"Тирасполь практически исключен из переговоров по приднестровскому урегулированию": Приднестровье за неделю

Гагра, 7 февраля 2008, 22:25 — REGNUM  

Приднестровское урегулирование: "Тирасполь из переговоров практически исключён". Косовский прецедент: "Россию ничто не будет сдерживать в решении молдавско-приднестровской, грузино-абхазской и грузино-югоосетинской проблем". Экономический кризис: "Скоро в республике останутся одни старики, дети и чиновники".

Приднестровское урегулирование: "Тирасполь из переговоров практически исключён"

"Можно перечислять много факторов: и исторических, и правовых, и социально-культурных, которые подтверждают право приднестровского государства на международное признание, но руководство ПМР хорошо понимает, что регион стал заложником большой геополитической игры, жертвой двойных стандартов, - пишет газета "Приднестровье". - В республике давно убедились, что для Запада важно не урегулирование на Днестре, а вытеснение из региона России. Если бы сегодня в Приднестровье начали требовать вывода российских войск и миротворцев, как это делает Молдавия, то республику признали бы раньше Косово. Но у Тирасполя другой выбор и другой вектор - российский. Поэтому для Запада все в Приднестровье плохо - и демократии нет, и режим плохой, и контрабанда расцветает, и выборы незаконные и несвободные". "Приднестровскому руководству сложно донести свою позицию до широкой общественности, - отмечает издание. - Молдавия, являясь членом многих международных организаций (ОБСЕ, ООН, ПАСЕ), использует свое членство для дискредитации Приднестровья, представляя с высоких трибун непокорную республику как некую "черную дыру" и угрозу Европе. Поэтому, уже 17 лет международное сообщество продолжает исходить в урегулировании из постулата о том, что Приднестровье необходимо вернуть в Молдавию. Между тем, как отмечают в приднестровской столице, сегодня уже накопилось достаточно фактов, которые говорят о полной бесперспективности такого подхода".

"За годы переговорного процесса у Молдавии было множество шансов, чтобы урегулировать отношения с Приднестровьем в рамках общего государства. Но Кишинев действовал и против России, устраивая провокации в зоне ответственности российских миротворческих сил и выступая с различными антироссийскими инициативами. В итоге, последствия больно ударили по экономике Молдавии, и в результате режим Воронина оказался под угрозой смещения. Пытаясь удержаться у власти, в 2007 году молдавский президент снова стал заигрывать с Москвой. Стремясь показать свою конструктивность, Кишинев на всех уровнях начал кричать о готовности снова сесть за стол переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта; Россия, Украина, ОБСЕ - посредники, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), который молдавские представители покинули в 2006 году. Но когда дело дошло до организации реальной встречи в Мадриде, на которую Тирасполь согласился, Молдавия вновь отказалась от диалога", - пишет газета.

"И, наконец, последние маски были сброшены 30 ноября 2007 года на встрече министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде, - отмечает "Приднестровье". - Итоговый документ, который подготовила Молдавия, вообще не предусматривал участия приднестровской стороны в урегулировании".

"В Тирасполе говорят, что главная ошибка предыдущих президентов Молдавии - это настойчивое стремление решить "приднестровскую проблему" в рамках унитарной Молдавии. Действующий президент Воронин пошел еще дальше и намерен решить проблему урегулирования вообще без учета мнения приднестровского народа. Опыт прошедших лет убедительно говорит о том, что это политика, у которой нет будущего", - заключила газета.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Одна из российских газет - "КоммерсантЪ" - 28 января 2008 года опубликовала новую серию "молдавско-приднестровских секретов". "Ъ" сообщает, что "Воронин сумел заручиться поддержкой Москвы в вопросе приднестровского урегулирования". В результате якобы ожидается серьезное движение. В начале февраля 2008 года в Тирасполь приедет заместитель Секретаря Совета безопасности России Юрий Зубаков. Такой сценарий обрисовывает "Ъ", ссылаясь на довольно туманные источники. Источники, очевидно, глубоко внедрены в окружение президента Путина и столь же глубоко скрыты. Это один вариант. Можно предположить и второй - их просто нет. А то, что выдается за полученную информацию, является в данном случае мнением журналистов самого "Ъ".

"Сюжет, который развивает "Ъ", очень прост. Путин договорился с Ворониным, и ему осталось уговорить Игоря Смирнова пойти на объединение с Молдавией. Если же Смирнов не "уговорится", то ему будут искать замену. Будут искать того, кто "уговорится". Таким "покладистым парнем" "КоммерсантЪ" считает председателя приднестровского парламента Евгения Шевчука. Издание его очень хвалит. Евгений Шевчук - "фаворит" и "амбициозный спикер", он "хорошо чувствует конъюнктуру". Здесь же не исключается возможность силовых вариантов, так называемой "цветной революции". Издание пытается подкрепить это ссылкой на некие "высокие источники". Но об этих "источниках" мало что можно узнать. И непонятно, где - правда, а где - нет", - пишет агентство.

