5 февраля руководство кафедры зоологии московской Тимирязевской академии (Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева) подписало договор о прекращении опытов на животных с Международным сообществом за гуманное образование (ИнтерНИЧ). Как сообщили ИА REGNUM в Центре защиты прав животных "Вита", согласно договору, ИнтерНИЧ предоставит кафедре видеокассеты и компьютерные программы, которые заменят препарирование животных - крыс, рыб, голубей и насекомых, которые раньше сотнями погибали от рук студентов.

Как отметил руководитель ИнтерНИЧ Ник Джукс, в настоящее время "эксперименты на животных сходят на нет в мировой системе образования, т.к. подверглись критике с педагогической, научной и нравственной точки зрения. В то же время высококачественные альтернативные методы получают всё большее распространение".

Весной 2007 года кафедра зоологии Тимирязевской академии взяла на апробацию ряд программ из "библиотеки альтернатив" российского отделения ИнтерНИЧ. Программы понравились как студентам, так и преподавателям. "Компьютерные программы и видеофильмы о профессионально выполняемом препарировании по отдельным группам животных, позволят нам избежать проблем с теми студентами, которые по этическим соображениям отказываются препарировать животных и использование этих программ и видеофильмов позволят повысить эффективность подготовки студентов", - считает доцент кафедры Татьяна Блохина.

РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева стала первым вузом Москвы, одна из кафедр которого приняла решение официально отказаться от вивисекции и заключить соответствующий договор с ИнтерНИЧ. Ранее подобные соглашения были подписаны с рядом вузов из других регионов России и стран постсоветского пространства.

"Очень вероятно, что аналогичные соглашения скоро будут заключены и с другими кафедрами того же зооинженерного факультета, - сообщила ИА REGNUM региональный представитлеь ИнтерНИЧ в России Елена Маруева. - Кроме того, очень большой интерес к нашим предложениям проявляет Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий им. Скрябина. Там опыты на животных частично уже заменены альтернативами, и, возможно, тоже будет подписано такое соглашение".

"Больше всего проблем у нас с МГУ, - констатировала Елена Маруева. - Студент биофака Роман Белоусов, который требовал, чтобы ему разрешили в соответствии с убеждениями, не проводить опыты на животных во время обучения, проиграл все суды в России, и собирается подавать жалобу в Страсбургский суд. Пока российские суды считают, что если опыты предусмотрены ГОСТом по соответствующей специальности, студенты не вправе отказываться от их выполнения вне зависимости от своих убеждений".

Между тем, в настоящее время учеными разработаны десятки тысяч альтернативных методов, позволяющих отказаться от экспериментов на животных в учебном процессе. Это трехмерные модели, компьютерные программы, интерактивные видеодиски, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Практический опыт студенты получают в ходе клинической практикм: сначала они наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. Таким образом, подчеркивают зоозащитники, вместо того, чтобы убивать здоровых животных, они помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь.

Высокотехнологичные альтернативные методы имеют ряд преимуществ перед традиционными опытами на животных. Они экономичны. Кроме того, опыты на животных не всегда удается воспроизвести, в то время как при использовании, например, компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз и при самых разных условиях. Применение альтернативных методов обучения соответствует этической позиции тех преподавателей и студентов, которые руководствуются убеждением, что убийство живого существа ради того, чтобы научиться лечить, или чтобы изучить тот или иной биологический процесс, недопустимо.

По информации Центра защиты прав животных "Вита", в настоящее время вивисекция больше не проводится в учебных заведениях Нидерландов, Швейцарии, Аргентины, Словакии; альтернативные методы обучения используются также в большинстве вузов Италии, Швеции, Англии и Германии. В Италии, Великобритании и Швеции существует закон, разрешающий студентам отказаться от проведения опытов на животных, если это противоречит их нравственным убеждениям. В этом случае университет обязан предоставить им гуманную альтернативу.

Первый случай успешного отстаивания студентом своих прав на гуманные убеждения произошел в 1987 году в США, когда студентка Дженифер Грехем отказалась от участия в вивисекции в рамках курса физиологии. В результате ей не зачли данную дисциплину, но она обратилась в суд и выиграла дело.

После этого события был утвержден Билль прав калифорнийских студентов, позволяющий студентам не участвовать в опытах на животных, если это противоречит их нравственным принципам. С тех пор судебные процессы, в которых в качестве истцов выступали студенты, испытывающие сострадание к животным, стали достаточно распространенным явлением. В ряде случаев студентам даже был возмещен моральный ущерб (рекорд - 90 тыс. долларов).