В 2007 году в Чувашии приемные семьи обрели столько же детей, сколько за предыдущие пять лет. Как сообщили ИА REGNUM в Минобразования Чувашии, за 2002-2006 гг. в приемные семьи переданы 237 детей, в 2007 году - 247 детей. В настоящее время 484 ребенка воспитывается в 295 приемных семьях. Особенно активно институт приемных семей развивается в Красночетайском, Цивильском, Урмарском, Красноармейском, Ядринском районах республики.

Специалисты министерства отмечают, что сейчас уже можно говорить о наметившейся в республике практике создания приемных семей в пределах муниципального образования. Если в предыдущие годы граждане обращались в органы опеки и попечительства с просьбой "подобрать" им ребенка из детского дома, то сейчас они берут на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, которых знают, проживающих в своем микрорайоне, в своей или соседней деревне. Немало среди приемных родителей педагогов: более 40 приемных семей - это семьи педагогов. К примеру, в Ядринском районе в прошлом году три учителя (Людмила Сапожникова, Наталия Албутова, Марина Михайлова) взяли на воспитание по два приемных ребенка, в г. Чебоксары Руфина Герасимова - троих детей. Такие же примеры можно найти в Шумерлинском, Чебоксарском, Вурнарском, Ибресинском, Цивильском, Моргаушском районах. Среди приемных родителей много тех, кто уже вырастил и успешно воспитал двух, трех, четырех и даже пятерых своих детей.

Преимущественно, детей на воспитание берут сельские жители - 85%. И здесь несколько причин, поясняют эксперты. Во-первых, многодетная семья традиционна для сельской местности, и сельчане, действуя по старой поговорке "где двое, там и трое", не испытывают внутреннего страха перед увеличением количества членов своей семьи. Во-вторых, вопрос "Чем бы занять детей?" в сельской местности отпадает сам собой. День жителей деревни расписан по часам, и у каждого члена семьи есть свои обязанности по хозяйству, есть земля, которая требует заботы и ухода и не терпит лени и равнодушия. Приемные дети в семье сельчан - это не только "дополнительный рот", но и "дополнительные руки". В совместном труде, ежедневных заботах дети учатся трудиться, заботиться о других, общаться. Кроме того, жизнь сельчан проходит в тесном взаимодействии с соседями, на виду друг у друга. Как правило, здесь нет деления на "своих" и "чужих", соответственно, у родителей нет озабоченности, что приемный сын или дочь "попадут не в ту компанию". И, наконец, сельчане острее ощущают уход своих повзрослевших детей из "родительского гнезда", и те, кто чувствует себя одиноко в опустевшем доме, часто принимает решение взять на воспитание приемного ребенка.

Что касается государственной поддержки приемных семей, то на содержа-ние каждого приемного ребенка выплачиваются денежные средства - от 4000 до 4570 рублей в месяц в зависимости от возраста ребенка. Труд приемного родителя засчитывается в общий трудовой стаж, выплачивается заработная плата: за воспитание одного-двух детей - 2500 рублей в месяц, трех и более детей - 3600 рублей в месяц. За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего ребенка с ограниченными возможностями здоровья приемному родителю устанавливается надбавка к заработной плате в размере не менее 50% минимального размера оплаты труда. Есть примеры, когда приемные семьи выезжают отдыхать в санатории и на базы отдыха, пользоваться семейными туристическими путевками. Таким образом, бюджет семьи, взявшей на воспитание одного ребенка, возрастает на 6,5-7 тыс. рублей ежемесячно, двух детей - на 10-11 тыс. рублей, трех детей - на 16-17 тыс. рублей.

В республике ежегодно выявляется более 800 детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть из них -78% - это так называемые "социальные сироты", дети, которые стали сиротами при живых родителях. В интернатных учреждениях Чувашии продолжают проживать около 1000 детей из категории сирот и оставшихся без попечения родителей. На содержание детских домов и школ-интернатов республика выделяет ежегодно около 240 млн рублей, на одного воспитанника 12-15 тыс. рублей ежемесячно. И всё же заменить родителей, семью не сможет никакая школа-интернат. Поэтому широкое распространение должна получить семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считают в Минобразования.