"Не стоит также гадать, насколько верно то, что Воронин заручился поддержкой Москвы в молдавско-приднестровском урегулировании, - отмечает ИА "Ольвия-пресс". - В последние годы об этом сообщалось неоднократно - после каждого визита молдавского президента в Россию. Однако, во-первых, у Москвы свои интересы, и с интересами Кишинева они, как можно было не раз убедиться, не совпадают. Что подтверждается не намерениями, а реальными, в последний момент деструктивными, деяниями Воронина. Во-вторых, 2007 год показал, что "поддержка Москвы" и молдавско-российские консультации еще не означают урегулирования. В минувшем году было много разговоров о новом этапе молдавско-российских отношений и о "плане Зубакова", который готовили для Приднестровья. Однако все окончилось не планом, а тем, что Кишинев предложил поддержать инициативу США и установить международный надзор над российскими миротворцами. И что будет в молдавско-российских отношениях дальше, пока не очень ясно". "Другое дело - позиция Приднестровья по вопросам выстраивания взаимоотношений и с Молдавией, и с Россией, а также с ОБСЕ, ЕС и другими международными организациями, - пишет информационное агентство. - Приднестровская позиция не однажды единодушно была подтверждена на всенародных референдумах. Воля народа - это более весомый аргумент, чем прогнозы, сделанные в тех или иных СМИ. И интересы людей должны отстаиваться за столом переговоров".

"Кстати, от ведения переговоров ПМР никогда не отказывалась. Важно только, чтобы Приднестровье на них было представлено равноправной стороной, а не "бедным блокадником", которого можно принудить к принятию тех или иных решений", - подводит итог ИА "Ольвия-пресс".

"Новая газета" пишет: "Встреча президентов России и Молдавии вновь поставила вопрос: способна ли Россия изменить позицию по отношению к Молдавии с целью показать Западу, что Кремль может урегулировать приднестровский конфликт, а Вашингтон и Брюссель не в силах улучшить ситуацию в Косово? Если Кишинёв сможет под влиянием Москвы подписать хотя бы протокол о намерениях в 2008 году касательно урегулирования на Днестре - это будет успех действующей власти перед выборами в парламент. Если это удастся сделать в самом начале 2009-го - тоже выгодно, ибо в этом году Молдавскому государству исполнится 650 лет. Воссоединение в юбилейную годовщину - мощный политический ход".

"Судя по всем 17 годам переговоров по урегулированию, Россия не пойдёт на компромисс с Молдавией на основе так называемого "Закона-2005", принятого парламентом Молдавии. (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Ограниченная автономия региона с развитыми государственными институтами, да ещё после войны 1992 года вкупе с российской армией на Днестре, выглядит несерьёзно. Речь может идти либо о тяжёлых условиях для Молдавии в виде некоего "Козак-2", либо федерация взамен на новые уступки Кишинёва в сфере экономики", - пишет издание.

"Так или иначе, но, судя по СМИ, Тирасполь из переговоров практически исключён, - отмечает газета. - Причина в его собственном поведении. Он столь часто клялся в стопроцентно пророссийской ориентации, с таким рвением организовывал акции в поддержку прокремлёвских партий в условиях, когда и так было ясно, что они победят, что с его самостоятельными интересами перестали считаться. Остаётся приднестровскому руководству гадать на кофейной гуще. Да ещё приглашать посла РФ и закидывать ему удочки: а что это в Кремле сегодня думают по поводу нашенской независимости?..".

"Да, Россия может теоретически нажать на Тирасполь с целью вынудить на уступки Кишинёву. Взамен от Молдавии Кремль может потребовать нейтралитет и гарантию от вступления в НАТО. Вполне возможно, что молдавское руководство пойдёт на это при гарантиях, в свою очередь, российской помощи перед парламентскими выборами 2009 года. Но не теряет ли такая комбинация смысл в условиях практически одновременного марша Грузии и Украины в евро-атлантическом направлении? Нейтральная Молдавия, пошедшая на сближение с Россией, окажется между Румынией - членом ЕС и НАТО и Украиной - кандидатом на совместные программы с Альянсом. Тут и Приднестровье будет болтаться, как мясная пластинка в середине гамбургера. Ни реальной пользы от нас России, ни вреда Западу", - полагает издание.

