Суды пытаются побороть недоверие и стать более открытыми в информационном плане. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в ходе пленарного заседания 8 февраля Государственная дума РФ в первом чтении одобрила законопроект "Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности в РФ", внесенный Верховным судом РФ. Для достижения информационной открытости правосудия предлагается раскрыть сведения о судебной системе и судах, а также основные сведения о судьях, ответственных работниках аппарата судов, обеспечить полную информацию о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений в суде, включая информацию о времени и месте их рассмотрения, отложении и приостановлении. Законопроектом также предлагается создать систему, гарантирующую общедоступность судебных актов -приговоров, решений и т. д.

Законопроектом, учитывая важную роль в системе российского правосудия органов судейского сообщества, предусмотрена система информирования населения об их деятельности, в том числе о процессе подбора кандидатов в судьи и их назначении. Для этого Верховный суд предлагает размещать соответствующую информацию в общедоступных местах судебных зданий, создавать в районных судах приемных, укомплектованных специалистами с высшим юридическим образованием, что позволит резко повысить доступность правосудия, а также публиковать необходимую информацию в СМИ и размещение ее в интернете.

При этом законопроект содержит меры, направленные на защиту охраняемой законом тайны, безопасности потерпевших и других участвующих в деле, а также неразглашения конфиденциальных сведений о их личной жизни.

В то же время документ регулирует отношения между судами и СМИ. В частности, устанавливаются обязанности судов и СМИ по отношению друг к другу, вводится система досудебного разрешения конфликтов между ними - предлагается создавать конфликтные комиссии. В то же время Общественная палата РФ в своем заключении на законопроект отмечает, что если такие комиссии создавать при органах судейского сообщества, то они неминуемо окажутся в зависимости от них. Общественная палата отмечает, что необходимо указать, что "рассмотрение возможных спорных ситуаций, вязанных с освещением в СМИ судебной деятельности, а также с отказом судов в предоставлении им информации осуществляется саморегулируемой организацией, включающей представителей судейского сообщества и СМИ".

Общественная палата также обратила внимание на то, что некоторые положения законопроекта сформулированы таким образом, что на практике могут привести не к расширению, а к ограничению прав на информацию и на доступ к правосудию. В частности, по мнению Общественной палаты, п. 6 ст. 18 разрешает суду заменять полную информацию о судебном решении коротким сообщением, если дело "носит исключительно частный характер". "Очевидно, что отсутствие критериев отнесения дел к "делам, носящим исключительно частный характер" может привести к тому, что многие суды не будут включать свои решения в общедоступную информационную базу, а следовательно, не будут подвергать их возможному общественному контролю", - говорится в заключении Общественной палаты.

Авторы законопроекта отмечают, что реализация законопроекта потребует введения должностей пресс-секретарей в судах областного звена, необходимы также специалисты для организации приемных в судах районного звена, обеспечения размещения судебных актов в интернете. Финансирование этих мероприятий предполагается осуществить в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011гг.", которая сейчас разрабатывается по решению правительства РФ Министерством экономического развития и торговли РФ.

В ходе обсуждения законопроекта, депутат Госдумы Сергей Иванов (ЛДПР) отметил, что это один из немногих случаев, когда Госдума рассматривает законопроект, "на который наложило вето правительство РФ". Одним из положительных моментов документа Иванов назвал то, что у судьи можно будет не спрашивать разрешения на диктофонную запись, нужно только разрешение на видеосъемку. "Прелесть законопроекта", по словам депутата, еще и в том, что при подготовке к суду люди будут иметь возможность ознакомиться с делами со сходными обстоятельствами, смогут ознакомиться с решениями, чтобы "знать логику судов". В то же время Иванов высказал опасения, что ко второму чтению "все прекрасные нововведения не были бы выхолощены одной поправкой: на усмотрение суда".

В свою очередь депутат Госдумы Антон Беляков ("Справедливая Россия") выразил опасение, что нормы законопроекта "могут оказаться пустой декларацией". Депутат отметил, что документ имеет недостатки, в частности п. 4 ст. 13 проекта гласит: "Доступ граждан в зал судебных заседаний осуществляется исходя из количества мест в зале". "Убрав несколько стульев, можно лишить лицо возможности участвовать в заседании", - сказал Беляков. Также он отметил, что п.п. "в" п.2 ст.3 проекта гласит: "не допускается, чтобы стоимость получения информации препятствовала доступу граждан и организаций к этой информации". Беляков выразил пожелание, чтобы стоимость информации была одинаковой и для граждан, и для юридических лиц. Депутат отметил, что законопроект не устанавливает ответственность работника суда за "непринятие" заявлений граждан. По мнению Иванова, необходимо обязать не только принимать заявления, но и указывать на явные недостатки, которые могут привести к отказу от принятия судом заявления.

Представитель правительства РФ в Госдуме Андрей Логинов заявил, что требуется "глубокая переработка текста ко второму чтению".

Отметим, что законопроект касается разбирательства дел в судах общей юрисдикции.