мелкую аварию. В законе сказано, что самоуправление должно создаваться на основе добровольного желания граждан. У нас очень любят уличных трибунов. Ну вот представьте, одного такого трибуна, который всю жизнь где-то боролся на ковре, кому-то раздал пирожки, кому-то пообещал бесплатную столовую избрали главой муниципалитета. Так он же всех заморозит через неделю! Ну зачем такие эксперименты?

Кроме того, эта реформа потребует огромных затрат - около семи трлн. рублей. Таких денег сегодня нет ни у кого. Чтобы действительно разделить полномочия властей, нужно стопроцентное финансирование каждого ее уровня. А при недофинансировании эффекта эта реформа не даст. Против кого-то будут выходить пикеты. Мы всем миром работаем на то, чтобы людей накормить, дать тепло в дома. Есть система, и пусть она работает. У нас в республике эту систему уже отработали - вместо 197 муниципальных образований мы сделали 17, и они функционируют лучше. А мы в России не успеем даже понять, какая власть за что отвечает, как снова реформа.

- Что ж так в России реформы-то любят?..

- Любим? Да людей уже трясет от этого слова. А я с людьми общаюсь. Они мечтают о застое! О стабильности. Мое мнение: пусть регионы сами решают, нужно ли им местное самоуправление и на каком уровне. Если они сами созреют до самоуправления, ради бога. Но не надо ничего людям навязывать. Любая реформа должна быть продиктована самой жизнью. В любом случае стратегически важные функции - тепло, зарплата - должны оставаться в руках государства. И обязательно функции контроля! Чтобы обезопасить людей от самодурства. А то изберут самого говорливого, а потом мучаются.

- На Россию опять надвигаются выборы. Появилась мода вступать в партию. Сейчас даже артисты потянулись в одну из них косяками...

- Ну, скатертью дорога. Мне не до этого. Я глава субъекта Федерации, могу симпатизировать какому-либо движению или партии. Но это должно оставаться в душе. Вы поймите: все партии борются за свои политические интересы для того, чтобы войти во власть. А добившись власти, они решают свои проблемы. А у меня проблем слишком много. Кто, какая партия за меня теплотрассу будет менять? Или платить зарплату? Никто за меня этого не сделает. Моя партия - это Республика Марий Эл.

- Как вы думаете, кто победит на выборах в Думу?

- Чтобы завоевать своего избирателя, надо идти в массы. А я пока не вижу, чтобы какие-то политические силы проявляли активность. Все на уровне разговоров. А вот коммунисты, они уже в народ пошли. И у них стабильный электорат. Голосуют всегда за бренд. КПРФ - это раскрученный бренд. Коммунистам даже не важно, какие ставить политические цели, народ все равно идет и голосует... В республике все еще много нерешенных проблем. И мне бы хотелось видеть депутатом человека, который бы работал с Правительством для республики. Увы, от Казанкова мы не видим никакой помощи. Контакта нет. Он занимается своим хозяйством. Да, это крепкий руководитель. Для совхоза "Звениговский" лучше и желать не надо. Только радуемся за него все вместе. Но ведь депутат - это совершенно иная сфера.

- В рейтингах вас неизменно называют "самым влиятельным марийским политиком", с большим отрывом от конкурентов. У нас что, в президенты никто идти не хочет или вас так боятся?

- Что же меня бояться, за два года я, кажется, еще никого не укусил. Вообще, я сейчас меньше всего обращаю внимание на рейтинги. Некогда. Мне работать надо.

- Депутаты Госсобрания республики изменили принцип формирования парламента, заодно увеличив себе срок службы до пяти лет. Да и вам тоже. С чего бы это?

- Эта абсолютно не наша инициатива. На российском уровне Госдумой принят новый закон, и мы просто привели свое законодательство в соответствие с ним. Депутаты предложили пятилетний срок, Конституция это позволяет, и я согласился. Люди уже настолько устали от всевозможных выборов, референдумов - и деньги тратятся, и силы. Лучше заняться делом.

- Недавно трудящиеся, ведомые профсоюзными лидерами, протестовали. Профсоюзы, по-вашему, реальная сила?

- Думаю, да. В принципе, они часто разумные вещи предлагают.

- Так они же вас покусывают!

- Меня? Напротив, они высказываются в поддержку действий Правительства Марий Эл. И на последнем митинге, если вы заметили, они выступали против реформ, которые проводятся на уровне Федерации. Это некоторым СМИ захотелось показать, что они протестовали против республиканского руководства. Один чиновник даже комментарий дал об отставке местных властей. Хотя бы плакаты в руках людей почитал.

Много говорится об "удельных князьках", бюрократии власти. Но говорят об этом те, кто как раз стремится в эти "князьки" попасть. А что касается бюрократии, то самое меньшее количество контролирующих органов как раз у республики - 90 процентов всех контролеров подчиняются напрямую Москве. И когда торговцы, например, жалуются на частые проверки госсанэпиднадзора, надо знать, что это федеральная структура.