"В условиях нарастающего российско-американского противостояния сближение Москвы с Кишинёвом может оказаться хорошим пропагандистским методом давления на Запад. Но при нежелании американцев и европейцев торговаться с россиянами по Косово в сочетании с евро-атлантическим курсом Грузии и Украины, оно может и не сработать", - резюмирует "Новая газета".

Косовский прецедент: "Россию ничто не будет сдерживать в решении молдавско-приднестровской, грузино-абхазской и грузино-югоосетинской проблем"

"Позиция России по вопросу косовской проблемы должна оставаться неизменной: решение по Косово должно быть прецедентным, - пишет газета "Приднестровье". - В случае одностороннего провозглашения независимости Косово, российская сторона может смело рассматривать вопрос о признании Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии. Да, косовский прецедент, если он будет создан, способен перевести вопрос о признании Россией этих трех республик из области дискуссий в практическое русло. Более того, со дня провозглашения своего суверенитета эти три государства всячески пестуют свою независимость. И все это время просят Россию признать их".

"А что же Москва? - задается вопросом издание. - При очевидной расположенности к этим республикам она проявляет сдержанность в официальных высказываниях. Чаще - просто хранит молчание. Но долго ли еще Москве придется держать паузу? Или косовский прецедент добавит ей решительности хотя бы в постановке вопроса о международном признании сепаратистских режимов на постсоветском пространстве? Россия в трудном положении. Бросить своих друзей и союзников на произвол судьбы она не может, официально признать - тоже нет, это вызвало бы протест мирового сообщества и обвинения в поддержке сепаратистских режимов. Россия не хочет предстать покровительницей мирового сепаратизма. Она, если верить официальным заявлениям, намерена оставаться твердой сторонницей норм международного права".

"Владимир Путин постоянно подчеркивает: нельзя ввергать мир в пучину международных конфликтов из-за чьих-то геополитических интересов. А подобное может произойти, если кто-то в одностороннем порядке признает Косово. То же самое неминуемо, если Россия в одностороннем порядке признает Южную Осетию, Абхазию или Приднестровье. Чтобы их признало международное сообщество - на это Совбез ООН сегодня согласия не даст. А игнорировать его решение Россия не может себе позволить. Ведь именно она всегда выступала за усиление роли ООН. Под влиянием российской позиции многие европейские страны тоже заявили: нет, разрушителями норм международного права мы не будем. То есть на этом направлении Россия набрала серьезные очки", - пишет газета.

"Если будет создан косовский прецедент, Россия получит возможность выстраивать глобальную коалицию из тех стран, которые почувствуют себя незащищенными в таком мире, - отмечает "Приднестровье". - А вот одностороннее признание Абхазии, Южной Осетии или Приднестровья, наоборот, загонит Россию в изоляцию. Против нее начнут выстраивать коалицию страны, для которых нормы международного права святы и незыблемы. Словом, России не надо спешить. Требуется пауза, сопровождаемая дипломатической активностью и формированием коалиции в поддержку этих трех республик".

"В общем, при всех своих моральных обязательствах максимум, что пока может делать Россия для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья - это оказывать им поддержку и стараться обеспечить международную озабоченность их судьбой", - подводит итог издание.

ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Сегодня Россия, чтобы как-то противодействовать политике Запада на Балканах, заявляет о том, что пересмотрит свое отношение к любой стране, признавшей независимость Косово. Более того, на днях председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил, что "Москва может пересмотреть свой подход к республикам на постсоветском пространстве, уже провозгласившим свою независимость". То есть после одностороннего признания Косово начать воплощение в жизнь тезиса об универсальности косовского прецедента".

"Приднестровью, Абхазии и Южной Осетии такое развитие событий даст дополнительный шанс на приближение дня обретения независимости, - отмечает информагентство. - Хотя в названных республиках и не связывают воплощение воли народов этих государств в жизнь только с косовским прецедентом, так как после распада СССР непризнанные постсоветские республики имели все юридические права на обретение суверенитета, в котором по ряду субъективных причин им было отказано".

"Другое дело, что косовский прецедент заставит, наконец, мировое сообщество более внимательно вникнуть в причины неурегулированных конфликтов на постсоветском пространстве, а Россию ничто уже не будет сдерживать в решении молдавско-приднестровской, грузино-абхазской и грузино-югоосетинской проблем. Конечно, Москва не объявит на следующий день после объявления независимости Косово о признании трех республик, но и настаивать на территориальной целостности Молдавии и Грузии будет уже нецелесообразно", - резюмирует ИА "Ольвия-пресс".

