Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации во исполнение поручения председателя Правительства Российской Федерации в период с 4 по 7 марта 2003 года провела совещания с участием представителей Минэнерго России, Минэкономразвития России, РАО "ЕЭС России", c представителями администраций, региональных энергетических комиссий субъектов Российской Федерации, акционерных обществ энергетики и электрификации по вопросам обоснованности повышения тарифов на электрическую энергию на 2003 год. В совещаниях также приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от соответствующих регионов, члены законодательных собраний субъектов Российской Федерации.

В качестве субъектов, принимавших участие в совещании, были приглашены представители регионов, в которых намечалось максимальное повышение тарифов на электрическую энергию, по сравнению с уровнем, определенным Правительством Российской Федерации для конечных потребителей электроэнергии в размере 14% в 2003 году. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ФЭК РФ, в результате проведенной разъяснительной работы в г. Санкт-Петербурге и в Брянской области тарифы для конечных потребителей, включая население, были окончательно установлены региональными энергетическими комиссиями на 2003 г. с ростом не более 14%. В 22 субъектах Российской Федерации (Саратовской, Калужской, Костромской, Липецкой, Ростовской, Вологодской, Самарской, Ульяновской, Тюменской, Пермской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Кировской, Иркутской, Ленинградской областях, Приморском крае, Республиках Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Удмуртия и Кабардино-Балкария) решения о повышении тарифов на электрическую энергию были приняты на основе консенсуса с администрациями соответствующих регионов после тщательного рассмотрения экспертными советами с участием союзов потребителей и представителями общественности.

Бюджеты регионов на 2003 год в полной мере предусматривают рост тарифов на электроэнергию для бюджетных организаций, а также субсидии малоимущим слоям населения при повышении тарифов для населения. Особая ситуация сложилась в Курганской области, где объективные причины общеэкономического состояния области привели к негативным последствиям в сфере энергетики. Это выражено в значительных объемах кредиторской задолженности ОАО "Курганэнерго" и необходимостью установлению значительных для экономического состояния области тарифов для всех без исключения потребителей. Выходом из этого состояния ФЭК России считает заключение соглашения между ОАО "Курганэнерго" и ОАО "Тюменьэнерго" на поставку относительно дешевой электрической энергии из Тюмени, что, по нашему мнению, позволит в течение 2-х лет стабилизировать обстановку в электроэнергетике области и создать условия для снижения тарифов на электроэнергию. В 2-х регионах (в Ставропольском крае и Псковской области) повышение тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей (включая население) вызвало значительное обострение ситуации и недовольство со стороны потребителей. Несмотря на то, что процедура принятия решения по повышению тарифов региональными энергетическими комиссиями была полностью соблюдена, в указанных регионах создалась ситуация, обусловленная особенными факторами.

В Псковской области рост тарифов на федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) наряду с отменой льгот на ФОРЭМ для области, привел к суммарному росту тарифа с ФОРЭМ на 70%, что в условиях полной зависимости области от покупной энергии, привело к резкому повышению тарифов, как в среднем по региону, так и для населения. Для Ставропольского края повышение тарифа с ФОРЭМ наряду с выходом на ФОРЭМ крупнейшего в крае потребителя - ОАО "Невинномысский Азот " в совокупности только по двум указанным факторам привело к повышению тарифа более, чем на 18%. ФЭК России на очередном заседании правления рассмотрит возможность предоставления льготных тарифов с ФОРЭМ в целях снижения тарифов на электрическую энергию для населения критических регионов.