- Близится сев. Селу будет оказана помощь? Само оно вряд ли справится, будучи традиционно убыточным...

- Эти два года мы поддерживали село постоянно: давали кредиты товарные, помогали приобретать ГСМ, запчасти. И будем продолжать такую политику. Селу надо помогать. У нас 40 процентов населения на селе живет. Как же можно о селе забыть? Газификация - разве это не помощь селу? А строительство дорог? А возведение школ? Как раз селу помощь колоссальная.

- Как себя чувствует промышленность?

- У нас наметился объективный рост промышленного производства - 5,8 процента. Это очень хороший показатель. Но нам нужно достичь гораздо большего. Одна из острейших проблем - основные фонды большинства заводов имеют до 80-90 процентов износа. Чтобы выпускать конкурентоспособные товары, нужны новые технологии, новое оборудование. И нужен эффективный собственник. Там, где сильный руководитель, предприятие идет вперед. Почему мы добиваемся инвестиций? Нужно обновлять технологии. Вы сравните, какую продукцию выпускает "Маэстро" и какой-нибудь ДОЗ, где оборудование 30 лет назад поставили. Они же не конкуренты! В промышленность нужно вкладывать средства. А у нас есть такие руководители, которые захватили предприятие, скупили по дешевке акции, а оно у них сыпется - новых инвестиций нет, научная мысль отсутствует. Посмотрите на "Лесмаш". Ну, скупили акции у рабочих. А результат? Объемы падают, налоговые отчисления снижаются, количество рабочих мест сокращается.

Вообще, приватизация, к сожалению, привела к тому, что часть предприятий захапали те горе-руководители, которых и близко к производству подпускать было нельзя. А итог печален - предприятия разоряются. Хороший собственник вкладывает в производство. И крутится - сейчас нужно силой пробиваться на рынок. Или возьмите "Геникс": директор работает, и предприятие гремит на всю Россию. А другие все надеются, что придет добрый царь и сделает все за них. Не будет этого. Мы уже десять лет в другой стране живем. Бесплатного уже ничего не будет. Все будет даваться очень серьезным трудом. Правительство работает два года. И все руководители уже поняли, что никого зря не наказывают. Что с Правительством не только можно, но и нужно работать. Что мы никому не отказываем в помощи, чтобы сохранить производство. Рост инвестиций на 20 процентов говорит о том, что в республике вкладываются средства в экономику, в технологии, в новые предприятия, в рабочие места.

- В Йошкар-Оле будет строиться свой ледовый дворец - повлиял пример Волжска?

- Сейчас модно говорить о здоровье нации. Но сколько можно говорить? Не пора ли и сделать что-то? Разве плохо, что дети смогут кататься на коньках круглый год? И не только они - надо и взрослых приобщать к спорту.

- Ходят слухи, что в Правительстве завели обязательные спортивные дни...

- Слухи, как всегда, преувеличены. Действительно, дважды в неделю членам Правительства рекомендовано заниматься спортом. Каждый занимается тем видом спорта, который ему по душе. Но это рекомендация, никого ни к чему не принуждаем. Но поскольку я сам хожу в бассейн, занимаюсь в тренажерном зале, то, видимо, это стимулирует и моих министров. Надо следить за собой. У руководителя должны быть не только мозги, но и приятный внешний вид.

- Насколько я знаю, с работы вы приходите домой затемно. Не устаете с таким-то графиком?

- Знаете, я от работы не устаю. Я устаю от дури. Приходится отвлекаться на ерунду, на никому не нужное противостояние. Есть люди, которые упорно мешают работать Правительству. Сколько энергии приходится тратить, чтобы только некоторых руководителей заставить работать!

- Мы на днях отметили женский праздник. Если не секрет, как отметили его в вашей семье? Что дарят президенты женам?

- Бурных пиршеств не устраивали. Поскольку у нас маленькие дети в семье, конечно, не до праздников. Ну а подарок супруге - это уже дело семьи Маркеловых.

- А может ли себе позволить Президент Марий Эл махнуть в праздник на денек-другой куда-нибудь на Багамы?

- Да, может. Но делать этого не будет. Вообще, Марий Эл - это дар Божий для ее жителей. Вы попробуйте где-нибудь в Москве съездить в лес. Во-первых, вы леса не найдете, а во-вторых, все дороги закрыты, съезда не найдете. А у нас? За грибами сходить, на лыжах, к озерам выбраться - пожалуйста. А какой воздух чистый! Поэтому отдыхать предпочитаю в республике. Да и не люблю я расстояний, все эти перелеты-переезды. Выезжаю из республики лишь для того, чтобы решить важные хозяйственные вопросы. Глава Правительства должен быть на месте.