Экономический кризис: "Скоро в республике останутся одни старики, дети и чиновники"

"То, что в Приднестровье власть "экономит" на народе, уже никого не удивляет, - пишет газета "Профсоюзные вести". - Удивляет и даже скорей возмущает другое - в сложных экономических условиях, в которых в настоящее время находится республика, исполнительная власть не забывает о себе любимой. На фоне сокращения количества трудоспособного населения, трудовая миграция которого приобретает необратимый характер, предложения президента в период утверждения бюджета на 2008 год об увеличении расходов на содержание растущего, как на дрожжах, чиновничьего аппарата, выглядит, мягко говоря, неадекватно".

"В 2008 году планировали увеличить свои штаты Министерство внутренних дел (на 138 человек), Таможенный комитет (38 человек), аппарат Министерства просвещения (10 человек), Министерства иностранных дел (16 человек). В Москве, Киеве, а с 2008 года и в Абхазии и Южной Осетии открыты представительства Приднестровья, и МИД планировал и наверняка продолжает планировать в своих "недрах" открыть управление "по курированию" деятельности этих представительств. "В целях обеспечения эффективного осуществления главой государства своих полномочий" предполагалось "усилить" администрацию президента 52 штатными единицами. Только на оплату их труда в год бы "уходило" почти 800 тыс. рублей ПМР (1 российский рубль = 0,34 рубля ПМР). И здесь возникает вопрос - а что до этого полномочия осуществлялись неэффективно?.." - задается вопросом издание.

"Возможно, для "аппаратчиков" президента это и не большая сумма, но в условиях дефицита бюджета каждая копейка на счету, - отмечает газета. - И если уж исполнительная власть призывала нас войти "в ее трудное положение" и затянуть пояса, так может быть ей самой тоже следовало бы затянуть поясочки на своих отнюдь не тощих фигурах? Если наши органы власти будут "штатно пухнуть" с такой быстротой, а население "от безнадеги" выезжать на заработки или вообще навсегда покидать "родину-мачеху", то очень скоро в республике, как и прогнозируется, останутся одни старики, дети и чиновники. Только вот кто их кормить будет?".

"Когда 18 лет назад республика создавалась, в ней проживали 750 тысяч человек, а министерств и чиновников было гораздо меньше, сейчас приднестровцев насчитывается 550 тысяч (по неофициальным данным 400 тысяч), зато министерств и ведомств - тьма. Может быть, министрам и руководителям ведомств следовало бы добровольно отказаться от требуемого ими дополнительного финансирования в пользу детей-сирот или другие социальные нужды...", - предлагает издание.

"Тогда, в декабре 2007 года во время принятия республиканского бюджета Верховный Совет Приднестровья не разрешил органам госуправления раздувать штаты. Такое же заключение по проекту бюджета-2008 вынесли и приднестровские профсоюзы, так как в условиях нехватки средств нецелесообразно увеличивать штатную численность органов госуправления", - заключает газета.

"О том, что в Приднестровье аппарат чиновников растет, как на дрожжах, независимая пресса писала неоднократно. О поисках внутренних резервов в условиях дефицита бюджета заявлял Верховный Совет, о намерении сократить чиновников говорил президент во время предвыборной гонки, - пишет газета "Человек и его права". - Но выборы прошли, а намерения так и остались лишь намерениями. Республика по-прежнему содержит огромный штат чиновников".

"Приднестровское государство 50% всех доходов (ВВП) тратит на свое содержание. Не в этом ли корень наших проблем? В превалирующем желании госмашины прокормить себя саму? Республика сегодня наглядно подтверждает теорию известного экономиста Адама Смита, жившего в 18 веке, но уже тогда предупреждавшего, что чем больше средств уходит на непроизводственное потребление, прежде всего государством, тем беднее нация", - отмечает газета.

"Есть мнение, что при около 500-тысячном населении ПМР иметь такой громоздкий управленческий аппарат - непозволительная роскошь и расточительство. Например, в министерстве сельского хозяйства Китая с его почти 1,3 миллиардным населением в поте лица трудится 47 человек. В Приднестровье же после разгона Минсельхоза чиновники никуда не делись, а плавно перекочевали в районные управления, и даже увеличили свои ряды. В управлениях сельского хозяйства и госсеминспекциях при госадминистрациях городов и районов ПМР сегодня работают 913 (!) человек. А сельского хозяйства как не было, так и нет. Впрочем, Приднестровье не может похвастать и наличием какой-либо внятной экономической политики, зато аппарат министерства экономики насчитывает 177 человек. И так практически по всем министерствам и ведомствам республики", - пишет газета.

"Сегодня Приднестровское государство переживает сложный период. Впрочем, вся 17-летняя история республики никогда не отличалась легкостью. И так будет продолжаться до тех пор, пока мы не научимся жить по средствам, пока власть не научится (или мы ее не заставим) "усмирять" свои непомерные аппетиты", - подводит итог газета.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.