Результаты мониторинга телепередач в период избирательной кампании: уровень пропаганды достигает 97%

Москва, 7 февраля 2008, 15:38 — REGNUM  Об итогах очередного этапа мониторинга освещения выборов президента РФ в информационных программах российского телевидения сообщили на пресс-конференции 7 февраля директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов и генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Олега Панфилова, на данный момент оценены результаты не предвыборной кампании, а фактически подготовительного периода к ней - с 10 января до 2 февраля 2008 года. На сегодняшний день основной вывод, который был сделан по итогам мониторинга политических передач российского телевидения - неуклонный рост пропаганды в пользу президента, правительства и партии власти, констатировали участники пресс-конференции. Как уточнил Олег Панфилов, уже весной 2007 года в передачах пяти центральных каналов телевидения в прайм-тайм (с 6 вечера до полуночи) процент информации, которую можно характеризовать как пропаганду, доходил до 91-93%, а в октябре этот показатель возрос уже до 96%, в отдельных случаях до 97%. "Это напоминает советский анекдот: когда диктор начинал новости словами: "Сейчас вы услышите новости о Брежневе и две минуты - о погоде", - заключил Панфилов.

По словам участников пресс-конференции, на такое положение дел влияет и то, что дебаты между кандидатами проводятся в неудобное для зрителей время, а в прайм-тайм попадают новости, главными "фигурантами" которых являются представители власти; и то, что из-за невнятного понятия "конституционная должность" представители власти, баллотирующиеся в парламент или на пост президента, имеют возможность не уходить в отпуск и использовать в ходе избирательной кампании административный ресурс. Стоит сегодня включить любую новостную программу, как становится ясно, что один кандидат в президенты находится в заведомо более выгодном положении, чем другие. В подтверждение этого участники пресс-конференции привели данные по каждому из телеканалов в период избирательной кампании на выборах в Думу, демонстрирующие, что кандидаты от различных партий находились в неравном положении. В период избирательной кампании по выборам президента ситуация в основном сохраняется; фактически только один из центральных телеканалов - РЕН-ТВ - сохраняет некий плюрализм в освещении деятельности представителей различных политических сил. До некоторой степени независимые телеканалы существуют и в регионах, подчеркивали участники пресс-конференции. Но уровень их электорального влияния по степени охвата территории и аудитории примерно на два порядка (т. е. в сто раз) ниже, чем у первых двух федеральных каналов.

По словам Игоря Яковенко, данные многолетнего мониторинга позволяют говорить о следующей динамике присутствия пропагандистских материалов во всем объеме телевизионных новостей: с 30% в 2000 году до отмеченных 97% в 2007 году. "Поле журналистики в России полностью захвачено в поле пропаганды. А логика пропаганды - она стремится к нарастанию, это ее внутренний закон", - констатировал Яковенко. "А председатель Центризбиркома Чуров между тем говорит о том, что, по его данным, первое место в материалах СМИ занимает Касьянов, а Медведев идет приблизительно третьим. Словно речь идет о разных странах, в которых измерялись эти данные, - добавил он. - Думаю, в этом случае надо говорить и о состоянии экспертного сообщества, потому что Чуров благоразумно не назвал источник, сославшись на некую независимую экспертную структуру, которая вывела такие данные. Но я представляю возможность самим телезрителям сравнить, так ли это. Важно, чтобы у нас в экспертном и журналистском сообществе формировался институт репутации - чтобы мы запоминали и понимали, кто именно приводит те или иные данные. Тогда у нас есть надежда на появление какого-то света в конце тоннеля".

Итоги избирательной кампании в СМИ будут подведены на пресс-конференции 26 февраля, а позже состоится подведение итогов самих выборов, добавили участники пресс-конференции.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.